Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “ Глагол”;
Задачи: развивать и совершенствовать орфографическую зоркость учащихся, продолжать работать над умением выполнять различные виды языкового анализа, работать над устной монологической речью учащихся, развивать память и образное мышление детей, учить работать со справочной литературой, воспитывать чувство коллективизма, интерес к предмету.
Методы: слово учителя, работа в группах, языковой анализ, упражнение, индивидуальная самостоятельная работа.
Оборудование: телефон, папки с заданием для групп
Ход урока:
- Здравствуйте, дети! Сегодня мы собрались с вами в этом уютном кабинете на встречу с дядюшкой Глаголом. С минуты на минуту он должен прибыть из страны Речь, чтобы посмотреть как много мы о нем знаем. (Раздается звонок).
(Имитируется диалог)
- Минуточку, это, наверное, звонит дядюшка.
- Алло! Здравствуйте!
- Да, это школа № 58, 6 “ Б” класс.
- Но я не понимаю, как это могло произойти, ведь мы его очень ждем! (пауза).
- А вы обращались за помощью? (пауза)
- Ну что ж, мы готовы вам помочь, жаль только, что праздник не получится, но друга в беде не оставим! Друзья, ведь, познаются в беде! (кладет трубку)
- Да, ну и дела! Представляете, дядюшку Глагола похитили террористы! Мне сейчас звонили из страны Речь. Они уже обращались ко всем детективам, но никто не может им помочь: Шерлок Холмс преследует профессора Мориарти, мисс Марпл гостит у племянницы в Швейцарии, детективное агентство “ Лунный свет” поменяло адрес, лейтенант Коломбо расследует кражу 101 далматинца, а детективы с Улицы Разбитых Фонарей перекрывают все вокзалы и аэропорты. Так что вся надежда на нас. Праздник отменяется. Начинает работу детективное агентство. 6 “ Б” (прикрепить на доске плакат)
- Руководить следствием буду я.
- Для начала нам нужно составить фото-робот и разослать его всем постам. У меня есть картотека с признаками жителей страны Речь. Помогите мне отобрать те признаки, которые относятся к Глаголу. (“ Картотека” - коробка, из которой достаем признаки, относящиеся к глаголу, на доске выкладывается “фото-робот”)
1. Общее значение
предмет | признак предмета | действие предмета |
2. Морфологические признаки
Начальная форма
И.п., ед.ч. | И.п., ед.ч., м.р. | Инфинитив. |
Постоянные
Собственные, нарицательные, одушевленные, неодушевленные, род. |
Качественные, относительные, притяжательные | Возвратность, вид, спряжение. |
Непостоянные
Падеж, число. | У качественных степени сравнения, краткая и полная форма, у всех: падеж, число, род в ед.ч. | Наклонение, число, время, лицо, род.(если есть) |
3. Синтаксическая роль
чаще всего
Подлежащее, дополнение. | Определение. | Сказуемое. |
(Выбранные признаки помощник прицепляет к магнитной доске.)
- Итак, мы с вами составили фото-робот. Теперь необходимо продумать оперативно – следственные мероприятия, которые помогут вернуть дядюшку Глагола, чем больше мы о нем узнаем, тем скорее найдем. Задействованы в работе будут все, о затруднениях в ходе следствия докладывать лично мне.
- Дядюшка Глагол наверняка общался с соседями – другими частями речи. Выясните, с какими частями речи он был связан. Мы знаем, что он работает в “Предложении”. Узнайте, какую роль играет в предложении глагол, каким членом предложения чаще всего является.Эту работу мы поручаем оперативно следственному отделу № 1. Командиром назначается ________________(Отдать задание отделу, поставить табличку.
Напечатана карточка с заданием, ответы вносятся в отчет о проделанной работе
Задание оперативно-следственному отделу № 1
- Выяснить роль дядюшки глагола в предложении.
- Подчеркнуть грамматические основы в стихотворении “Тетушка Фло”
- Выяснить ближайших знакомых дядюшки, выписав
словосочетания
гл. + сущ, гл. + нареч.
Тетушка Фло.
