Цель урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы; развитие орфографической и пунктуационной зоркости; развитие навыков самостоятельной работы.
Ход урока
- Проверка домашнего задания. Упр. 149 (Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова. Москва “Просвещение”, 2007)
- Работа с классом.
1 ученик. Записать текст упражнения, подчеркнуть грамматические основы, указать виды причастий;
2 ученик. Выполнить морфологический разбор причастия (мигающими). Определить тип и стиль текста, обосновать свой ответ.
1. Беседа:
- Что такое причастие?
- Назовите два вида причастий.
- Чем отличаются действительные и страдательные причастия?
- Запишите суффиксы причастий (2 человека к доске):
д. п. н. в – -ущ- ющ- (от глаголов 1 спр.) ащ – ящ- (от глаголов 2 спр.)
д. п. п. в. – -вш- ш- (перед – вш- сохраняется суффикс неопределённой формы глагола)
с. п. н. в. - -ем-ом-(от глаголов 1 спр.), -им- (от глаголов 2 спр.)
с. п. п. в. – енн- (от гл. на –ить), -нн-(от гл -ать, -ять)
2. Выполнение заданий (см. приложение).
(Все последующие задания выполняются каждым учеником индивидуально в ходе работы на уроке, ответы вписываются в таблицы ).
Задание №1. Перед вами текст. Прочитайте его и выполните указанные задания.
Прочитайте, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Выпишите причастия, распределив их в две колонки: действительные и страдательные.
Не умолкая, шумел прилив. 2. Набегали гр..хоч..щие волны бьющ..ся о подножие тороса. 3. Но вот буря стихла. 4. Смолкли успоко..вшиеся волны пр..давле(н,нн)ые тяжкой грудой льда. 5. Ледя(н,нн)ые поля пр..двинулись к самому берегу. 6. Пошёл гул, послышалось бормоч..щее ш..пение, ш..рох, треск лома..щихся глыб. 7. Надв..галось (не)укр..щё(н,нн)ое стоногое чудовище – буря. 8. Передовые льдины сжатые нап..равшей массой полезли на вершину и громоздились в причудливые горы. 9. Движение ледя..ной массы встрет..вшее огромную пр..граду превратилось в колоссальную энергию разрушения. 10. И через несколько минут лома(н,нн)ыми очертаниями поднялись новые громады.
Вдруг опять разъяре(н,нн)м зверем набежала буря, разорвала тишину торжеству..щим воем.
действительные | страдательные |
грохочущие | придавленные |
бьющиеся | неукрощённое |
успокоившиеся | сжатые |
бормочущее | разъярённым |
ломающихся | придавлены |
напиравшей | сжаты |
встретившее | не укрощены |
торжествующим | разъярены |
- Дополните одну из колонок таблицы причастиями, поставив их в краткую форму. Какую колонку будем дополнять? Почему? (вторую – только страдательные причастия имеет краткую форму)
- В чём состоит разница написания кратки и полных страдательных причастий (с НЕ раздельно, одна буква н)
Задание № 2.
Найдите в тексте предложения, в которых есть причастные обороты. Выпишите номера этих предложений и выполните их пунктуационный разбор.
№ 2(простое предложение, осложнено причастным оборотом)
№ 4 (простое предложение, осложнено причастным оборотом)
№ 8 (простое предложение, осложнено причастным оборотом, однородными сказуемыми)
№ 9 (простое предложение, осложнено причастным оборотом)
Задание № 3.
Перестройте 2 и 4 предложение так, чтобы получились сложные предложения. Выполните синтаксический разбор полученных предложений.
№ 2. Набегали грохочущие волны, которые бились о подножие тороса (сложноподчинённое)
№ 4. Смолкли успокоившиеся волны, которые придавила тяжкая груда льда (сложноподчинённое)
Дополнительный вопрос: в записанных предложениях найдите слова, в которых произносится звук ш (успокоившиеся, тяжкая)
Задание № 4.
Выпишите из текста причастия со следующими орфограммами:
- Гласные в приставках пре, при.
- Чередующиеся гласные в корнях слов.
- Не с причастиями.
- Выполните морфемный разбор следующих причастий, дополните каждый ряд причастий словами такой же части речи с указанными орфограммами
(придавленные, напиравшей, неукрощённые)
- Может ли слово неукрощённые писаться с НЕ раздельно?
- При каком условии? (в краткой форме, если есть зависимое слово). Приведите пример (никем не укрощённые).
- Назовите условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.
Задание № 5. Перед вами 10 предложений. Раскройте скобки (слитно или раздельно), объясните свой выбор.
- Утром по степи, (не)успевшей остыть за ночь, тянет тёплый ветер.
- Поэма состоит из (не)завершённых глав.
- Нужная книга (не)прочитана.
- (Не)замеш..нный в преступлении человек дал показания.
- (Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи Николаевны.
- Ветер колеблет стебелёк с ещё (не)высохшей росой.
- Справа над лесистыми холмами сияла (не)мигающая звезда.
- Кастрюля с (не)замеш..нным тестом стояла на столе.
- Ответ на запрос до сих пор (не)получен.
- Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие холодов.
- Задание по вариантам:
1 вариант - выписать номера предложений, в которых НЕ пишется слитно;
2 вариант - выписать номера предложений, в которых НЕ пишется раздельно.
- Какое правило слитного написания НЕ с причастиями не было проиллюстрировано примерами? (без НЕ не употребляются – слитно)
Задание № 6. Замените предложенные слова синонимами без НЕ и объясните написание:
Негодующий -
Неистовствующий -
Недоумевающий -
Ненавидящий –
Задание № 7. В предложениях, над которыми мы работали в задании № 5, в двух словах остались пропущенные буквы. Вставьте их и объясните написание.
Не замешанный в преступлении человек – незамешенное тесто
- От чего зависит написание гласных перед НН? (от суффикса глагола, от которого образовано причастие)
Записать под диктовку, с полным причастием запишите его краткую форму:
Расстрелянные предатели, подстреленная утка, настоянный на травах чай, удостоенный награды, выкачанная из бочки нефть, выкаченная из подвала бочка.
Задание № 8.
Тест.
1. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я:
2. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква И:
- дыш..т полной грудью, встрет..вшиеся на вокзале друзья
- подвига..шься к выходу, на умира..щую лампаду
- та..щий снег, постро..ное здание
- выслуш..нные посетители, стел..щиеся травы
3. В каком ряду в обоих случаях пишется НН:
подсуше..ое бельё, стари..ые вещи
4. В каком ряду в обоих случаях пишется буква Ю:
- ненавид..щие войну, мы не испорт..м
- мягко стел..щий, разделяя..щий людей
- та..ть на солнце, та..вший на солнце лёд
- движ..мый ветром, окно занавеш..но
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН:
Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитками в виде лошади(4)ой головы.
- 1,2
- 2,3
- 1,2,3
- 3,4
Итог урока. Оценки. Д/З. Выписать из “Песни про купца Калашникова” 10 причастий с определяемым словом, указать их вид