Урок по русскому языку в 4-м классе по теме "Именительный и винительный падежи существительных множественного числа"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели

  1. Учащиеся распознают именительный и винительный падежи существительных множественного числа.
  2. Развивают умение употреблять существительных множественного числа в речи, склонять их. Развивают память, мышление.
  3. Воспитывают в себе аккуратность ведения записей, уважение к своему товарищу, умение дать оценку себе и уроку.

Оборудование: карточки с заданием, график, карточки, отображающие настроение.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте - ты скажешь человеку,
Здравствуй - улыбнется он в ответ.
И, наверное, не пойдет он в аптеку
И здоровым будет много лет.

Садитесь! Обратите ваше внимание на партах лежат карточки, отображающие ваше настроение. Возьмите ту, которую считаете нужной для себя. (рис.1)

2. Сообщение темы и цели урока, постановка учебной задачи.

Минутка чистописания: на доске

- Какие буквы вы заметили в данном узоре?
- Верно. А прописывать будем так:
- Подчеркните самую удачную на ваш взгляд букву.
- О чем может подсказать данная минутка чистописания?
- Верно. Именительный и винительный падежи у существительных множественного числа.
- Что предположим в изучении по данной теме?
- Хорошо. А какие задачи, цели вы поставите перед собой?
- Как будем решать данные задачи, цели?
- Молодцы. Мы сегодня с вами научимся распознавать именительный и винительный падежи у существительных множественного числа в речи, склонять эти существительные.

3. Актуализация опорных знаний по теме урока.

- А сейчас приготовились, блиц-турнир, отвечаем устно.

  1. Существительные множественного числа обозначают-.
    Например.
  2. Существительные единственного числа обозначают-.
    Например.
  3. Назовите окончания существительных множественного числа.
  4. Есть ли в русском языке существительные, не имеющие форму множественного числа? Например.
  5. Есть ли в русском языке существительные, не имеющие форму единственного числа? Например.
  6. Различаются ли существительные множественного числа по склонениям?
  7. Как определить падеж у существительных множ. числа?

4. Сопоставление именительного и винительного падежей в форме множественного числа.

Запись предложений под диктовку.

1. Школьники берут в библиотеке книги.
Писатели пишут интересные книги.

- Определите падеж у существительных множественного числа.

Выделите окончание.

- Что заметили? Верно окончания одинаковые. Как распознали падежи?
- Существительные школьники и писатели, одушевленные и являются подлежащими.
- Умницы. Продолжаем урок.

Самостоятельно записывают предложения. Комментируют.

2. Снега укутали землю. Льды закрыли озера.

Земля укуталась в снега. Озера покрылись толстым льдом.

- Определите падеж у существительных множественного числа.

Выделите окончание.

- Что заметили? Значит в каком случае совпадает именительный и винительный падежи существительных множественного числа?
- Когда существительные неодушевленные.
- Как отличить именительный и винительный падежи у неодушевленных существительных множественного числа?
- Верно. Занесите в алгоритм.

На партах на листочках схема (рис.2). Дети заполняют. Один ученик у доски.

Проверяем вместе. Устраняем ошибки.

5. Физ.минутка для глаз.

6. Первичное закрепление с комментированием в громкой речи. Детям предлагается задание на карточках.

Стр__ители в__зводят для р__бят новые школы.
Дни наступили пасмурные, но тихие.
Новые к__ртины создают художники.

На доске при проверке появляется график (рис.3).

- Что означает буква на графике? Верно, вы мои, молодцы.

7. Вторичное закрепление. Самостоятельная работа.

Упражнение 249 (вторая часть).

8. Рефлексия (на листочках записано).

Мне больше всего удалось _______________________________
За что ты можешь себя похвалить__________________________
За что ты можешь похвалить одноклассника_________________
За что ты можешь похвалить учителя_______________________
А нужен ли тебе сегодняшний урок и зачем__________________

9. Итог урока

- Что вы унесете с урока?
- И снова положите карточку, которая вас больше всего устраивает.