Цели:
- систематизировать знания учащихся о сложноподчиненном предложении с придаточным изъяснительным;
- находить в тексте, использовать в речи данный вид предложений, обосновывать свои ответы, используя СПП с придаточными изъяснительными;
- воспитывать любовь к родному краю, малой родине.
Оборудование:
- таблицы,
- индивидуальные карточки,
- тесты,
- отрывок художественного текста (по Ч.Айтматову),
- учебник русского языка для 9 класса ( авторы С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко).
Ход урока
1. Объявление целей, задач урока.
2. Проверка домашнего задания. Упражнение 55 (1-5).
3. Пока класс проверяет д/з, индивидуальные задания по карточкам.
А) Карточка № 1.
Затранскрибировать слово, обозначить количество букв, звуков.
Извивающуюся. .
Б) Карточка № 2.
Объясните употребление частиц не и ни в предложениях.
В каждом селе, где я (ни,не) побывал в последние годы, много новых домов.
Мест, где (не, ни) ступала бы нога человека, теперь, пожалуй, (не, ни) найдешь.
В) Карточка № 3.
Выделить морфемы в слове извивающуюся.
Г) В это время сильный ученик проверяет д/з у 1 одноклассника и комментирует свою оценку.
4. Лексико-орфографическая работа.
Оптимист – /лат.оптимус/-наилучший
Пессимист - /лат. пессимус–наихудший
Учащийся по подготовленному дома упр. 63 дает толкование, происхождение слов.
Слово учителя. Вы узнали лексическое значение слов, запомните правописание. У этих слов противоположное лексическое значение – как называются такие слова? (Антонимы.) Ребята, как вы думаете, кем быть лучше – оптимистом или пессимистом? (Ответы.) Отвечая на вопросы, вы использовали СПП с придаточными изъяснительными. Случайно ли это? (Нет, ведь придаточные изъяснительные относятся к словам главного предложения, имеющие значение речи, мысли, чувства.)
5. Итак, сегодня последний урок по теме “СПП с придаточными изъяснительными”. Еще раз обратим внимание на правописание слова изъяснительное. Этот термин восходит к слову “ясно” - хорошо видимый, слышимый или воспринимаемый, понимаемый. Посмотрим, как усвоен теоретический материал.
Задание 1.
Индивидуальная работа по карточке.
Рассказать о строении СП.
Задание 2. Пока ученик рассказывает строение СП, класс выполняет тестовое задание.
Тест.
1. Укажите неверные утверждения. Сложные предложения бывают:
а) союзные; б) бессоюзные; в) сложносочинительные; г)сложноподчинительные; д) сложноподчиненные.
2. Укажите верные утверждения. Сложноподчиненные предложения состоят
а) только из придаточных предложений; б) из 2 независимых предложений; в) из главного и придаточного.
3. Укажите верные утверждения. Придаточные стоят:
а) только после главного; б) только перед главным; в) перед главным, разрывает главное, после главного предложения.
4. Укажите неверные утверждения. К придаточному определительному задается вопрос:
а) где, откуда, куда; б) падежные вопросы; в) который, какой.
6. С теорией справились. Проверим, сможете ли на слух определить тип предложения. Я читаю его, а вы составляете схему, кто первый выполнит – работает у доски.
Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь.
Схема:
Вы обратили внимание на то, о чем предложение? ( О листике, который падает…) Кто может заметить, точно передать картину, казалось бы, обычную для осенней поры?(Писатель) Какие чувства в душе писателя (К.Паустовский) к изображаемому? Какое время года, можно узнать? У Ф.И.Тютчева есть такие строчки:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Что объединяет эти две пейзажные миниатюры? ( Осень, природа замирает - глаголы остановился, косо начал падать…) Можно ли провести параллели? ( …говоря словами Пушкина, “пышное природы увяданье”…)
7. Ответьте одним-двумя предложениями, как художникам удалось передать состояние осени и свое отношение к этому времени года. Пока вы пишете, слушайте, а что об “очей очаровании” сказал Чайковский в “Временах года”.
8. Комплексный анализ текста.
Слушая Данияра, я хотел припасть к земле и крепко, по-сыновьи, обнять ее только за то, что человек может так ее любить. Я впервые почувствовал тогда, как проснулось во мне что-то новое. Проснулось то, что я еще не умел назвать. Это была потребность выразить себя, донести до других свое видение, свои думы и ощущения, рассказать людям о красоте нашей земли так же вдохновенно, как это делал Данияр. Я замирал от безотчетного страха и радости перед чем-то неизвестным. Но и тогда я еще не понимал, что мне нужно взять в руки кисть.
Я любил рисовать с детства. Я срисовывал картинки с учебников. Ребята говорили, что у меня получается “точь-в-точь”. Учителя в школе тоже хвалили меня, когда я приносил рисунки в нашу стенгазету. А потом началась война… Я начисто забыл про краски и кисти и не думал, что когда-нибудь вспомню про них. Но песни Данияра всполошили мою душу. Я ходил точно во сне и смотрел на мир изумленными глазами, будто видел все впервые.
( По Ч.Айтматову)
9. Задания
- Докажите, что перед вами текст.
- Определите стиль и тип речи.
- В каких предложениях передается любовь к родине.
- Что заставило “всполошить” душу повествователя?
- Разве может пение, музыка передавать чувства, ведь музыка – это звуки, это не слова, не краски?
- Найдите предложения с придаточными изъяснительными в 1 абзаце, зачитайте, докажите, задав вопрос. Выпишите 1 предложение, графически объясните постановку знаков препинания, составьте схему.
- Во втором абзаце есть СПП с придаточными изъяснительными? Итак, в тексте из 14 предложений 6 СПП с придаточными изъяснительными. Оправдано ли такое количество в данном тексте?
10. Домашнее задание, итоги, оценки.
Дома вы попытаетесь выразить свои мысли, чувства, напишете сочинение-миниатюру: “Моя малая родина – город Октябрьский”, состоящую из 5 предложений, можно использовать материалы урока . Кроме того, выполните тестовые задания на листочках, которые заберете сегодня домой.
Тест
1. Объясните правописание слов:
(по)сыновьи, (в)первые, почу(?)ствовать, (не)одолимое, (не)извес(?)ность, точ(?)(в)точ(?), изумле(н,нн)ыми.
2. Разберите по составу слова:
срисовывать, стенгазету, всполошил.
3. Дайте лексическое значение слову всполошил.
4. В каком слове количество букв и звуков не совпадает:
а) хотел;
б) припасть;
в) впервые;
г) понимал.
5. Какая характеристика предложения Я начисто забыл про краски и кисти и не думал, что когда-нибудь вспомню про них верна:
а) ССП;
б) простое;
в) СПП с придаточным определительным;
г) СПП с придаточным изъяснительным;
д) БСП.