Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания по теме “Имя существительное”.
- Применить знания, умение и навыки на практике.
Оборудование: карта “Океан знаний”, нарисованная заранее; кораблики, изготовленные из картона; магниты; “Копилки знаний” для каждой группы – экипажа, сигнальные карточки.
План урока:
- Орг. момент.
- Вступительное слово учителя.
- Коллективная работа с заданиями.
- Подведение итогов.
- Награждение учащихся.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Орг. момент.
Приветствую класс, гостей, сообщаю тему и цели урока.
II. Слово учителя:
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по карте “Океан знаний”, которая представляет собой водные просторы, посреди которых располагаются острова – разделы курса русского языка. И наш путь лежит на остров Морфология, где живут королева Имя существительное и её друзья Рода, Числа, Падежи, Склонения. Но прежде мы должны разбиться на группы – экипажи, дать название своему кораблю, выбрать капитана.
- Все готовы? Отправляемся в путь! Но что за беда? Путь к острову преграждают пираты – Единицы и Двойки с острова Безграмотландия и объявляют “бой” нашим кораблям, который заключается в следующем: за несколько минут должны отбиться, т.е. выполнить задание, предложенное пиратами. Если один из экипажа не успевает выполнить задание или выполняет его неправильно, то корабль их тонет, а сам экипаж попадают в плен к пиратам. Если же экипажи справляются с заданием и укладываются в отведенное время, но допускают ошибки, то за каждую ошибку экипаж получает сигнальную карточку (красный треугольник), это значит, корабль получил пробоину. Сигнальные карточки опускаются в “Копилку знаний” данного экипажа. Чем больше у экипажа в копилке таких карточек, тем больше пробоин у корабля. Если во время путешествия корабль получает пять пробоин, то он тонет, а экипаж попадает в плен. Если же экипаж выполняет задание верно, то их корабль продолжает свой путь к острову Морфология.
Но так как пираты безграмотны, они призвали к себе на помощь консультантов, которые будут проверять выполненные экипажами задания и опускать в “Копилку знаний” сигнальные карточки.
(Консультанты могут быть выбраны из числа приглашённых родителей, представителей администрации, учителей).
Первый удар – первое задание (5 мин.)
(Задание выполняется письменно).
Карточка №1
-Заполните таблицу существительными, взятыми из предложений.
- Книга – лучший друг.
- На улице стояла тихая погода, солнце слепило глаза.
- Наступила золотая осень.
Таблица.
Существительное | Род | Число | Склонение | Падеж | Роль в предложении |
По истечении времени капитан корабля сдаёт карточку консультантам и получает новую. Консультанты же проверяют выполнение задания, считают ошибки и в “копилку” опускают треугольник.
Второй удар – второе задание. (2 мин.)
Карточка №2
-Подбери к существительным синонимы другого рода:
- Глаз - … (око); дитя - … (ребёнок).
- Мотылёк - … (бабочка); шеренга - … (ряд).
- Инъекция - … (укол); табун - … (стадо).
Третий удар – третье задание. (2 мин.).
Карточка №3
-Вставьте подходящие по смыслу слова, выбрав их из взятых в скобки.
- Город - ...; птица - …; теплоход - … (“Орёл”, Орёл, орёл).
- Созвездие - …; птица - …; салон – красоты - …(лебедь, Лебедь, “Лебедь”).
Четвёртый удар – четвёртое задание. (3 мин.)
Карточка №4
-Подберите антонимы словам:
- Сила - … (слабость)
- Благородство - …(безнравственность)
- Прямодушие - … (лицемерие)
- Доброта - … (злоба).
- Уважение - … (ненависть)
- Смелость - … (трусость)
- Красота - … (безобразие)
Пятый удар – пятое задание. (3 мин.)
Карточка №5
-Вставьте буквы, раскройте скобки. Ответ подтверждайте обозначением орфограммы.
- (Пол) листа, (пол) яблока, (пол) доски, (полу) тьма.
- Р_стение, взр_сление, дрож_, товарищ_, полноч_.
- Ш_к, ш_рстка, параш_т, сень_р, буль_н.
Шестой удар – шестое задание. (10 мин.)
Карточка №6
-Подберите к данным словам анаграммы. (Анаграммы – слова образованные путем перестановки букв или слогов).
- Шарф - … (фарш); пион - … (пони); лиса - … (сила); зола - … (лоза); Ростов - … (остров).
- Сосна - … (насос); шутка - … (штука); волос - … (слово); нитка - …(ткани); Инна - … (Нина).
- Карета - … (ракета); гром - … (морг); рубка - … (бурка); Киев - … (веки); колос - … (сокол).
Пока консультанты подводят итоги смотра, учащихся, которые не смогли добраться до острова Морфология, одноклассники бросают “спасательные круги” (задают вопросы по теме урока). И если ученики отвечают верно, то пираты отпускают своих пленников.
Победителям вручают призы и, конечно же, выставляются положительные оценки.
Итоги урока подводятся учителям.
Задание на дом:
Подготовить задания по данной теме, самые интересные будут отобраны для следующей игры – путешествия по карте “Океан знаний”.