Урок русского языка в 3-м классе по программе УМК "Начальная школа XXI век" по теме "Главные члены предложения"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели:

  1. дать понятия о грамматической основе в предложении;
  2. учить находить грамматическую основу в предложении.

Ход урока

I. Организационный момент

- Ребята, я вам предлагаю сегодня на уроке работать под девизом:

“Душу и сердце в работу вложи,
Каждой секундой своей дорожи!”

- Кто согласен работать под таким девизом? (Ребята поднимают руки)

А в конце урока посмотрим, кому это удалось.

II. Минутка чистописания

III. Актуализация знаний

Ребятам предлагается 4 строчки слов. Учащимся нужно определить, по какому принципу объединены слова каждой группы и найти “лишнее” слово в каждой строке.

  • Стол, Серёжа, карандаш, портфель.
  • Бегала, читает, играла, танцевала.
  • Интересный, белая, синяя, красная.
  • Петь, рисовать, учить, книга.

- По какому принципу можно объединить слова на 1 строке в одну группу? (Все существительные)

- Какое слово “лишнее”? (Слово “Серёжа”, т.к. отвечает на вопрос “кто?” и пишется с заглавной буквы)

- По какому принципу можно объединить слова на 2 строке в одну группу? (Все глаголы)

- Какой глагол “лишний”? (Глагол “читает”, т.к. отвечает на вопрос “что делает?”, а все остальные – на вопрос “что делала?”

- По какому принципу можно объединить слова на 3 строке? (Все прилагательные)

- Какое прилагательное “лишнее”? (Слово “интересный”, т.к. отвечает на вопрос “какой?”, а остальные на вопрос “какая?”

- А ещё почему? (3 последние прилагательные – обозначают признак предмета по цвету, а первое – нет)

- Можно ли объединить слова на 4 строке в одну группу? Почему?

- Какое слово “лишнее” на этой строке? (Слово “книга”, т.к. это существительное, а остальные глаголы)

На доске остаются только “лишние” слова.

- Ребята! Можно ли назвать эти 4 слова предложением? Почему?

- Что нужно сделать для того, чтобы было предложение? (Нужно изменить форму 3 и 4 слов)

- Давайте составим и запишем это предложение. (Учитель записывает предложение на доске, а дети – в тетрадях)

IV. Работа над новым материалом

- О чём или о ком говорится в этом предложении? (О Серёже)

- Это слово подчеркнём одной чертой

- А что говорится о Серёже? Какое действие он совершает? (Читает)

- Это слово подчеркнём двумя чертами

- Эти слова в предложении будут называться главными членами предложения.

- Как вы думаете, почему именно “главными”? (Без них оно не может существовать и теряет смысл)

- Ребята, кто может сказать, над какой темой мы будем работать на уроке? (Над главными членами предложения)

- Да, мы сегодня будем учиться находить главные члены в предложениях. Давайте прочитаем правило в учебнике на странице 48 о главных членах предложения. (Дети читают вслух).

- Как по-другому называются главные члены предложения? (Грамматическая основа)

- Очень важно уметь находить грамматические основы в предложениях, т.к. в старших классах будете писать предложения с одной, с двумя, с тремя грамматическими основами, и от этого зависит постановка знаков препинания.

V. Физкультминутка

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим
До лужайки добежим.
Стоп. Немного отдохнём.
И домой пешком пойдём.

VI. Закрепление нового материала

Выполнение упражнения 3 на странице 48

3 предложения – у доски с комментированием;
2 предложения – самостоятельно, с устной проверкой.

- Чем все эти предложения похожи? (В этих предложениях те слова, которые называют то, о чём или о ком говорится в предложении были в начале предложения)

- Но они могут быть и в середине, и в конце предложения.

Выполнение упражнения 4 на странице 48 (Работа над 2 и 4 предложениями).

VII. Итог урока

  • Что входит в грамматическую основу предложения?
  • Как подчёркиваются главные члены предложения?
  • Кому удалось на протяжении всего урока работать под нашим девизом?

VIII. Домашнее задание

  • Стр. 48. Выучить правило.
  • Стр. 48, упражнение 5.