Цели: Познакомить детей с новыми звуками [м], [м‘], буквами “М”, “м”; учить сравнивать звуки, различать буквы; формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения; делить слова на слоги; развивать умение анализировать слова, познавательные интересы и способности; развивать речь, внимание, память; обогащать словарный запас; воспитывать культуру учебного труда.
Материалы к уроку: “Азбука” В.Г. Горецкого; касса букв и слов; лента букв; алфавит, тетради для печатания; предметные картинки.
Этапы урока | Ход урока | Примечание |
I. Организационный момент(эмоциональный
настрой)
II. Повторение изученного материала
III. Работа по новой теме
IV. Работа с “Азбукой”
V. Подведение итогов урока (рефлексия) |
Проверка готовности к уроку. Настрой
детей на хорошую работу.
- Сегодня на уроке мы не только повторим, то что изучили ранее, но познакомимся с новой буквой, будем читать слова с этой буквой. У нас много интересной работы. Мы узнаем новое, будем радоваться успехам и преодолевать трудности. 1. Игра “Эхо” (повторение алфавита) 2. Скороговорка: Мама мыла Милу мылом. Игра “Догоняй-ка” (Работа продолжается до тех пор, пока произношение детьми не достигнет темпа скороговорки) - Произносите скороговорку с разными интонациями (удивления – рис.1; радости – рис2; печали – рис.3). 3. Игра “Угадай буквы”!
- Как называется буква? – Где она “живет” в “ленте букв”? - На какие группы можно разделить эти буквы? (Гласные, согласные) -Те, кто сидят на 1 варианте, поставьте в своих кассах гласные буквы; те, кто сидят на 2-ом варианте – согласные буквы. - Назовите гласные, которые обозначают твердость согласного звука. - Назовите гласные, которые обозначают мягкость согласного звука. - А какая из них отличается от других гласных букв, в чем её особенность? (Буква “Е” обозначает 2 звука в начале слова, в середине и в конце слова после гласной буквы) - Молодцы! Вы все хорошо усвоили изученный материал. 4. Чтение слогов-слияний.
5. Игра, развивающая логическое мышление – “Назови лишнее” (портфель, карандаш, ручка, пенал, тетрадь, заяц) - Какой предмет лишний? Почему? - (Заяц – это дикое животное, обозначает живой предмет.) - Как можно назвать одним словом эти предметы? - (Школьные принадлежности) - На какой вопрос отвечают все эти слова? Почему? - (На вопрос что?; обозначают неживые (неодушевленные) предметы). - А как спрашивают о живых (одушевленных предметах) - (Кто? Заяц) - Ребята, а что вы знаете о зайце? (Зайцы живут в лесу. Они не строят себе жилища, а спят где придется: под деревом, в кустах, а зимой – просто на снегу. Заяц видит все, что находится впереди него, но и сбоку. За это зайца прозвали косым. 6. Игра “Запоминай-ка” (на развитие памяти, внимания) - Прочитайте слова. Объясните значение этих слов. ТИР - (В тире вас научат стрелять по мишеням) Специально оборудованное помещение, место для стрельбы в цель ТЕАТР – (В театре артисты выступают на сцене, играют в спектакле) ТАРАКАН – (Тараканы живут в домах. Они едят все, что ест человек) Всеядное насекомое, вредитель в хозяйстве. - Запомните и напечатайте по памяти в тетради для печатания. 1) Сколько букв в каждом слове? Сколько слогов? Почему? -(Сколько в слове гласных, столько слогов). 2) Что общего во всех словах? - (Начало с буквы “Т”) 3) Составьте с любым из этих слов предложение по схеме. Физминутка
1. Знакомство с новыми звуками и буквой - Сейчас мы познакомимся с новыми звуками. С какими? Это вы узнаете, если отгадаете загадки и назовете первые звуки в словах-отгадках. [м]
- Произнесите несколько раз это слово. Какой звук слышится в начале слова? - (Звук [м]) - Какой он гласный или согласный? -(Согласный, при произношении образуется преграда из губ) - Звонкий или глухой? -(Звонкий: участвуют шум и голос) -Назовите слова, в которых есть звук [м] -(Машина, молоко, малыш, магнитофон, март, май) [м’]
- Произнесите это слово несколько раз. - Какой звук слышите в начале слова? - (Звук [м’]) - Чем отличается звук [м’] от звука [м]? - (Первый звук мягкий, а второй твердый). - Назовите слова с мягким звуком [м’] (мяч, мир, семь, восемь, мел, месяц) - Дети любят играть в кубики. - Что построили дети? (Дом) - Произнесите это слово. Какой звук слышится на конце слова? - (Звук [м]) - Дайте характеристику этому звуку. - (Согласный, звонкий, твердый) - У нашего дома есть номер. – Какой это номер? (Семь) - Произнесите это слово. Какой звук вы слышите на конце? - (Звук [м’]) - Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, звонкий, мягкий) 2. Знакомство с буквами М, м - Для обозначения и мягкого и твердого звука используют букву “М”. - Где мы “поселим” эту букву в “ленте”? (с согласными в верхнем ряду, потому что эта буква обозначает звонкие звуки [м] и [м’]) - Эта буква называется “ЭМ”. Произнесите хором. Посмотрите, как выглядят печатные и письменные буквы. - Ребята, а вы не забыли, для чего используют большую букву? (С большой буквы начинается предложение. Имена, фамилия, отчества людей, клички животных, названия сел, городов, рек пишутся с большой буквы) - На что похожа буква М? Что она напоминает вам? - Марина, Санджа, выйдите к доске и возьмитесь за руки. - Получилась буква М? – Да! - У поэтов В.Степанова и А.Шибаева есть об этом стихотворения:
- Дети, а какое вы произнесли первое слово? (Мама)
- Найдите эту букву в своих кассах и покажите её. - Сконструируйте из своих счетных палочек свою букву М. - Молодцы! 3. - А теперь будем учиться читать слоги – слияния с буквой М.