(в стихотворении выделены члены предложения,
которые пока вам не известны)
Когда у старушки, у тетушки Фло,
Бывает порой на душе тяжело,
Когда поясница болит у нее,
Цветы засыхают, не сохнет белье,
Когда на дворе моросит без конца,
Когда расшатались ступеньки крыльца,
И лопнул на полке с мукою пакет,
И моль обглодала приличный жакет,
И клумбу попортил соседский петух,
И нету все лето спасенья от мух,
В духовке опять пригорает пирог,
И письма от внуков приходят не в срок,
Когда просто так нападает хандра –
На кухню уныло уходит она,
И в мисочке мыло разводит она,
И дует, собрав свой ослабленный дух.
И первый пузырь, невесомый, как пух,
И радужный, будто цветное стекло,
Растет на соломинке тетушки Фло…
Летят и летят пузырьки к потолку,
С собою уносят хандру и тоску,
Парят, и танцуют, и вьются вокруг;
И тетушка вскочит, закружится вдруг
И, вспомнив, что дел еще невпроворот,
Вприпрыжку помчится полоть огород.
Отчет о проделанной работе оперативно-следственного отдела № 1
1. Состав группы:
Командир_____________________________________________________________
Личный состав ________________________________________________________
2. Следствием установлено, что чаще всего глагол является главным словом в словосочетаниях гл. + сущ, гл. + нареч.
Примеры:____________________________________________________________
В предложении глагол чаще всего выступает в
роли ______________________
В данном тексте были установлены следующие
грамматические
основы:______________________________________________________________
Дата проведения следственного эксперимента:
Время проведения следственного эксперимента:
Подписи работников отдела.
______________________________________________________________________________
- Нам известны постоянные признаки глагола: возвратность, вид и спряжение. Это должно облегчить наши поиски. Второй оперативно – следственный отдел займется поиском этих признаков у слов в тексте. Вот ваш “Ордер на обыск” (задание) Определите постоянные признаки глагола. Старшим назначается… (Ставится табличка на стол)
Задание оперативно-следственному отделу № 2
- Перечислить постоянные морфологические признаки глагола.
- Выяснить, что необходимо, чтобы определить вид глагола.
- Выяснить, как определить спряжение глагола.
- Перечислить глаголы – исключения
- Выписать все глаголы из стихотворения “Когда я взрослым стану”, найти возвратные глаголы
(Через пять минут после начала урока из отдела № 2 похищается текст стихотворения., остаются только рисунки (см. книгу Е. Синицыной “Умные слова” стр. 79) Шпион.
Когда я взрослым стану,
Я все позволю сыну:
Руками есть сметану,
И прыгать мне на спину.
Валяться на диване,
На стенке рисовать,
Жука хранить в кармане,
Лица не умывать,
Кричать,
По лужам бегать,
Спилить у стула ножки,
Не спать и не обедать,
Скакать верхом на кошке.
Крутить в часах пружину,
Пить воду из-под крана.
Я все позволю сыну,
Когда я взрослым стану!
В. Лунин
Отчет о проделанной работе оперативно-следственного отдела № 2
1. Состав группы:
Командир_____________________________________________________________
Личный состав ________________________________________________________
2. Следствием установлено, что глагол имеет
следующие постоянные признаки:
____________________________________________________________
Чтобы определить вид глагола,
необходимо______________________
Чтобы определить спряжение глагола,
необходимо:_______________________
Рассказать наизусть стихотворное правило с глаголами-исключениями
Кроме глаголов I и II спряжения есть глаголы
разноспрягаемые _______________ и особо спрягаемые
____________________________________
В данном тексте встретились следующие
глаголы:_______________________
Возвратный
глагол:_________________________показатель________________
Дата проведения следственного эксперимента:
Время проведения следственного эксперимента:
Подписи работников отдела.
______________________________________________________________________________
- В наших руках оказались некоторые улики, вещественные доказательства, а также шифровки, перехваченные нашими разведчиками.Группа дешифровки займется разгадкой шифра, определением времени и наклонения зашифрованных глаголов. Восстановите текст, определите время и наклонения глаголов.
Задание группе дешифровки
- Восстановить сказку, определить время и наклонение глаголов (“Умные слова” с.49 )
Жи… - бы… де.. о ба… И бы… у ни… Ку… Ря…
Сне… ку…яи… не про…, а зо… Де… би…, би... – не ра… Ба… би…, би… - не Ра… Мы… бе…, хво… мА…, я… упа… и Ра… Де… пла…, ба… пла…, а ку…. Куд…: “Не пла…, де.., не пла… ба… Я сне…. Ва… яи… не зо…., а про….”
