Цели:
- Дать понятие о разносклоняемых существительных, формировать умение выявлять возможные формы разносклоняемых существительных, освоить орфограммы в суффиксе -ен и в падежных окончаниях.
- Развивать умение правильно употреблять разносклоняемые существительные в речи, совершенствовать навык работы с модулем, развитие таких психических процессов как внимание, память, эмоции, мышления и его операций: анализ, синтез, сравнение; развивать творческое и критическое мышление, развитие и обогащение речи, стимулировать интеллектуальное развитие.
- Воспитывать уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к предмету.
Оборудование: Проблемный модуль “Имя существительное” под редакцией Л.М. Федоряк, учебник “Теория” под редакцией В.В. Бабайцевой, компьютеры.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Оргмомент | - Для работы на уроке нам необходимы ручка, карандаш, теория, Проблемный модуль “Имя существительное и рабочие тетради. | Проверяют наличие |
2. Мотивация | - Какие ассоциации возникают у вас при
словосочетании: “Разносклоняемые
существительные”? - Можете ли вы назвать такие существительные? - Тогда какова ваша цель на сегодняшнем уроке? |
- Существительные, которые склоняются
по-разному! - Разные склонения у одного существительного! Молчание. - Познакомиться с такими существительными. |
3. Постановка задач урока. | - Откройте фрейм 3 “Разносклоняемые существительные” и при помощи Слота1 распространите и углубите вашу задачу на сегодняшнем уроке. | Открывают модуль. - Узнать особенности склонения разносклоняемых имён существительных, научиться правильно употреблять их в устной и письменной речи. |
4. План работы на уроке | - Работаем индивидуально, я выступаю в
качестве консультанта. Двигаемся от Слота к
Слоту. Результаты работы над 2, 3, 4-ым Слотами
разрешается обговаривать в парах, группах, в
зависимости от готовности собеседников,
разрешается передвигаться по классу, если тот, с
кем можно обговорить полученные результаты
сидит далеко. В случае затруднения работы над 2
Слотом можно воспользоваться “Теорией”
параграф №78 (на доске). Но в любом случае после
работы над Слотами 2, 3, 4 сверьте свои рассуждения
с Теорией. - Результаты работы над 5 Слотом проверяются по ходу выполнения каждого упражнения в отдельности при помощи компьютера, где на рабочем столе размещены 3 папки: “Толковый словарь”, “Говори правильно!”, “Пиши грамотно!” Открывая папку, вы обеспечиваете личную проверку упражнения. Упражнение 4 проговаривается в парах или группах. - План работы на уроке записан на доске:
|
|
5. Выход на проблему | Учитель направляет, организует работу, выступает в роли консультанта. | Выполнение Слота 2 Работа в парах, группах |
6. Выдвижение гипотезы | Учитель направляет, организует работу, выступает в роли консультанта. |
Слот 3 Работа в парах, группах |
7. Доказательство | Учитель направляет, организует работу, выступает в роли консультанта. |
Слот 4. Аргументация выводов с помощью собственных примеров в парах, группах. |
8. Закрепление материала |
Учитель направляет организацию работы в парах, группах, работы с компьютером. Помогает в затруднениях различного вида. | Слот 5. 1)Упражнение 1, проверка на компьютере 2)Упражнение 2 , проверка на компьютере 3)Упражнение 3, проверка на компьютере 4) Упражнение 4 в парах, группах |
9. Подведение итога урока |
- С какими существительными мы сегодня
познакомились? - Что нужно знать об их склонении? - О какой орфограмме необходимо помнить при работе с разносклоняемыми существительными? - Как правильно произнести: Сколько время? или Сколько времени? И почему? |
- Сегодня мы познакомились с
разносклоняемыми существительными. - Это существительные по типу относятся ко второму склонению, но склоняются как существительные 3 склонения. -У существительных на –мя при склонении - суффикс –ен. - Правильно говорить: Сколько времени, потому что форма Р.п.-времени, если разговор идет об отрезке времени, имеющем границы. Но если мы хотим узнать, сколько показывают часы, необходимо говорить: Который час? |
10. Домашнее задание |
В качестве домашнего задания я
предлагаю вам составить Синквейн, который бы
отразил наши выводы. Вспомнить написание Синквейна вы сможете при помощи памятки в вашем дневнике. |
Записывают Домашнее задание. |
См. Приложение 1,