Информационные технологии в преподавании русского языка. Урок-практикум "Пунктуация в предложениях с распространенными согласованными определениями"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • организовать деятельность учащихся по применению знаний, умений, навыков по теме;
  • обеспечить условия для проверки и контроля знаний, умений, навыков;
  • содействовать развитию интереса к предмету путем интеграции знаний по информационным технологиям и русскому языку.

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня на уроке вы сможете применить свои знания, умения и навыки по теме “Пунктуация в предложениях с распространёнными согласованными определениями”, проверить, проконтролировать их с помощью информационных технологий, выявить те затруднения, которые существуют у кого-то по этой теме.

II. Проверка домашнего задания

В качестве проверки усвоения теоретических сведений по теме и практических умений распознавать в контексте распространенные согласованные определения вам предлагается тест, состоящий из 7 заданий, которые надо выполнить в течение определенного времени. С результатом работы можно ознакомиться на последней странице, там же выведена оценка. Если она не устраивает вас, можно попытаться пройти тест еще раз. Время работы 5 мин.

Тест. Рисунок 1.exe

III. Применение знаний. Рисунок 2.html

Обратимся к тексту. Читаем его, помня о том, что при звучании текста надо ориентироваться на выделительную интонацию, одно из условий обособления.

Чернеющий молодой порослью перелесок быстро кончился. Перед нами открылось посеребренное луной поле. Мы свернули с дороги на гасившую шум наших шагов траву. Оглушенный звенящей тишиной, я невольно стал особенно чутко прислушиваться к звукам спустившейся на землю ночи.

? Лишь раз в тексте РСО обособлено. Что является условием обособления?

(В качестве определяемого слова использовано личное местоимение.)

? Чем можно объяснить, что большинство РСО в тексте не обособлено?

(Относятся к определяемым словам - существительным и стоят перед определяемым словом).

? Как можно перестроить текст, чтобы наполнить его обособленными РСО?

(Поменять позицию определяемого слова по отношению к определению).

Наберите на компьютере ваш вариант текста.

Читаем текст, помним об интонации.

Сверяем свой вариант с авторским, проверяем знаки препинания, особенно если определение в середине предложения.

Итак, выделим главное: обособление или необособление РСО зависит от способа выражения определяемого слова, от места расположения определения по отношению к определяемому слову. Это традиционные условия. Но ведь есть еще одно условие, когда расстановка знаков препинания зависит от авторского замысла. Сравним 2 предложения.

Настоянный на аромате цветов, воздух бил в ноздри туманящим голову дурманом.

Настоянный на аромате цветов воздух бил в ноздри туманящим голову дурманом.

? Чем можно объяснить обособленность определения в 1 предложении?

(Кроме определительного значения: какой воздух?, определение имеет добавочное обстоятельственное значение: почему бил в ноздри?).

? Как можно проверить наличие обстоятельственного значения?

(Заменить определительный оборот оборотом со словом будучи или придаточной частью сложноподчиненного предложения ).

В случае замены можно говорить о наличии обстоятельственного значения, что дает основание для обособления. Поэтому и завершаем текст А.И. Куприна этим вариантом.

Читаем окончательный вариант, помня о значении выделительной интонации.

? К какому стилю речи относится текст? Аргументируйте ответ.

(Художественный стиль, автор создает образную картину природы и передает ощущение действующего лица).

В художественной литературе язык выступает в особой, эстетической функции, т.е. используются образные возможности языка. Помня о том, что обособленные определения – средство смыслового и эмоционально-экспрессивного выделения важных деталей сообщения, можно говорить об их роли как средства выразительности. Кстати, значимость причастных оборотов отмечена уже давно. М.В.Ломоносов в “Российской грамматике” писал: “Все причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того очень пристойно их употреблять в высоком роде”. А.С.Пушкин в “Письме к издателю” отмечал: “Причастия вообще обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, мы говорим: карета, которая скачет, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом. Причастие в русском языке не должно быть уничтожено. Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя”.

? Как же можно определить роль обособленных определений в художественном тексте?

(Как средство, придающее речи особую выразительность, способствующее созданию яркой картины, образа. Подбор специальных конструкций служит для создания речевого образа автора).

Как же в других стилях речи? В публицистическом, отличающемся особой экспрессивностью, обособленные определения – средство, придающее речи выразительность, в научной и деловой речи обособленные определения используются как прием сжатого, компактного выражения мысли и как средство разнообразия речи.

IV. Практикум. Рисунок 3.exe

Через некоторое время вам предстоит экзамен. Умение определять роль обособленных членов предложения вам пригодится при выполнении части С. Знания, умения и навыки по теме “Обособленные определения” необходимы при выполнении заданий части А и части В.

Вам предлагается практикум, в котором приведены примеры из контрольно-измерительных материалов прошлых лет. Вчитывайтесь внимательно в задания. Ответ в части А выбирайте, а в части В давайте краткий ответ на задания. Время работы 5 мин.

Редактирование предложений. Рисунок 4.html

При употреблении в речи РСО, в частности причастных оборотов, следует учитывать некоторые моменты, в первую очередь грамматические особенности причастия.

? Какие ошибки замечаете в конструкции? Как их исправить?

  • На выставке, которая открылась в Москве, показано немало картин, которые свидетельствуют о творческом росте молодых художников. (Скопление союзных слов который в неоднородных придаточных предложениях устранить заменой придаточной части определительным оборотом или обеих - оборотами).
  • Иллюстрации к рассказам, которые были присланы на конкурс, исполнены мастерски. (Неясность, связанная с возможностью двоякого соотнесения союзного слова который с одним из предшествующих существительных устранить заменой придаточной части определительным оборотом).
  • Многие из тех, которые посетили выставку, были приезжими. (Лишние слова заменить определительным оборотом с целью сжатости изложения).
  • Работа была выполнена в течение пяти дней вместо предполагаемых шести. (Неточная форма причастия – замена формы причастия на прошедшее время).
  • Я наблюдал за группой ребят, подошедшими к картине. (Неправильно согласована форма причастия с определяемым словом – замена формы причастия).

VI. Домашнее задание.

Подбор 10 предложений со случаями обособления и необособления несогласованных определений.

Повторение материала о приложении и правописании приложений.

VII. Итоги урока.

Сегодня вы смогли применить свои знания, умения, навыки по теме “Пунктуация в предложениях с распространенными согласованными определениями” на практике, выяснили роль обособленных определений как средства языковой выразительности, пробовали исправлять грамматические ошибки с целью не допускать их самим, поработали с заданиями ЕГЭ. Если есть желание тщательнее отработать тему, обратитесь к возможности работы с диском 1С: Репетитор. Тесты по пунктуации.