План-конспект урока
Предмет “Русский язык”
Класс 7
УМК Н. М. Шанского
Цели урока:
- Обучающая – систематизация и обобщение знаний по теме “Причастие”
- Развивающая – развитие логического мышления и языкового “чутья”
- Воспитывающая – воспитание любви к родному языку.
Задачи:
- Проверка прочности орфографических и пунктуационных навыков,
- Установление степени сознательного усвоения причастия в единстве его семантических, морфологических и синтаксических свойств.
Ход урока
- Орг. момент - 5 мин.
- Организация интеллектуальной игры “Крестики-нолики” - 3 мин.
- Игра “Крестики-нолики ” с использованием ИКТ (авторская мультимедийная разработка) - 25 мин.
- Итоги игры и урока - 5 мин.
- Задание на дом - 2 мин.
“Крестики-нолики”
Интеллектуальная игра по теме “Причастие”
Цель: систематизировать знания учащихся по теме “Причастие”.
Участники: ведущий, две команды.
Оборудование: игровое поле, листы, ручки, карточки с заданиями.
Ход урока
Учитель: Мы должны систематизировать и обобщить знания по теме “Причастие”. Проверить прочность орфографических и пунктуационных навыков, которыми вы овладели, выяснить, насколько сознательно вы усвоили причастие в единстве его семантических, морфологических и синтаксических свойств.
На доске висит игровое поле:
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
Класс делится на две команды: первая — крестики, вторая - нолики. Задача - набрать наибольшее количество баллов.
Каждой ячейке соответствует определенное задание. Одна из команд выбирает какую-либо ячейку. Ведущий дает задание, которое должны выполнить обе команды. Первой отвечает “стрелявшая” команда. В случае неверного ответа, это право передается соперникам. В итоге команда, давшая верный ответ, ставит в ячейку свой значок (X или О) и зарабатывает 1 балл.
Команде добавляется еще 2 балла, если ей удается проставить свои значки в ячейках так, чтобы их можно было перечеркнуть прямой линией (по диагонали, вертикали или горизонтали).
Примерные образцы:
Учитель: На ваших столах лежат конверты с цифрами, соответствующими номерам ячеек. После выбора номера ячейки каждый участник игры получает от капитана задание , которое он должен выполнить. После истечения времени, отведённого на выполнение задания, капитан команды предоставляет право ответа одному из членов команды (желательно, чтобы каждый участник команды принял активное участие в игре). Перед каждым из вас лежит бланк ответов, в который вы вписываете свою фамилию и знаком “+” или “-” отмечаете правильность выполнения задания , сверяясь с ответом, появляющимся на экране после ответа команды.
1. Определение команды, обладающей правом первого хода.
Замените сложное предложение простым с причастным оборотом.
“На полях, которые были засеяны кукурузой, показались всходы”.
Ячейка №1
Сколько в тексте причастий? Выпишите их, укажите род, число, падеж.
“Косоносов вышел к ним, поклонился и, с непривычки робея, начал говорить дрожащим голосом”.
Ячейка №2
Найдите 4-е лишнее: кожаный, гусиный, деревянный, сорванный.
Ячейка № 3
Сколько в тексте причастий? Выпишите их, укажите – страдательные или действительные.
“Ефим Григорьевич снял сапог и показал мне свою ногу. На первый взгляд, ничего в ней особенного не было. И только при внимательном осмотре можно было увидеть на ступне какие-то зажившие ссадины и царапины”.
Ячейка № 4
Расшифруйте правило и приведите пример. | |||||||||||||||
В | д | а | ч | а | и | к | п | и | к | в | а | с | н | н | |
п | а | т | и | с | ф | с | н- | ш | у | ы | ч | т | е | о | |
о | Р | е | р | т | ф | а | -н | у | б | Н, | и | и | ш | г | |
л | т | л | п | и | у | м | и | т | е | е | Р | е | р | о | |
н | с | ь | X | я | с | и | н- | с | в | с | п | с | е | в | а. |
ы | X | н | ы | X | с | -е | н | я | д | л | и | о | в | и | д |
Ячейка № 5
Сложите слова так , чтобы можно было прочитать правило, приведите пример.
Краткими | не | раздельно | частица | |||
причастиями | с | пишется |
Ячейка № 6
Исправьте смысловую ошибку в высказывании.
Причастия образуются от существительных и сохраняют некоторые их признаки.
Ячейка № 7
От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени.
Строить, хвалиться, читать, сесть, привести.
Ячейка № 8
Объясните различие в написании созвучных слов.
Эта ученица дисциплинированна и организованна. — Встреча выпускников нашей школы была организована и в этом году.
Ячейка № 9
Сколько причастных оборотов в этом рецепте Г. Остера?
Гороховое чучело с укропом.
Ребенка, задом наперед надевшего штаны, шиворот-навыворот натянувшего рубашку и перепутавшего левый ботинок с правым, положить в таком виде на блюдо и с головой засыпать мелко накрошенным укропом. Этим вы улучшите вкус и внешний вид блюда и, кроме того, обогатите его витаминами.
Учитель: Все ячейки открыты.
Прошу вас подсчитать количество “верных ” ответов и выставить оценку, соответствующую количеству набранных баллов в последней графе, лежащего перед вами бланка.
9-8 баллов – “5”
7-6 баллов – “4”
5 баллов – “3”
менее 5 баллов – “2”
Капитанов команд прошу озвучить результаты.