Проблемно-модульный урок русского языка в 5-м классе

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Дать понятие о разносклоняемых существительных, формировать умение выявлять возможные формы разносклоняемых существительных, освоить орфограммы в суффиксе -ен и в падежных окончаниях.
  • Развивать умение правильно употреблять разносклоняемые существительные в речи, совершенствовать навык работы с модулем, развитие таких психических процессов как внимание, память, эмоции, мышления и его операций: анализ, синтез, сравнение; развивать творческое и критическое мышление, развитие и обогащение речи, стимулировать интеллектуальное развитие.
  • Воспитывать уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к предмету.

Оборудование: Проблемный модуль “Имя существительное” под редакцией Л.М. Федоряк, учебник “Теория” под редакцией В.В. Бабайцевой, компьютеры.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Оргмомент - Для работы на уроке нам необходимы ручка, карандаш, теория, Проблемный модуль “Имя существительное и рабочие тетради. Проверяют наличие
2. Мотивация - Какие ассоциации возникают у вас при словосочетании: “Разносклоняемые существительные”?

- Можете ли вы назвать такие существительные?

- Тогда какова ваша цель на сегодняшнем уроке?

- Существительные, которые склоняются по-разному!

- Разные склонения у одного существительного!

Молчание.

- Познакомиться с такими существительными.

3. Постановка задач урока. - Откройте фрейм 3 “Разносклоняемые существительные” и при помощи Слота1 распространите и углубите вашу задачу на сегодняшнем уроке. Открывают модуль.

- Узнать особенности склонения разносклоняемых имён существительных, научиться правильно употреблять их в устной и письменной речи.

4. План работы на уроке - Работаем индивидуально, я выступаю в качестве консультанта. Двигаемся от Слота к Слоту. Результаты работы над 2, 3, 4-ым Слотами разрешается обговаривать в парах, группах, в зависимости от готовности собеседников, разрешается передвигаться по классу, если тот, с кем можно обговорить полученные результаты сидит далеко. В случае затруднения работы над 2 Слотом можно воспользоваться “Теорией” параграф №78 (на доске). Но в любом случае после работы над Слотами 2, 3, 4 сверьте свои рассуждения с Теорией.

- Результаты работы над 5 Слотом проверяются по ходу выполнения каждого упражнения в отдельности при помощи компьютера, где на рабочем столе размещены 3 папки: “Толковый словарь”, “Говори правильно!”, “Пиши грамотно!” Открывая папку, вы обеспечиваете личную проверку упражнения. Упражнение 4 проговаривается в парах или группах.

- План работы на уроке записан на доске:

  1. Слот 2
  2. Работа в паре, группе
  3. Слот 3
  4. Работа в паре, группе
  5. Слот 4
  6. Работа в паре, группе
  7. Слот 5, упр.1
  8. Проверка на компьютере
  9. Слот 5, упр.2
  10. Проверка на компьютере
  11. Слот 5, упр.3
  12. Проверка на компьютере
  13. Слот 5, упр.4
  14. Проверка в группах.
 
5. Выход на проблему Учитель направляет, организует работу, выступает в роли консультанта. Выполнение Слота 2

Работа в парах, группах

6. Выдвижение гипотезы Учитель направляет, организует работу,

выступает в роли консультанта.

Слот 3

Работа в парах, группах

7. Доказательство Учитель направляет, организует работу,

выступает в роли консультанта.

Слот 4. Аргументация выводов с помощью собственных примеров в парах, группах.
8. Закрепление

материала

Учитель направляет организацию работы в парах, группах, работы с компьютером. Помогает в затруднениях различного вида. Слот 5.

1)Упражнение 1, проверка на компьютере

2)Упражнение 2 , проверка на компьютере

3)Упражнение 3, проверка на компьютере

4) Упражнение 4 в парах, группах

9. Подведение

итога урока

- С какими существительными мы сегодня познакомились?

- Что нужно знать об их склонении?

- О какой орфограмме необходимо помнить при работе с разносклоняемыми существительными?

- Как правильно произнести: Сколько время? или Сколько времени? И почему?

- Сегодня мы познакомились с разносклоняемыми существительными.

- Это существительные по типу относятся ко второму склонению, но склоняются как существительные 3 склонения.

-У существительных на –мя при склонении - суффикс –ен.

- Правильно говорить: Сколько времени, потому что форма Р.п.-времени, если разговор идет об отрезке времени, имеющем границы. Но если мы хотим узнать, сколько показывают часы, необходимо говорить: Который час?

10. Домашнее

задание

В качестве домашнего задания я предлагаю вам составить Синквейн, который бы отразил наши выводы.

Вспомнить написание Синквейна вы сможете при помощи памятки в вашем дневнике.

Записывают Домашнее задание.

См. Приложение 1,

Приложение 2,

Приложение 3,

Приложение 4,

Приложение 5.