Цели:
- дать понятия о грамматической основе в предложении;
- учить находить грамматическую основу в предложении.
I. Организационный момент
- Ребята, я вам предлагаю сегодня на уроке работать под девизом:
“Душу и сердце в работу вложи,
Каждой секундой своей дорожи!”
- Кто согласен работать под таким девизом? (Ребята поднимают руки)
А в конце урока посмотрим, кому это удалось.
II. Минутка чистописания
III. Актуализация знаний
Ребятам предлагается 4 строчки слов. Учащимся нужно определить, по какому принципу объединены слова каждой группы и найти “лишнее” слово в каждой строке.
- Стол, Серёжа, карандаш, портфель.
- Бегала, читает, играла, танцевала.
- Интересный, белая, синяя, красная.
- Петь, рисовать, учить, книга.
- По какому принципу можно объединить слова на 1 строке в одну группу? (Все существительные)
- Какое слово “лишнее”? (Слово “Серёжа”, т.к. отвечает на вопрос “кто?” и пишется с заглавной буквы)
- По какому принципу можно объединить слова на 2 строке в одну группу? (Все глаголы)
- Какой глагол “лишний”? (Глагол “читает”, т.к. отвечает на вопрос “что делает?”, а все остальные – на вопрос “что делала?”
- По какому принципу можно объединить слова на 3 строке? (Все прилагательные)
- Какое прилагательное “лишнее”? (Слово “интересный”, т.к. отвечает на вопрос “какой?”, а остальные на вопрос “какая?”
- А ещё почему? (3 последние прилагательные – обозначают признак предмета по цвету, а первое – нет)
- Можно ли объединить слова на 4 строке в одну группу? Почему?
- Какое слово “лишнее” на этой строке? (Слово “книга”, т.к. это существительное, а остальные глаголы)
На доске остаются только “лишние” слова.
- Ребята! Можно ли назвать эти 4 слова предложением? Почему?
- Что нужно сделать для того, чтобы было предложение? (Нужно изменить форму 3 и 4 слов)
- Давайте составим и запишем это предложение. (Учитель записывает предложение на доске, а дети – в тетрадях)
IV. Работа над новым материалом
- О чём или о ком говорится в этом предложении? (О Серёже)
- Это слово подчеркнём одной чертой
- А что говорится о Серёже? Какое действие он совершает? (Читает)
- Это слово подчеркнём двумя чертами
- Эти слова в предложении будут называться главными членами предложения.
- Как вы думаете, почему именно “главными”? (Без них оно не может существовать и теряет смысл)
- Ребята, кто может сказать, над какой темой мы будем работать на уроке? (Над главными членами предложения)
- Да, мы сегодня будем учиться находить главные члены в предложениях. Давайте прочитаем правило в учебнике на странице 48 о главных членах предложения. (Дети читают вслух).
- Как по-другому называются главные члены предложения? (Грамматическая основа)
- Очень важно уметь находить грамматические основы в предложениях, т.к. в старших классах будете писать предложения с одной, с двумя, с тремя грамматическими основами, и от этого зависит постановка знаков препинания.
V. Физкультминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим
До лужайки добежим.
Стоп. Немного отдохнём.
И домой пешком пойдём.
VI. Закрепление нового материала
Выполнение упражнения 3 на странице 48
3 предложения – у доски с комментированием;
2 предложения – самостоятельно, с устной
проверкой.
- Чем все эти предложения похожи? (В этих предложениях те слова, которые называют то, о чём или о ком говорится в предложении были в начале предложения)
- Но они могут быть и в середине, и в конце предложения.
Выполнение упражнения 4 на странице 48 (Работа над 2 и 4 предложениями).
VII. Итог урока
- Что входит в грамматическую основу предложения?
- Как подчёркиваются главные члены предложения?
- Кому удалось на протяжении всего урока работать под нашим девизом?
VIII. Домашнее задание
- Стр. 48. Выучить правило.
- Стр. 48, упражнение 5.