Урок развития речи по русскому языку в 5-м классе "Подготовка к сочинению по собственным наблюдениям «Осенняя сказка»"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Формировать умение собирать и систематизировать материал к сочинению, составлять план сочинения.
  2. Развивать умение выделять главное, выразительно читать, развивать речь, воображение, внимание.
  3. Воспитывать любовь к природе, способность увидеть прекрасное в обыденном.

Оборудование:

  • иллюстрации рисунков детей об осени.
  • выставка книг.
  • репродукции картин русских художников об осени.

Ход урока.

I. Слово учителя:

Ребята! Сегодня у нас очень трудная, но интересная задача: мы должны собрать материал и подготовиться к сочинению об осени. Написать о чем-то можно только в том случае, если ты хорошо знаешь то, о чем будешь писать. Многие писатели ведут дневники, записные книжки, в которых отмечают то, что их взволновало, удивило, заставило задуматься.

Давайте немного пофантазируем, забудем, что за окном поздняя осень, идет дождь. Закроем глаза и перенесемся в один из дней ранней осени. Посмотрите на свои рисунки, на картины известных русских художников, они вам помогут.

Послушайте стихотворение И. Бунин “Листопад” (ученица читает стихотворение наизусть).

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

II. Обсуждение.

1. Что мы увидели, услышали?
2. Какие краски этой прекрасной поры всем запомнились?
Итак, мы определили, о чем же мы будем писать? (Тема нашего сочинения – осень).
3. Посмотрите на две темы, которые я записала на доске:

1. Осень.
2.  Удивительная прогулка в осенний лес.

4. Что мы можем сказать об этих двух темах?
5. По какой теме нам будет писать легче? Почему?
6. Посмотрите еще на три темы, а рядом я напомнила типы текстов. Какой тип текста, к какой теме мы отнесем?

1. Удивительная прогулка в осенний лес. (описание)
2. Как я однажды собирал грибы. (повествование)
3. Осень – мое любимое время года. (рассуждение)

- Тема, которую мы выбрали, будет представлять собой только описание? (нет, еще и повествование)

7. Любое сочинение строится по определенному плану.

Вспомните.

I. Вступление

О чем буду писать?

II. Основная часть

Что я буду писать?

III. Вывод

Зачем я буду писать?

III. Сбор материала.

Сегодня мы с вами обратимся к основной части, постараемся собрать материал.

а) Что мы должны описать?

День
Что я слышу?

Лес
Что я вижу?

- День: Какой он может быть?

(Солнечный, теплый воздух прозрачный, яркие лучи солнца светят, но не греют.

- Поэты всегда описывали осень отрывок из стих. Ф. Тютчева:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

- Что здесь мы выберем?

Что значит слово “лучезарный”? (сверкающий, сияющий)

б) Отрывок на доске, вставить буквы, дописать пропущенные слова:

Лес: красивый, нарядный золотятся (березы), костром горят (кисти рябины), словно груды малахита, зеленеют молодые (елочки), веселым многоцветьем радуют (клены), (шелестят) под ногами опавшие листья, от дерева к дереву (протянулись) (прозрачные) нити паутин красная шляпка боровика выглядывает, как(… ).

- Обратимся к стихотворению И. Бунина “Листопад” (первые 7 строчек)

Какой лес у поэта?

в) – А что можно услышать в таком лесу?

В лесной глуши деревья
Затеяли мудрый спор,
Под сильным порывом ветра
Слышен их разговор.
Меняются быстро звуки и краски,
Бродят по лесу осенние сказки.

г) А что мы можем чувствовать в осеннем лесу? Какое настроение создает осенний лес?

(Пушкин больше всего любил осень. Послушайте, он сказал: Унылая пора! Очей очарование!)

VI. Итог:

- Давайте посмотрим, что нам удалось сделать? (собрали материал к основной части сочинения, посмотрели, как можно закончить сочинение).

V. Д/з:

Cочинение – миниатюра описание осеннего леса.