Русский язык
-
Урок-игра "Крестики-нолики" по теме "Причастия" 2008
Данная работа может быть использована на уроках обобщения знаний учителями русского языка с целью активизации познавательной и речевой деятельности учащихся, развития общеучебных умений (слушать и слышать, адекватно воспроизводить принятую информацию; критически относиться к полученной информации, давать ей оценку; высказывать свое мнение, подтверждая его примерами).
-
Урок развития речи по русскому языку в 9-м классе по теме "Экскурсия в Третьяковскую галерею" 2008
Урок подготовки к экзаменационному изложению по "Сборнику текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку". Анализируются тексты № 11, 35, 36, связанные общей тематикой (в них рассказывается о шедеврах русской живописи, которые находятся в Третьяковской галерее). На уроке не только совершенствуются навыки работы с текстом, умение связно и грамотно выражать свои мысли, давать развернутый ответ на поставленный вопрос, но и решается вопрос эстетического и гражданского воспитания учащихся.
-
Урок развития речи по русскому языку в 5-м классе "Подготовка к сочинению по собственным наблюдениям «Осенняя сказка»" 2008
Урок развития речи в 5-м классе по теме "Подготовка к сочинению по собственным наблюдениям "Осенняя сказка".
-
Конспект урока "Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол»" 2008
Урок по теме"Обобщение и систематизация изученного о глаголе в 6-м классе". Ролевая игра "Следствие ведут знатоки". Процесс обобщения и систематизации знаний идет более интенсивно за счет умелого сочетания индивидуальных и групповых заданий занимательного характера.
-
Урок русского языка в 8-м классе "Однородные члены предложения" 2008
Урок русского языка для учащихся 8-го класса. Тема «Однородные члены предложения». На данном уроке рассматриваются однородные члены предложения, выраженные различными частями речи, распространенные и нераспространенные, ряды однородных членов.
-
Урок по русскому языку в 4-м классе по теме "Именительный и винительный падежи существительных множественного числа" 2008
Приемы эффективной деятельности учащихся.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Род имени существительного" 2008
Методы и приёмы данного урока способствуют успешному усвоению материала, учат применять свои знания в необычной учебной ситуации, корректировать, углублять и закреплять знания учащихся за счёт привлечения занимательного материала.
-
Развитие речи. Подготовка к сочинению "Равнение на героев". Открытый урок русского языка в школьном музее. 2008
Вашему вниманию предлагается открытый урок русского языка в школьном музее.
-
Методическая разработка урока русского языка в 7-м классе на тему "Мягкий знак после шипящих на конце наречий" 2008
Связь новой темы с изученными ранее обязательна. Использование учебника, словарей и других дополнительных источников на уроке. Чередование устных и письменных видов работы. Внимание на уроке уделять каждому ученику. Связь с другими предметами при выполнении домашнего задания.
-
Урок развития речи в 6-м классе 2008
В конспекте урока представлены приёмы, направленные на развитие творческого потенциала учащихся. Это "бином фантазии" (Дж. Родари), метод фокальных объектов и "приём напряжённого зрения". Они погружают ребёнка в ситуацию исследования, побуждают познавательную активность, интерес к объекту. Эти приёмы можно использовать на уроках развития речи при описании предмета, практикумах по литературе при работе над метафорой. Можно применять их и в качестве речевого тренажёра в начале обычного урока русского языка.
-
Урок русского языка в 5-м классе "Буква Ы — И после Ц" 2008
На уроке учащиеся учатся правописанию гласных букв Ы-И после Ц, повторяют правописание О-Ё после шипящих, безударных гласных корня, приставок на З-С.
-
Урок русского языка. Повторение и обобщение по теме "Причастие" 2008
Урок русского языка в 7-м классе на тему «Причастие». При изучении причастий следует уделить внимание работе по усложнению синтаксического строя речи школьников. Важно показать учащимся, что причастие - книжная форма; оно является экономным способом выражения мысли, и употребление его обогащает речь, делает ее более яркой, образной. Урок помогает систематизировать знания о причастии, выявить уровень сформированности умений по определению грамматических свойств и категорий причастия; развивать навыки правильного письма наиболее сложных форм причастий; воспитать интерес к языку, уважение к русскому слову.
-
Урок-игра по русскому языку "Турнир в стране Языкознания" (с использованием ИКТ) 2008
Урок-игра по русскому языку для учащихся 6-го класса «Турнир в стране Языкознания» с использованием информационно-компьютерных технологий. В уроке использована форма турнира, что позволяет детям посоревноваться. Задания выполняются на время, есть проверка задания, т.е. учащиеся могут сами проверить правильность выполнения заданий.
-
Методика поэтапной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку (часть С) 2008
Подготовка к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ (часть С) является одной из самых трудных задач, стоящих перед учителем-словесником. Предлагается методика поэтапной подготовки учащихся к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку (часть С), выработанная на основе многолетнего личного опыта. В заключительной части статьи приводится субъективная оценка методической литературы, использовавшейся в работе учителя.
-
Фонетическое средства выразительности русской речи 2008
Урок литературы на тему «Фонетические средства выразительности русской речи» формирует представление об особенностях фонетических средств выразительности русской речи; способствует в приобретении навыков исследовательской работы над лирическим произведением.
-
Урок русского языка во 2-м классе по теме "Перенос слов" 2008
При параллельном обращении к разным типам мышления ребенка – логическому и образно-художественному – создаются условия для познавательной и учебной деятельности, для развития интеллектуальных и творческих способностей. Ребёнок не учится, а смотрит сказку и создаёт её сам.
-
В разнообразии приставок таится разнообразие смысла 2008
Целью данного урока является выявление семантической роли приставок и закрепление их правописания. Текстовый материал представляет собой фрагменты произведений А.С. Пушкина, которые можно объединить темой «Метель».
