Методическая разработка урока по русскому языку в 5-м классе "Имя прилагательное". Путешествие по сказке Оскара Уайльда "Мальчик-Звезда"

Разделы: Русский язык


Тема урока:

1. Имя прилагательное.

2. Что обозначает имя прилагательное.

3. Путешествие по сказке О. Уайльда “Мальчик-Звезда”.

Цели урока:

1. Ознакомить с понятием имя прилагательное.

2. Повторить словосочетание.

3. Повторить слова в прямом и переносном значении.

I. Знакомство с именем прилагательным по тексту сказки “Мальчик-Звезда”.

1. Ребята, вам нравятся сказки?

2. Какие герои вам нравятся?

3. С кем знакомит нас сказка О. Уайльда? (чтение текста)

4. Какой мальчик, какое лицо, какие губы, глаза?

5. Как автор называет его волосы? Что значит золотые кудри? (в прямом или переносном значении?)

6. Какая это часть речи? (золотые - имя прилагательное)

Докажите?

Золотые кудри
Прил. Сущ.

7. Что обозначает слово золотые? (признак предмета)

8. Что такое имя прилагательное? (дайте определение)

- Откройте тетрадочки.

- Из этого текста выписать 3 словосочетания сущ. + прил.

- Обозначить главное и зависимое слова.

- Укажите род, число, падеж имен существительных.

- Как обозначаем главное слово (х), а зависимое (стрелочка и вопрос)?

- Укажите род, число, падеж имен прилагательных.

- От чего зависит род, число, падеж имен прилагательных? (от сущ.)

- Как изменяются имена прилагательные? (по родам, числам, падежам)

Имя прилагательное обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы чей? какой? Может иметь полную и краткую форму. В предложении бывает определением или сказуемым.

- Каким становится мальчик год от года?

Красивее и красивее

Хором произносим и ставим ударение

- Каким вырос? Стал себялюбивым

- Как вы понимаете себялюбивым?

- Хорошо это или плохо?

- Как образовалось слово себялюбивый?

Себя + корень люб.

- Мы могли бы описать мальчика без имен прилагательных?

- Прочитайте текст, опуская имена прилагательные.

- Ясно вы представили бы мальчика? (нет)

- Какова же роль имен прилагательных в речи?

Они помогают более точно выразить признак.

- Слушаем сказку дальше.

II. Сценка.

- Что значит, отдать свое сердце другому?

- Полюбить.

- Как мальчик называет свою мать, какими прилагательными?

- Омерзительная, некрасивая, противная, уродливая

“Ты противна и безобразна”, - сказал мальчик.

- В чем особенность этого предложения?

- Выделите грамматическую основу в прямой речи.

- Какой вывод об имени прилагательном можно сделать из этого предложения?

(краткая форма: ты какова? – противна и безобразна)

Однажды через селение проходила несчастная женщина.

В этом предложении полная форма имени прилагательного (определение)

III. Портреты героев (иллюстрация).

Цвета делятся на холодные и теплые. Холодные: черный, серый, голубой, фиолетовый. Теплые: желтый, красный, розовый, оранжевый.

- Художники рисуют портреты героев.

- Выражают свое отношение в красках.

- Кто по-настоящему красив? Мать (теплые цвета)

- Цвет создает свое определенное отношение к герою.

- Какая пословица подходит к мальчику? (Не тот хорош, кто лицом пригож, а кто на дело гож)

Вывод. Относиться к близким он не умеет.

- Подчеркните имена прилагательные.

- С основой на шипящий в краткой форме ь не пишется.

- Напишите несколько предложений.

- Кто понравился из героев? Почему?

- Музыка помогла выразить характер?

- Какая мать?

- Музыка грустная, как бы переживает?

