Цель – систематизировать изученный материал по теме, самостоятельно определить пробелы в знаниях.
Задачи:
- Образовательная: повторить изученные правила, актуализировать знания.
- Развивающая: развивать умения самооценки знаний, формировать навыки самостоятельной творческой работы.
- Воспитательная: воспитывать уважительное отношение друг к другу в процессе коллективной работы и самоконтроля.
I этап. Тестирование по теме "Морфологические признаки наречий"
Задача этапа: первичная самодиагностика и взаимоконтроль.
Процедура: тестовые вопросы диктуются учителем 2 раза; учащимся необходимо в тетради отметить номер вопроса, букву верного ответа или требуемые слова.
№№ | Тестовый вопрос | Верный ответ | Количество баллов |
1 | Укажите верные утверждения: А. Наречия
обозначают признак действия |
Г, Д | 4 |
2 | Назовите наречие: А. Выяснить Б. Ясный В. Объяснив Г. Ясно Д. Объяснительная |
Г | 2 |
3 | Укажите разряд наречий: А. Они наговорились вдоволь Б. Прочитай стихотворение наизусть В. Он нарочно ничего не делает Г. Поневоле им пришлось остаться Д. Завтра мы отправляемся в путь |
А. Меры Б. Образ действий В. Цель Г. Причина Д. Время |
2 2 2 2 2 |
4 | Каким членом предложения является
наречие в данном примере: Настал по-зимнему морозный день |
Обстоятельство | 2 |
5 | Образовать сравнительную степень
наречия: А. Простую сравнительную: громко> Б. Составную сравнительную: удобно> В. Превосходную степень сравнения: чисто> |
А. Громче Б. Более удобно В. Чище всех/всего |
2 2 2 |
Взаимопроверка тестов по ключам “Верный ответ и количество баллов”.
Выставление отметок учащимся:
“5” - 22 – 24 балла “3” - 12 – 17 баллов
“4” - 18 – 21 балл
“3” - 12 – 17 баллов
“2” - 11 и менее баллов
Самоконтроль и рефлексия:
В карточке для самоконтроля (см. приложение) отметить “+” или “-” то, что требует повторения
II этап. Орфографическая работа
Задача этапа: операционализация контроля за формированием орфографической зоркости учащихся.
Процедура: запись слов под диктовку, выделение орфограмм.
Нелепо; неубедительно; не громко, а тихо; ничуть не трудно; некогда; нимало; нечаянно; ветрено; горячо; общо; угрожающе; блестяще; искоса; снова; досуха; направо; по-осеннему неуютно; в-пятых; кое-как; куда-нибудь; нежданно-негаданно; навзничь; настежь; невтерпеж.
В течение 2 минут учащиеся проверяют себя по словарям, затем по цепочке идет проверка и объяснение правописания с проговариванием слова.
Самоконтроль и рефлексия:
Как и в предыдущем этапе, работа с карточкой самоконтроля.
На усмотрение учителя выставляется несколько отметок в журнал.
III этап. Формирование исследовательких навыков.
Задача этапа: подвести учащихся к необходимости применения мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез), необходимых в исследовательской деятельности.
Процедура: под диктовку с красной строки записываются 2 предложения, затем дается задание: ”Сформулируйте 2 задания к данным предложениям”.
- За зимой пришла весна.
- Зимой стояли сильные морозы.
Задания:
Определить часть речи слова “зимой” в первом и втором предложении. Доказать свою точку зрения.
Сделать морфологический разбор наречия
IV этап. Морфологический разбор наречия.
Задача этапа: отработка навыка морфологического разбора как средства формирования одного из качеств знания – системности.
Процедура: 1 человек у доски, остальные – в тетрадях выполняют морфологический разбор наречия “зимой” из предыдущего этапа.
Самоконтроль и рефлексия:
Как и в предыдущем этапе, работа с карточкой самоконтроля.
Учитель выставляет несколько отметок за III – IV этапы.
V этап. Работа по развитию речи.
Задача этапа: формирование языкового чутья и редакторских умений.
Процедура: в устной работе исправить речевые ошибки. Объяснить, в чем состоит ошибка.
- Обратно проливной дождь пошел.
- Боец навзничь упал на землю и уткнулся лицом в ладони.
- Разделили яблоко напополам.
- Держитесь более свободнее.
Примечание: при объяснении ошибки в употреблении слова “навзничь” желательно использование учащимся этимологического и/или толкового словаря.
VI этап. Лингвистический наализ текста.
Задача этапа: научить выполнять лингвистический анализ текста по образцу, предложенному учителем с использованием исследовательской деятельности учащихся.
Процедура: работа организуется в группах по 4 человека. Учащимся предоставляется текст с пропущенными орфограммами и карточка с вопросами и заданиями (см. приложение). В процессе коллективной работы карточка заполняется и устно представляется одним из учащихся группы. Остальные группы обсуждают, при необходимости исправляют, дополняют, дают оценку (не отметку!) ответу одноклассника. Время этапа ограничено.
Самоконтроль и рефлексия:
Ответить на вопрос: “Что знаю и чему научился, выполняя данное задание?”
Учитель выставляет отметки, учитывая замечания учащихся.
VII этап. Подведение итогов урока.
Самоконтроль и рефлексия учащихся (Что знаю? Чему научился? Что необходимо повторить?)
Учителю нет необходимости объявлять и комментировать отметки, т.к. это было сделано на каждом этапе урока.