-
Эффективность использования информационных технологий в процессе преподавания филологических дисциплин 2008
В статье рассматриваются вопросы эффективности использования на уроках русского языка информационных технологий. Самым доступным на сегодня остается создание презентаций средствами Microsoft Power Point. Дидактические материалы такого формата применимы на всех этапах любого типа урока. Варианты применения Power Point также можно найти на страницах данной статьи.
-
Урок русского языка по теме "Употребление наречий в речи" 2008
Представлен урок русского языка по теме "Употребление наречий в речи". На уроке формируются умения учащихся правильно употреблять наречия в тексте. Наречия используются как средство более точного и образного выражения мысли, как средство связи предложений. В ходе урока организовано повторение орфографии и морфологии (т.к. наречие связано с глаголом, повторяются категории вида и времени глагола).
-
Урок развития речи в 7-м классе. Подготовка к сочинению — описанию трудовых процессов 2008
Урок развития речи в 7-м классе построен на основе краеведческого материала, связан с жизненными интересами учащихся: их работой в кружке «Берестяные узоры».
-
Систематизация знаний учащихся по русскому языку в 8-м классе в процессе подготовки к ЕГЭ 2008
Представлен конспект урока по анализу текста "Систематизация знаний учащихся по русскому языку в 8-м классе в процессе подготовки к ЕГЭ". Урок легко переработать, учитывая уровень подготовленности класса по предмету. Материал можно использовать на внеклассных занятиях по русскому языку.
-
Урок русского языка по теме "Наречие" 2008
Цели данного урока: в разнообразной, занимательной форме обобщить знания по труднейшей части – наречие; использовать многие виды работы, чтобы и левополушарные и правополушарные дети могли показать знания; прививать детям любовь к слову, к языку; исторические корни некоторых наречий; уяснить роль наречий в русском языке.
-
Урок русского языка в 8-м классе по теме "Вводные слова и предложения. Знаки препинания при них" 2008
Представлен урок русского языка по теме "Вводные слова и предложения. Знаки препинания при них" (8-й класс). Это урок-обобщение. На уроке использованы различные формы работы: во-первых, домашнее задание было дано дифференцированно; во-вторых, включена работа с тестом и, в-третьих, в урок включен прекрасный текст о счастье, на котором можно подискутировать с ребятами. На уроке пополняется словарный запас учащихся.
-
Урок русского языка в 5-м классе на тему "Этимология как наука о происхождении слова. Устаревшие слова и неологизмы" 2008
Целью урока является: совершенствование умения работать с этимологическим, толковым словарем при объяснении лексического значения устаревших слов и неологизмов, восстановление в памяти учащихся представления об историческом принципе написания морфем и умение рассматривать правописание корней с точки зрения этого требования, систематизирование накопленных учащимися знаний по теме « Лексика ».
-
Урок русского языка в 9-м классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными" 2008
Представлен конспект урока русского языка в 9-м классе по теме "Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными". Представлен комбинированный урок русского языка, ознакомлению с придаточными уступительными, обширному охвату тем раздела "Сложноподчинённые предложения" и совершенствованию орфографических и пунктуационных навыков, тесно связанных с изучением нового материала.
-
Урок по теме "НЕ с именами прилагательными" 2008
Урок в 6-м классе по теме «Не с прилагательными». Формирование прочных орфографических навыков - одна из главных задач, стоящих перед учителем русского языка. Навыки грамотного письма относятся к числу сложнейших. Очень часто изученное правило ученик не может применить на практике. С целью повышения эффективности учебно-познавательного интереса и качества знаний учащихся применяются элементы новых педагогических технологий. На уроке используются дифференцированный подход, методы орфографического программирования.
-
Языковая композиция повести В.Маканина "Человек свиты". Обучение композиционному анализу прозаического текста в 11-м классе 2008
Проблема композиции является центром исследования произведения искусства. В лингвистике существует своя теория композиции. Языковая композиция - это сопоставление, противопоставление, чередование словесных рядов в художественном тексте. В повести В.Маканина два ключевых понятия: "свита" и "человек". Автор использует антитезу и повтор в качестве композиционных приёмов. Ирония создаётся противопоставлением книжного словесного ряда и разговорно-просторечного, ряда слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и уменьшительно-уничижительными.
-
Тема урока: "Имя существительное. Повторение" 2008
Данный урок является комбинированным. Элементы занимательности, игры, интеграции формируют эстетическое отношение к миру, развитие творческой индивидуальности учащихся. Теоретический материал представлен доступно, просто, наглядно в виде опорной схемы. Опорная схема выстраивалась вместе с учащимися на предыдущих уроках поэтапно в ходе активной познавательной деятельности под руководством учителя. На данном уроке учащиеся быстро ориентируются в ней, мгновенно находя и понимая отдельные звенья.
-
Технология модульного обучения на уроках русского языка. Модульный урок "Имя прилагательное как часть речи", 6-й класс 2008
Модульный урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи", 6-й класс. Все больший интерес в настоящее время вызывает модульное обучение, т.к. оно формирует у выпускников школы самостоятельность, навыки самообразования, самооценки.
-
Использование творческих подходов на уроках методики преподавания русского языка как условие формирования профессионально-значимых качеств личности 2008
От учителя во многом зависит, какими будут наши воспитанники. Будут ли они людьми с широко развитыми духовными потребностями, интересами. Будут ли они готовы к труду, к жизни. Кто же оставит добрый или злой след в мире детской души? Кому поверят, поведают о том, что радует, что гнетет, с кем школа для детей станет "Школой радости"? Вот вопросы, на которые ищет ответ автор данной работы.