Отчет о проделанной работе группы дешифровки
1. Состав группы:
Командир_____________________________________________________________
Личный состав ________________________________________________________
2. Следствием установлено, что глагол имеет три формы времени:_____________________________________________________________
- __________время обозначает действие, которое происходит ____________
- __________время обозначает действие, которое происходило____________
- _________ время обозначает действие, которое будет происходить_______
Глагол имеет три наклонения:____________________________________
1. _______________наклонение обозначает
действие______________________
2._______________наклонение обозначает
действие______________________
3._______________наклонение обозначает
действие______________________
В ходе следствия удалось восстановить текст сказки “Курочка Ряба”. В данном тексте встретились следующие глаголы:________________________
Дата проведения следственного эксперимента:
Время проведения следственного эксперимента:
Подписи работников отдела.
______________________________________________________________________________
- Группа радистов будет расшифровывать звуковые сигналы, которые засекли наши радары. Решите кроссворды, изменяя лицо и число глаголов.
Задание группе радистов
Впишите в клетки глаголы в неопределенной форме, соответствующие глаголам в 1 л. ед.ч. (В.Волина “Веселая грамматика” стр. 240)
1. Прошу; 2. Терплю; 3. Соберу; 4. Пойму; 5. Бегу; 6. Тру; 7. Подниму; 8. Ловлю; 9 Берегу.
- Если вы правильно выполните это задание, то в выделенном столбике можно прочесть название изменения глагола по лицам и числам.
- Образуйте от данных глаголов в неопределенной форме глаголы в 1 л. ед.ч.
В результате вы прочтете в выделенном столбике название фонетического явления, происходящего при образовании этих глаголов.
1. Хотеть; 2. Стлать;3. Брать; 4. Плести; 5. Вести; 6. Бродить; 7. Давить; 8. Тащить; 9. Жать; 10. Свистеть; 11. Влечь.
Отчет о проделанной работе группы радистов
1. Состав группы:
Командир_____________________________________________________________
Личный состав ________________________________________________________
2. Следствием установлено, что изменение глагола по лицам и числам называется_____________________________________________________________
При образовании некоторых глаголов в корне
происходит___________________
Чередоваться могут и __________________, и _____________________
звуки
Например:_____________________________________________________________
Дата проведения следственного эксперимента:
Время проведения следственного эксперимента:
Подписи работников отдела.
______________________________________________________________________________
- Самая сложная работа предстоит мед. экспертам: у нас в руках несколько глаголов. Докажите, что это глаголы, сделайте их морфемный и морфологический анализ.
Задание группе мед. экспертов
- Сделайте морфемный и морфологический разбор глаголов
Солнечный зайчик
Скачет3, как мячик,
Солнечный зайчик,
Вверх – вниз,
Со стола на карниз.
Зеркальцем взмахну3 –
Побежит2 по окну
И вприпрыжку по стене
Возвращается2 ко мне.
Запетлял3 по половице,
Словно гонится2 лисица.
Раз – и прыгнул2 мне на парту.
Видно, рад теплу и марту.
(Строкевич, Тростенцова “Дидактические материалы к учебнику русского языка 5 кл.”стр. 157)
Отчет о проделанной работе группы мед. экспертов
1. Состав группы:
Командир_____________________________________________________________
Личный состав ________________________________________________________
2. Следствием установлено, что глаголы гонится, возвращается, прыгнул имеют следующую морфемную структуру:______________________________________
В ходе следствия был произведен полный морфологический разбор глаголов скачет, взмахну, запетлял.
Дата проведения следственного
эксперимента:
Время проведения следственного эксперимента:
Подписи работников отдела.
______________________________________________________________________________
- Отдел связи с общественностью проведет следственный эксперимент: определит, узнает ли наш народ дядюшку Глагола. Отгадайте загадки, восстановите пословицы, назовите в них глаголы.(Отдел работает с теми, кто не вошел в группы, с гостями, жюри)
Задание отделу по работе с общественностью
- Отгадайте загадки, назовите глаголы, употребленные в них, определите их время, лицо (род), число, спряжение
1. Кто на свете ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходит……………..
