Урок — сказочное путешествие по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е", 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цель урока:

  • выработать навык правописания не с наречиями и графического обозначения данной орфограммы; развивать логическое мышление, внимание, творческие способности учащихся; воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества, ответственности друг за друга.

Ход урок.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок-сказочное путешествие, в котором вас будут ждать испытания, готовы к этому? Замечательно!

Наша задача, пройдя долгий и трудный путь, попасть в замок королевы Орфографии. Придётся преодолеть бурелом, переправиться через озеро, пройти дремучий лес. Для этого вам нужно будет вспомнить правила написания НЕ с существительными, прилагательными, хорошо знать, когда НЕ с наречиями пишется слитно, а когда - раздельно.

Сопровождать вас сегодня буду я. Позвольте представиться, Коледа Ольга Сергеевна.

Вперёд!

И сразу же испытание: нам надо выбрать верный путь, который приведёт к замку Орфографии. Как в любой сказке, нам нужно направление: прямо, направо, налево. Посмотрите, какой камень на нашем пути, именно от него и начинается путешествие. Выбрать путь поможет орфографическая задача.

Задание на внимание.

На доске записан текст:

Мы ос…ждали какой (то) турец..ий город, и понадобилось нашему к…мандиру узнать, много ли в городе пушек. Но во всей нашей арми… (не) нашлось храбр…ца, который согл…сился бы (не) заметно пробра(т,ть)ся в (не)приятельский лагерь. Я стал рядом с огромнейшей пушкой, которая п…лила по городу, и, когда из пушки вылет…ло ядро, я вскочил на него верхом и лихо понё(с,сс)я вперёд.

Устно: вставить и объяснить орфограммы (желающих).

Текст закрывается, учащимся предлагается ответить на вопросы, ответы записываются в тетради под номерами.

Вопросы:

  1. Что нужно было сделать храбрецу незаметно? (пробраться в город)
  2. Где встал герой? (рядом с пушкой)
  3. Что вылетело из пушки? (ядро)
  4. Что нужно было узнать? (много ли пушек)
  5. Какого размера была пушка? (огромнейшая)

Прочитайте первые буквы ваших ответов, впишите их в опорный лист, это и будет направление.

- Куда мы должны идти? ПРЯМО

- Что вы можете рассказать об этом слове?

  1. Подготовка к восприятию.

Чтение учителем стихотворения:

    Побывал я однажды в стране,
    Где исчезла частица НЕ.
    Посмотрел я вокруг с доумением:
    Что за лепое положение!
    Но кругом было тихо-тихо,
    И во всём была разбериха,
    И на взрачной клумбе у будки
    Голубые цвели забудки.
    И погода стояла настная,
    И гуляла собака счастная
    И, виляя хвостом, уклюже
    Пробегала пролазные лужи.
    Мне навстречу без всякого страха
    Шёл умытый, причёсанный ряха,
    А за ряхой по травке свежей
    Шли суразные дотёпа и вежа.
    А из школы, взявшись за ручки,
    Чинным шагом вышли доучки.
    И навстречу им утром рано
    Улыбалась царевна Смеяна.
    Очень жаль, что только во сне
    Есть страна без частицы НЕ.

Как не позавидовать жителям выдуманной страны из стихотворения С.Бондаренко: с исчезновением приставки НЕ- и частицы НЕ они избавились от сложной орфографической проблемы!

Но мы не будем недоучками и недотёпами и сделаем всё по правилам.

В опорный лист выпишите 3 слова разных частей речи, услышанные в стихотворении без НЕ, употребив их с НЕ.

  1. Восприятие.

И вот первое препятствие – бурелом.

- Как можно преодолеть бурелом?

Совершенно верно, его нужно его разобрать, но это будет трудно: здесь перемешались и существительные с не, и прилагательные, и наречия – их нужно разобрать по группам.

Задание выводится на экран, а также листы с заданием выдаются каждой группе.

(Не)правда, а ложь; отвечал (не)принуждённо; (не)стерпимый зной; убеждал(не)искренне; (не)поворотливый щенок; (не)решительность игрока; долгое (не)настье; (не)заметно подошёл; (не)ряшливый ребёнок; вовсе (не)безобразный; идти (не)уклюже; (не)лепо и (не)связно; (не)пролазная чаща.

