Цели урока:
- cовершенствование навыков работы с текстом на основе анализа текстов единой тематики: определение темы, идеи текста, выделение ключевых слов;
- развитие устной и письменной речи, умения связно и грамотно выражать свои мысли, давать развернутый ответ на поставленный вопрос;
- развитие умения сравнивать, выделять главное;
- эстетическое воспитание учащихся через произведения русской живописи;
- гражданское воспитание учащихся через осмысление портретного очерка П.М.Третьякова.
Оборудование: компьютерная презентация репродукций картин русских художников, находящихся в Третьяковской галерее.
Предварительное домашнее задание: прочитать тексты № 11, 35, 36 (“Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку” - автор – составитель Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова), определить тему, идею каждого текста, озаглавить их, выделить ключевые слова в каждом тексте.
Индивидуальные задания:
- Текст № 11- выделить трудные для понимания слова и объяснить их лексическое значение по толковому словарю.
- Текст № 35- составить план текста в форме вопросов и задать их товарищам на уроке.
- Ответить на вопрос по тексту № 35: “О каких чертах характера художника свидетельствует данный текст?”
- Рассказать о своем впечатлении о картине Саврасова “Грачи прилетели”.
- Подготовить сжатый пересказ текста № 36.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Оформление записей в тетради.
Сегодня мы проводим очередной урок подготовки к экзаменационному изложению. Однако это не просто урок, а урок – путешествие в Третьяковскую галерею (слайд № 1).
2. Выполнение индивидуальных заданий у доски.
А) Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов графически.
Бескорыстная любовь
Не швырял деньги по-княжески
Антикупеческие достоинства
Выбирать для галереи
Музей национального искусства
Приезжавших в Москву
Б) Графически объяснить постановку знаков препинания в предложениях (текст дается без знаков препинания).
П. М. Третьяков – основатель музея национального искусства в Москве.
Автор хочет заинтересовать нас личностью П.М. Третьякова, посвятившего всю свою жизнь созданию национальной художественной галереи. Это был человек фантастического трудолюбия, глубокого внутреннего благородства, редкостной скромности и удивительной требовательности к себе. Жизнь П.М.Третьякова – настоящий гражданский подвиг, потому что он сохранил шедевры русской живописи для будущих поколений.
3. Класс. Словарная работа.
Начнем урок со словарного диктанта с последующей самопроверкой ( в ходе работы деется толкование лексического значения трудных слов).
Русская живопись
Огромная коллекция
Музей национального искусства
Третьяковская галерея
Историческая картина
Неожиданные ассоциации (ассоциация – связь
между отдельными представлениями, при которой
одно из представлений вызывает другое.)
Светотень и колорит
Масляные краски
Приготовил этюдник
(Этюдник – специальный плоский ящик с принадлежностями для живописи, рисования и местом для помещения этюда. Этюд – рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры и обычно представляющие собой часть будущего большого произведения.)
Как вы думаете, почему мы сегодня написали именно эти слова?
Ответ: Эти словосочетания из текстов, с которыми мы знакомились дома. Они являются ключевыми и объединяют все эти тексты.
Какая тема объединяет тексты № 11,35,36?
Ответ: Все эти тексы связаны тематикой, в них рассказывается о шедеврах русской живописи, которые находятся в Третьяковской галерее.
Итак, сегодня на уроке мы отправляемся на экскурсию в Третьяковскую галерею. (слайд №1)
4. Основная часть урока.
1. Определите тему текста 11.
Тема: рассказ о Павле Михайловиче Третьякове – основателе музея национального искусства в Москве, который носит его имя Третьяковская галерея, или Третьяковка. (слайд №2 – И.Е.Репин. Портрет П.М.Третьякова, основателя Третьяковской галереи, 1883)
2. Определите стиль, тип речи и жанр данного текста.
Текст относится к публицистическому стилю, тип речи – повествование, жанр – портретный очерк.
3. Кто является героем портретного очерка?
Конкретный человек, обладающий теми или иными достоинствами или недостатками.
4. Как строится портретный очерк? Есть ли какой-то определенный план?
Автор может рассказать о своем герое через
создание внешнего и внутреннего портрета.
Каким образом Л.Волынский, автор текста,
раскрывает перед нами личность Третьякова?
(через поступки, отношение к искусству, к
художникам)
5. Проверка индивидуального домашнего задания: выделить трудные для понимания слова и объяснить их лексическое значение по толковому словарю.
Вельможные меценаты
- вельможа – знатный,
- богатый меценат – богатый покровитель наук и искусств
Бескорыстная любовь
- бескорыстный – чуждый корысти
- корысть – выгода, материальная польза
Тщеславие – высокомерное стремление к славе, к почитанию
Тщеславный – любящий славу, выставляющий свои достоинства напоказ
Гуманизм – человечность в общественной деятельности, в отношении к людям
Передвижники – передовой, демократически настроенный художник – реалист второй половины 19 века, участник передвижных выставок
Место паломничества
- паломничество – путешествие с целью ознакомления
- с какими – нибудь достопримечательностями
шедевры живописи
- шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы.
6. Проверка индивидуального задания А.
Объяснить правописание слов.
Бескорыстная любовь
Не швырял деньги по-княжески
Антикупеческие достоинства
Выбирать для галереи
Музей национального искусства
Приезжавших в Москву
Какие черты характера Третьякова поразили вас?
Задание классу: найти в тексте и зачитать предложения, в которых употреблены данные слова и словосочетания.
7. Определите идею данного текста.