IV. Легенда о синих шиханах.

“Люди уже точно не помнят, когда это было, только знают. Что этих голубых шиханов тогда еще не было. Когда-то в этих краях жил ногайский шах. Был он, как все богачи, жадный и злой, и была у него дочка, назовем ее Гульчира. Она, не в пример отцу, была красивой и доброй сердцем. По соседству в юрте жила бедная женщина с сыном, назовем его Ишбулды. Вот и подружились на беду Ишбулды с Гульчирой. Когда девушка подросла, стали во дворец ее отца богатые женихи из разных земель приезжать. Кого там только не было, какой только калым не сулили шаху! А отцу красавицы все было мало, и он прогонял их. Пришел сватать Гульчиру и Ишбулды, ее любимый.

- Что ты можешь принести, какой калым за невесту дашь мне? – со злым смехом спросил его ногайский шах.

- Свою любовь и только любовь, - ответил юноша.

Вдоволь насмеявшись, шах прогнал его со двора, крикнув вдогонку:

- Вот если принесешь мне живое сердце твоей матери, то, так и быть, отдам тебе в жены свою дочь!

В большой печали вернулся Ишбулды в свою юрту.

- Мама, - сказал он, - шах требует калым за Гульчиру.

- А что мы можем ему дать? – ответила мать. – Разве что эту дырявую юрту…

- Мама, - с дрожью произнес сын, - шах требует, чтобы я принес твое живое сердце, тогда он отдаст мне Гульчиру в жены.

Мать, недолго думая, взяла нож, ударила себя в грудь, вынула большое, горячее сердце и, протянув его сыну, сказала лишь 2 слова:

- Торопись, сынок! – и умерла.

А сердце было еще живо. Ишбулды, взяв его в обе ладони, бросился бежать ко дворцу шаха. Все это видел Урал-батыр - главный дух здешних мест. Не стерпел он такой несправедливости и бросил на дорогу, по которой бежал юноша, небольшой камень. Юноша упал, уронив на дорогу сердце матери. Задыхаясь в дорожной пыли, сердце прошептало: “Не ушибся ли, сынок?” - и окаменело, превратившись в большую гору – Юрак-Тау.

Сын, увидев перед собой большое окаменевшее сердце матери, словно очнулся от наваждения. Он вдруг понял, что на свете существует Любовь, которая гораздо больше и благороднее, чем его любовь к девушке – любовь матери к сыну. Он упал на землю и стал молить Урал-батыра, чтобы он покарал его за содеянное. Взмахнул Урал-батыр рукой, и тело, распластанное на земле, обернулось горой Куш-Тау.

Все это, оказывается, видел и злой ногайский шах. Он сидел на балконе своего дворца и насмехался. В третий раз взмахнул рукой Урал-батыр, и дворец вместе с шахом и его богатствами превратились в третью гору – Шах-Тау…

Люди слышали, будто Урал-батыр крикнул: “Эти богатства шаха достанутся только тем, кто будет по-настоящему бороться и победит…”

- Вы задумывались о своей матери, о ее сердце?

(Мать вне ряда, место ей в нашей жизни совершенно особенное, исключительное. Она несет идею человека. Что мы знаем о наших мамах – усталых, раздраженных, занятых работой, беготней по магазинам? Вы пробовали описать свою мать?

- Описать маму.

- Оказывается, это очень трудно. Не все мы знаем, какой цвет глаз у мамы, какой голос. Портрет очень часто получается приблизительным: смотрим всю жизнь, но не видим самого близкого человека. Материнство – это не только улыбки и радость. Это и горы пеленок, и бессонные ночи, и капризы детей, и очереди по магазинам. Легко ли быть матерью?

V. Итог урока.

- Чему научила вас сказка?

Чтобы не были себялюбивыми

- Как вы понимаете “каменное сердце”?

Жестокое – в переносном значении

1. Мы не зря говорили о сказке.

2. А чему же учит нас сказка?

3. Каким она советует быть?

4. Сделайте обобщение об имени прилагательном.

Домашнее задание: сочинение-миниатюра о маме.