Наш язык заслужил право на бережное к
себе отношение, на всенародную заботу.
Борис Васильев
Тип урока:урок обобщения и систематизации знаний учащихся по культуре речи.
Вид урока: комбинированный с элементами дискуссии и практики.
Цель урока:
- определить проблемы современного русского языка и пути их решения;
- закрепить знания о разнообразных языковых нормах;
- развитие системы ценностных отношений к родному языку, ответственного отношения к собственному слову, уважение к собеседнику.
Задачи урока:
- организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при закреплении лексических, грамматических, орфоэпических норм русского языка;
- вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер;
- создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;
- привить любовь к русскому языку и бережное к нему отношение.
Средства обучения:
- телевизор;
- видеомагнитофон (отрывок из детского юмористического журнала “Ералаш”;
- компьютер с мультимедийным проектором (презентация);
- дидактический материал.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашней работы.
- анализ текста Скворцова “Экология”;
- анализ эссе “Экология слова”, “Культура речи”.
Во время проверки домашнего задания двое учащихся работают у доски по карточкам.
Карточка №1.
Определите, о каком средстве выразительности идет речь.
- Повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения.
- Слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению.
- Троп, содержащий непомерное преувеличение силы, размеры, значения какого-либо явления.
- Обратный порядок слов в предложении.
- Троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого-либо явления.
- Скрытое сравнение, основанное на сходстве между двумя явлениями и предметами.
- Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления.
- Стилистический прием сопоставления несопоставимых, взаимоисключающих понятий.
- Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия.
- Это слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство или качество.
Расскажите о роли художественных средств в речи.
Карточка №2.
Определите средства выразительности в прозаическом и поэтическом тексте.
Жить, храня веселье горя,
Помня радость прошлых весен.
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.
Котелок сердится и бормочет на огне.
Плачет и смеется песня лиховая.
И никто с начала мира не видал такого пира.
Предлагаемые ответы:
а) олицетворение;
б) оксюморон;
в) градация;
г) гипербола;
д) антитеза.
3. Проверка работы по карточкам.
4. Актуализация знаний.
Материал домашней работы и задание по карточкам позволили нам увидеть, что русский язык явление – уникальное, в нем уживается красивое и некрасивое, выразительное и невзрачное, величественное и скверное. Хотелось бы, чтобы наш язык всегда оставался красивым, выразительным, величественным. И сегодня тема нашего урока: “В защиту русского языка”. Мы постараемся определить проблемы современного русского языка и пути их решения, закрепим знания о разнообразных языковых нормах.
Эпиграфом к нашему уроку будут слова Бориса Васильева: “Наш язык заслужил право на бережное к себе отношение, на всенародную заботу”.
5. Постановка проблемного вопроса
Становится доброй традицией проведение в нашей стране акций “За чистоту русского языка”, 2007 год объявлен годом русского языка.
- Как вы думаете, с чем это связано?
Ответы учащихся.
- Мы все чаще слышим, что язык “болен”. Давайте определим “болезни” языка.
Ответы учащихся.
- Посмотрите видеосюжет, выскажите отношение к речи героев фильма.
Ответы учащихся.
- Бедность словарного запаса, косноязычие, не умение правильно выразить свои мысли присуще подросткам, к сожалению, и речь взрослых не соответствует нормам русского языка. Подгорнова Марина провела исследование речи героев различных телепередач и сейчас познакомит нас со своими наблюдениями.
Сообщение Подгорновой Марины.
6. Практическая работа. Закрепление знаний о разнообразных языковых нормах.
Сейчас я предлагаю вам выполнить задания по культуре речи, чтобы проверить, на сколько вы владеете разными нормами языка.
Задание №1
Выборочный диктант.
Выпишите только те слова, которые мы должны употреблять в своей речи
Биография жизни, биография, играет значение, играет роль, местов нет, нет мест, одеть пальто, надевать пальто, свободная вакансия, вакансия, имеет роль, имеет значение, ложу дневник, положу дневник, оплатить за проезд, оплатить проезд, ихний дом, их дела, возвращаться со школы, возвращаться из школы.
Все чаще в речи встречаются ошибки, связанные с нарушением лексических и грамматических сочетаний слов. Следующий вид работы – редактирование.
Задание №2
Найдите и исправьте ошибки.
Учащиеся комментируют найденные ошибки, записывают предложения в исправленном виде.
Сегодня хотелось бы рассказать и проанализировать один эпизод из биографии Гоголя.
Писатель всегда уделял много места теме Родины.
В “Мертвых душах” автор четко изображает жизнь России первой половины 19 века.
Вопреки указания цензуры Гоголь оставил текст поэмы без изменения.
Смех имел немаловажную роль в творчестве писателя.
Ребята, вы знаете, что уровень культуры каждого человека можно определить с первой минуты общения, достаточно лишь услышать, как он произносит слова. Сейчас самое сложное и интересное задание.
Задание №3. Конкурс дикторов.
Спишите, расставьте правильно ударения.
Нормированный язык, языковые средства, толковый словарь Ожегова, развитое общество, повесть Толстого “Отрочество”, будем работать с каталогом, форзац учебника, созвонимся завтра, ходатайство, необъяснимое явление, просто феномен.
7. Презентация словарей.
Мы много говорили на уроке о нормах русского языка, ответьте на вопрос: “Что может являться критерием правильной речи?”
- Чужой авторитет?
- Интуиция?
- Все так говорят?
- Чувство вкуса?
- Другой вариант ответа?
- Нормы русского языка зафиксированные в словарях.
Посмотрите презентацию о словарях, подготовленную Алексеевым Вячеславом.
8. Постановка проблемного вопроса.
Сейчас я хотела бы обратиться к одному слову, слову “стыд”. Стыд – одно из самых тонких и деликатных качеств, в течение жизни человек ни раз испытывает это чувство. Но мы поговорим о стыде перед словом. Как вы считаете, за какие слова бывает стыдно?
Ответы учащихся.
- Что такое сквернословие? Болезнь? Порок, позорящий нацию?
- В чем состоит опасность его распространения?
- Какие вы видите пути решения проблемы сквернословия?
Ответы учащихся.
Запишите предложение.
Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство! Настоящий контроль – это контроль изнутри.
- Как вы понимаете данное выражение?
Ответы учащихся.
Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны. Мы хозяева своего слова. И если мы будем следить за своей речью, не произносить грубых и грязных слов, уважать своего собеседника, тем самым мы и станем участниками акции “За чистоту русского языка”.
9. Подведение итогов.
И обобщат сказанное на уроке слова Ивана Бунина
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте.
Звучат лишь Письмена!
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья
Наш дар бесценный речь.
Через год вы станете выпускниками, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Пусть о вас всегда говорят: “Это культурные люди, владеющие культурой чувств, культурой общения, умеющие правильно, красиво и выразительно говорить, писать!”
(Оценки за урок)
10. Домашнее задание.
Для тех, кто не остался равнодушным к теме нашего урока, написать сочинение – рассуждение “Мы сохраним тебя, русский язык”, для тех, кто затрудняется - выполнить фрагмент ЕГЭ из сборника тестов вариант 3, тест 2, культура речи. Индивидуальное задание получает Лепетан Анна: сравнить текст объявлений и реклам 50-х, 60-х годов с текстами современных объявлений.