Почему эти слоги разделяются 2 группы? (В первом столбике слоги с буквой М, обозначающий твердый звук [м], а во втором буква М обозначает мягкий звук [м’]) 4. Игра “Дополни слоги до слов”
5. Мама мыла Милу мылом. - Прочитайте. Что вы прочитали? (Скороговорку, которую проговаривали (учили) в начале урока. Предложение) - Как вы определили, что это предложение? (Предложение выражает законченную мысль. Предложение начинается с большой буквы, в конце предложения ставится точка) - Сколько слов в этом предложении? - (4) - Почему в середине предложения есть большая буква? - (Имя девочки Мила пишется с большой буквы) - С какой буквы начинаются все слова в предложении? - (С буквы М) - Назовите слово, в котором буква М, обозначается мягким звуком [м’] - (слово Мила) Физминутка
1. – Рассмотрите иллюстрацию на с. 88-89 - Назовите по ней слова, в которых есть звуки [м], [м’] - (Москва, Кремль, дома, музей) - Что вы знаете о Москве? - (Москва столица нашей Родины) - Москва – один из самых крупных городов мира. Москва не только древний город, но и современный. Колыбель Москвы – Кремль. Кремль строился веками, его стенам и башням более 500 лет. Самая старейшая башня - Тайницкая, самая красивая – Спасская. (Красная площадь, Исторический музей, собор Василия Блаженного) 2. Чтение учителем пословиц на с. 88 - Назовите слова из пословиц, в которых выделена буква М. - (Мир, мало, уметь) - Какое место она занимает в слове? 3. Чтение слов с пометками. (с.89) (Чтение детьми каждым индивидуально шепотом, затем повторно хором, чтение 1-м учащимся вслух; объяснение значения каждого слова в форме беседы) - Что можете сказать о словах? СТРОИЛИ - СТРОИТЕЛИ - (Это родственные слова) СЛОВО – СЛОВА (один – много – изменение формы слова) 4. Работа над значением слова “мир” - Что означает слово “мир”? - (Мир- это вся земля; это то, что вокруг нас; у нас есть урок “Мир вокруг нас”) - А есть ли еще какое-нибудь значение слова мир? -(Саша с Денисом поссорились вчера, а сегодня уже помирились. Теперь у них мир) - Да, еще мир- это дружеские взаимоотношения между людьми. - Как же можно назвать слово “мир”? - (Многозначное) - Какие еще слова с несколькими значениями вы знаете? - (Иголки, коса, кисти, каток, лук, кран, плитка) 5. Чтение текста на с. 89 по предложениям - Читаем рассказ жужжащим чтением, отрабатываем навык правильного, слогового чтения. - Что вы узнали из этого рассказа? - Почему дети написали именно эти слова: “Мама”, “Москва”, “мир”? - Давайте и мы напечатаем эти слова в тетради для печатания и начертим схемы 6. Работа по с. 90 “Азбуки” - Составьте и прочитайте слова - С какими новыми звуками познакомились на уроке? - Назовите букву, которой обозначаются эти звуки. - Чем понравилось заниматься на уроке? - С каким настроением уходите с урока? - Что вызвало затруднение? - Над чем ещё нужно поработать Спасибо всем за урок! |
Учитель называет буквы, а учащиеся за ним повторяют. Учитель произносит скороговорку медленно, и четко выговаривая каждый звук
На доске учащиеся в кассах букв, 1 учащийся у доски
2 учащихся у доски
На доске
На доске предметные картинки. Учитель снимает картинку
Проверка на доске
На с. 89 “Азбуки” дети рассматривают картинки, выделяют звуки [м] и [м’] из слов, дом семь
Учитель показывает карточку с печатными и письменными буквами.
На доске Дети читают слоги-слияния сверху вниз, справа налево, затем прибавляя согласные буквы С и К.
На доске
Показ на иллюстрации Толкование смысла пословиц идет в форме беседы На доске
1 учащийся у доски; самостоятельная работа
Работа в парах
|