Несклоняемые имена существительные

Разделы: Русский язык


Цели и задачи:

  • определение рода несклоняемых существительных;
  • развитие логического мышления, умения анализировать,
  • делать выводы, применять знания на практике;
  • развитие устной и письменной речи,
  • воспитание творческого воображения.

Оборудование:

  • словари,
  • распечатанные тексты.

Ход урока

1.Постановка учебной проблемы. Формулирование темы урока.

- Все ли имена существительные склоняются? (предположения учащихся)

2.Решение проблемы.

1)Прочитать песенку.

Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.

Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит – бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.

Интересное кино.
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать -
Будут польта выдавать.

2).-Что вас удивило, рассмешило?

- Оправданно ли автор использует рифму?

(Это песенка про то, как не надо говорить.)

- Просклоняйте слово метро.

-Что заметили? (У слова метро не изменилась никакая часть)

-Как бы вы назвали такие слова? (Существительные, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму, называются несклоняемыми.)

3)Работа по учебнику: Наблюдение – упр.409. (Прочитать отрывки из стихотворений С.М.Маршака, выписать склоняемые и несклоняемые существительные в два столбика.).

3.Развитие учебно - языковых знаний.

1) Что объединяет имена существительные? На какие группы можно разделить слова?

Кенгуру, кофе, Буратино, какао, метро, Пьеро, депо, Суок, Н МИД, Карло, панно, Родари, Пиноккио, шимпанзе, шоссе, рагу, Верди, ВВЦ, жюри.

Запись слов по группам.

Чтение сведений о несклоняемых сложносокращённых словах.

2) Распределительное списывание. В один столбик склоняемые, в другой – несклоняемые.

Эскимо, кино, ведро, метро, пианино, озеро, депо, окно, фойе, горе, море, кофе, кафе, печенье, реле, мелколесье, раздолье.

Словарная работа: проговаривание слов, определение лексических значений слов фойе, реле.

4.Проблемный вопрос.

Устно составить словосочетания типа: крепк… кофе, дорог…пианино. (Могут быть варианты окончаний).

5.Решение проблемы

1) Наблюдение. Как согласуются глаголы и прилагательные с несклоняемыми именами существительными.

Московский ТЮЗ, МГУ подготовил, гостеприимный Осло, широкая Ориноко.

Сравнить свой вывод с выводами в учебнике.

2) Закрепление.

3) Составить и записать словосочетания, в которых данные несклоняемые имена существительные были бы согласованы с прилагательным в роде. (Словари).

Какао, пианино, тире, какаду, кофе, Сухуми, интервью, Майами, Торонто.

4) Развитие речи. Сочинение – миниатюра (повествование) с использованием несклоняемых существительных (упр. 414).

6.Подведение итогов. (Работа над устной научной речью). Подготовить связный рассказ на тему: “Что я знаю о несклоняемых существительных”.

7. Домашнее задание.

1. Упр.416. (заполнить таблицу).

2. Задание творческим группам:

Создать станицу журнала “Несклоняемые существительные” Иллюстрировать примерами, рисунками.

1 группа. Слова, обозначающие животных, птиц (пони, шимпанзе, какаду и др.).

2 группа. Слова, обозначающие географические названия (Миссисипи – река, Капри – остров, Эри – озеро).

3 группа. Слова, обозначающие фамилии.