- Словосочетаний каких частей речи оказалось больше?

- Как вы думаете, почему?

Один человек от группы записывает на доске и обозначает орфограмму.

1 группа – не с существительными;

2 группа – не с прилагательными;

3 группа – не с наречиями.

- Скажите, вы одинаково рассуждали, применяя правило?

Посмотрите на доску.

- Что вы можете сказать об обозначении орфограммы?

Молодцы, мы прошли бурелом. Путь свободен, мы можем идти дальше.

Но что это? Озеро.

- Вы видите переправу? И я не вижу, но знаю, что можно сделать: используя правило “Не с прилагательными”, “Не с существительными”, превратить озеро в ручеёк. Сможете?

Я вам подскажу.

Это озеро не глубокое, а мелкое.

(дальше дети самостоятельно в группах, комментирование, обсуждение).

Возможные варианты ответов учащихся:

Оно вовсе не широкое.
Оно не большое, а маленькое.
Это даже не озеро, а река.
Да вовсе не река, а ручеёк.

Молодцы, теперь мы легко можем перебраться на другой берег.

Устали? Надо бы передохнуть, набраться сил перед последним испытанием.

  1. Физминутка.

Встали прямо.

Посмотрели вперёд, виден замок?

Повернулись направо, нет ли опасности?

А что это там, внизу?

Нет, показалось.

Может быть, опасность ждёт нас слева? Нет.

Высоко ли солнце? Успеем ли мы дойти до замка?

Посмотрите по сторонам, никто не отстал в пути?

Замечательно. Передохнули?

Вперёд. У нас мало времени. До замка осталось совсем немного, но впереди дремучий лес.

Только тот, кто хорошо знает, как пишется НЕ с наречиями на –о и –е, сможет его пройти.

- Давайте проверим, знаете ли вы правило, чтобы я была уверена в вас.

Учащиеся озвучивают правило.

Мне нужны два отважных героя от каждой команды, которые смогут помочь своей группе и всем путешественникам.

Класс – упражнение 220 (распределить слова на три колонки, по 3 примера)

Пары – у доски.

1пара - составить предложения так, чтобы в первом случае не являлось приставкой, а во втором – частицей в наречии (не)ярко;

2 пара – объяснить правописание наречия в предложении Бросить друга в беде – поступить (не)по-товарищески;

3 пара – объясните, почему в предложениях

Лицо (не)красивое, но приятное.

Он говорил (не)громко, а уверенно.

Не пишется слитно, хотя есть противопоставление.

Учитель проверяет выполнение в группах, вместе с классом оценивает работу следопытов.

Благодаря вашим знаниям, мы выбрались из этого леса.

Вот и замок. Но ворота закрыты. Это не простой замок, тут нужен код, узнать его поможет цифровой диктант.

Я вам читаю слова, а вы в опорных листах ставите только цифры: 1-раздельно; 2-слитно.

Не спокойно, а громко; нелегко; неподвижно; вовсе необычно; не ласково, а жёстко; не тяжело, а легко; неожиданно. (1221112)

Назовите код.

Молодцы, вы всё сделали правильно, поэтому и достигли цели нашего путешествия, и я рада приветствовать вас в своём замке. Да-да, не удивляйтесь, я и есть королева Орфография.

Но у меня есть ещё одно испытание для вас. Пожалуйста, опишите ваше путешествие, используя наречия, а если вы сможете употребить наречия с не, я буду счастлива.

Проверка.

Теперь я уверена в том, что вы не растеряетесь, сможете справиться с любой орфограммой, так как вы Умники и Умницы.

  1. Выводы.

Озвучьте, когда не с наречиями пишется слитно, а когда – раздельно.

На опорных листах оцените работу своей группы.

  1. Выставление и комментирование оценок.
  2. Рефлексия.

У каждого из вас на парте лежат смешные мордашки, пожалуйста, прикрепите их на правую половину доски, если уверенны, что усвоили эту орфограмму на “5”. Если вы считаете, что вам нужно ещё поработать над ней – на левую половину доски.

  1. Домашнее задание.

Параграф 36, упражнение 223.