Автор хочет заинтересовать нас личностью П.М. Третьякова, человека, который всю свою жизнь посвятил созданию национальной художественной галереи. Это был человек фантастического трудолюбия, глубокого внутреннего благородства, редкостной скромности, удивительной требовательности к себе. Он совершил настоящий гражданский подвиг – передав в дар Москве галерею, а значит и всей России, он сохранил шедевры русской живописи для будущих поколений.
Хочется привести высказывание художника М.Нестерова: “..не появись в свое время П.М.Третьяков, не отдайся он всецело большой идее, не начни собирать воедино Русское Искусство, судьбы его были бы иные, быть может, и мы не знали бы ни “Боярыни Морозовой”, ни “Крестного хода”, ни всех тех, больших и малых, картин, кои сейчас украшают знаменитую Третьяковскую галерею. Тогда, в те далекие годы, это был подвиг..”
(просмотр слайдов № 3, 4, 5– залы Третьяковской галереи; слайды № 6, 7, 8. 9, 10 - некоторые картины, находящиеся в ней:
Н.Н.Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея в
Петергофе, 1871
И.И.Шишкин. Утро в сосновом лесу, 1889
И.И.Шишкин. Корабельная роща, 1898
В.М.Васнецов. Аленушка,1881
И.И.Левитан. Март, 1895)
Проверка индивидуального задания Б – пунктуационный разбор предложений.
8. Как вы озаглавили текст?
Создатель Третьяковской галереи.
Дело всей жизни.
Жизнь, посвященная искусству.
Великий гражданский подвиг.
9. Текст № 35.
А) О чем рассказывается в этом тексте? (о истории создания картины “Боярыня Морозова” художником Суриковым) (слайд № 11 - В.И.Суриков. Боярыня Морозова, 1887)
Б) Для того, чтобы понять содержание картины, нам необходимо обратиться к исторической справке. Кто такая боярыня Морозова?
Морозова Феодосия Прокофьевна – боярыня (год рождения неизвестен, год смерти – 1672), она является одним из крупнейших деятелей раскола, или старообрядчества. Старообрядчество – религиозное движение, направленное против церковных реформ патриарха Никона, который приступил к изменению богослужебных книг, церковных обрядов. Старообрядцы – это приверженцы старой веры, противники церковных нововведений. На уроках литературы мы говорили о протопопе Аввакуме – вожде старообрядцев.
По указу царя Алексея Михайловича, богатейшие имения и все имущество Морозовой было конфисковано, а сама она была сослана в Боровский Пафнутьев монастырь и заключена в острог, где и умерла. На картине Сурикова изображен тот момент, когда боярыню Морозову отправляют из Москвы в ссылку.
В) Проверка индивидуального домашнего задания : составить план текста № 35 в форме вопросов и задать их товарищам на уроке.
Как Суриков работал над картиной? (слайды № 12, 13 – В.И.Суриков. Голова боярыни Морозовой, 1886. Этюд для картины “Боярыня Морозова”; В.И.Суриков. Боярышня в синей шубке, 1887. Этюд для картины “Боярыня Морозова”).
Г) Проверка индивидуального домашнего задания.
Ответить на вопрос по тексту № 35: “О каких чертах характера художника свидетельствует данный текст?”
10. Текст № 36.
А) Какая картина была написана А.К.Саврасовым в селе Молвитине?
Ответ: Саврасов написал картину “Грачи прилетели” и произошло это более 130 лет назад. Сейчас это село называется поселок Сусаннино (Костромская область). Жители этого поселка очень гордятся этим событием. Однако теперь грачи не гнездятся около церкви, так как прежних березок уже нет, их пришлось спилить из-за старости, а новые как-то не удосужились люди посадить. Однако все-таки в поселок грачи прилетают.
А.К.Саврасову очень хорошо удалось передать на картине ощущение прихода весны, радость обновления природы. Неслучайно художник после названия картины поставил не точку, а восклицательный знак.
(показ слайдов № 14– А.К.Саврасов. Грачи прилетели, 1871, слайды № 15,16 А.К.Саврасов. Грачи прилетели. Фрагмент, 1871)
Б) Проверка домашнего задания: сжатый пересказ текста № 36.
В) Задания к тексту №11 и № 36 перекликаются.
№11 Расскажите о вашем впечатлении о какой-либо картине из Третьяковской галереи.
№ 36 Какая картина была создана художником в селе Молвитине? Напишите о своем отношении к ней.
Проверка индивидуального домашнего задания:
рассказать о своем впечатлении о картине Саврасова “Грачи прилетели”.
Алексей Кондратьевич Саврасов – один из известных русских пейзажистов. В течение 1871 года Саврасов с воодушевлением работал над своим главным произведением – “Грачи прилетели”. Первый этюд к нему художник написал в марте в селе Молвитино, потом началась долгая кропотливая работа над композицией картины. Его картина “Грачи прилетели” знакома нам с детства. Перед нами предстает неброский пейзаж обычного русского села. Серенький весенний день. Мы видим старую церковь с колокольней, длинный дощатый забор, крыши деревянных домов; на переднем плане несколько неказистых тонких берез. На них вьют гнезда прилетевшие грачи. Здесь все просто и знакомо. По-весеннему чист и прозрачен воздух. Снег стал совсем рыхлым, появились проталины. Художник не использует ярких красок. Саврасов удивительно точно передал наступление весну, ее не только видишь, но и слышишь и чувствуешь. Саврасов говорил: “Искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства. Если нет души, значит – ничего не будет и в живописи…Но пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам”.
5. Итог урока.
Что узнал нового на уроке? Чему научился? Помог ли данный урок лучше понять тексты?
6. Домашнее задание: сочинение на выбор по темам “Экскурсия в Третьяковскую галерею”, “Я хочу рассказать о картине…”.