Цели и задачи:
- определение рода несклоняемых существительных;
- развитие логического мышления, умения анализировать,
- делать выводы, применять знания на практике;
- развитие устной и письменной речи,
- воспитание творческого воображения.
Оборудование:
- словари,
- распечатанные тексты.
Ход урока
1.Постановка учебной проблемы. Формулирование темы урока.
- Все ли имена существительные склоняются? (предположения учащихся)
2.Решение проблемы.
1)Прочитать песенку.
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит – бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.Интересное кино.
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать -
Будут польта выдавать.
2).-Что вас удивило, рассмешило?
- Оправданно ли автор использует рифму?
(Это песенка про то, как не надо говорить.)
- Просклоняйте слово метро.
-Что заметили? (У слова метро не изменилась никакая часть)
-Как бы вы назвали такие слова? (Существительные, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму, называются несклоняемыми.)
3)Работа по учебнику: Наблюдение – упр.409. (Прочитать отрывки из стихотворений С.М.Маршака, выписать склоняемые и несклоняемые существительные в два столбика.).
3.Развитие учебно - языковых знаний.
1) Что объединяет имена существительные? На какие группы можно разделить слова?
Кенгуру, кофе, Буратино, какао, метро, Пьеро, депо, Суок, Н МИД, Карло, панно, Родари, Пиноккио, шимпанзе, шоссе, рагу, Верди, ВВЦ, жюри.
Запись слов по группам.
Чтение сведений о несклоняемых сложносокращённых словах.
2) Распределительное списывание. В один столбик склоняемые, в другой – несклоняемые.
Эскимо, кино, ведро, метро, пианино, озеро, депо, окно, фойе, горе, море, кофе, кафе, печенье, реле, мелколесье, раздолье.
Словарная работа: проговаривание слов, определение лексических значений слов фойе, реле.
4.Проблемный вопрос.
Устно составить словосочетания типа: крепк… кофе, дорог…пианино. (Могут быть варианты окончаний).
5.Решение проблемы
1) Наблюдение. Как согласуются глаголы и прилагательные с несклоняемыми именами существительными.
Московский ТЮЗ, МГУ подготовил, гостеприимный Осло, широкая Ориноко.
Сравнить свой вывод с выводами в учебнике.
2) Закрепление.
3) Составить и записать словосочетания, в которых данные несклоняемые имена существительные были бы согласованы с прилагательным в роде. (Словари).
Какао, пианино, тире, какаду, кофе, Сухуми, интервью, Майами, Торонто.
4) Развитие речи. Сочинение – миниатюра (повествование) с использованием несклоняемых существительных (упр. 414).
6.Подведение итогов. (Работа над устной научной речью). Подготовить связный рассказ на тему: “Что я знаю о несклоняемых существительных”.
7. Домашнее задание.
1. Упр.416. (заполнить таблицу).
2. Задание творческим группам:
Создать станицу журнала “Несклоняемые существительные” Иллюстрировать примерами, рисунками.
1 группа. Слова, обозначающие животных, птиц (пони, шимпанзе, какаду и др.).
2 группа. Слова, обозначающие географические названия (Миссисипи – река, Капри – остров, Эри – озеро).
3 группа. Слова, обозначающие фамилии.