2. Горячий Федос –
У него длинный нос.
Как он поклонится –
Стакан водой наполнится.
3. Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.
4. То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка,
Можешь и нарисовать,
Называюсь я ……………….
5. То назад, то вперед
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе!
Продырявит море.
6. Круглый, гладкий, как арбуз
Цвет любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.
- Есть работа и для наших специальных агентов.
Архивариус должен просмотреть архив, словари и картотеки, узнать историю слова “ глагол”. Его значение. (В. Волина стр. 234)
Агент Глаголовед по памяти восстановит словарные слова – глаголы.
Пр…вр…тить, пр…готовить, пр…сутствовать, р…гулировать, тр…нслировать, чу…ствовать, уча…ствовать, изв…ниться, ис…ледовать, бл…годарить, вообр…зить, эк…номить, пр…дставить, охр…нять.
Агент Зоркий вставит пропущенные буквы, восстановит истину в спорных случаях. (Раздать карточки с заданием)
Соб…раться в дорогу, ум…рать от страха, оп…еться на руку, ст…реть написанное, соприк…снуться рукавами, заг…релись дрова, изл…гать содержание, спряч… в карман, пр…едеш… завтра, береч… от мороза, воспит…вать сына, подрис…вал мелом, пр…везите и …делайте, ничего (не) боится, (не) хочет, (не) доумевать, сидел (бы) тихо, успел (бы) приготовиться, подготов…тесь к диктанту.
- Можете приступить к следствию. Через 15 минут доложите о проделанной работе на планерке. Вам нужно приготовить отчет о ходе следствия.
Учитель по мере необходимости помогает группам в выполнении заданий.
Через 15 минут собираемся на планерку, заслушиваем командиров с отчетами, проверяем индивидуальную работу:
- Архивариус;
- Отчеты (1 – 4 группы)
- Глаголовед;
- Зоркий.
Все собрать в папку с надписью “ Досье”)
(Раздается звонок.)
- Алло!
- Да – да, у нас все готово!
- К вам выезжают особые агенты Зоркий и
Глаголовед, ждите!(Кладет трубку)
- Звонили из страны Речь, им, кажется, удалось напасть на след похитителей, срочно необходимо доставить туда “ Досье”. Особые агенты, Зоркий и Глаголовед, мы доверяем это задание вам, не подведите нас!
(Зоркий и Глаголовед уходит за дядюшкой Глаголом).
- А мы пока подведем итоги проделанной работы.
(Итоги – словесная оценка и бальная оценка работы групп.)
Входит дядюшка Глагол с особыми Агентами:
- Здравствуйте, ребята, я очень рад встрече с вами, спасибо за помощь, с удовольствием остался бы здесь, но у меня слишком много работы, ведь
Я страшное дело какой деловой;
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю.
Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю.
И на стадионе голы забиваю.
Укроп поливаю, кусты подстригаю.
И чисто – пречисто весь двор подметаю.
Дорожки в саду я песком посыпаю.
А после работы в тени отдыхаю.
(Т. Рик “Здравствуй, дядюшка Глагол”)
- Так что мне пора, а вы не скучайте, пишите мне письма. До свидания.
(Дядюшка уходит).
Домашнее задание. Ну что ж, раз дядюшка просил писать письма, давайте ему напишем. Только в своих письмах не забудьте рассказать о том, какую важную роль играет глагол в нашем языке и в нашей жизни. Письма напишите на отдельных листках, чтобы их легче было передать дядюшке. И очень постарайтесь не делать ошибок, чтобы не огорчить его.
-А жизнь у нас пойдет своим чередом, мы с вами завтра напишем контрольный диктант, так что повторите опорные конспекты по глаголу.Большое спасибо вам за хорошую работу, за ваши умные головы и добрые сердца. Наш урок окончен. Можете быть свободны.
Литература
- Волина В. “Веселая грамматика” (любое издание)
- Рик Т. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”,1997
- Синицына Е.Умные слова.Серия:“Через игру – к совершенству”,М:“Лист”,1997
- Строкевич, Тростенцова Дидактический материал к учебнику русского языка 5 кл. М.: “Илекса, 1996