Коспект урока русского языка в 7-м классе. Повторение изученного по теме "Причастие"

Разделы: Русский язык


Цель урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы; развитие орфографической и пунктуационной зоркости; развитие навыков самостоятельной работы.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания. Упр. 149 (Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова. Москва “Просвещение”, 2007)
  2. 1 ученик. Записать текст упражнения, подчеркнуть грамматические основы, указать виды причастий;

    2 ученик. Выполнить морфологический разбор причастия (мигающими). Определить тип и стиль текста, обосновать свой ответ.

  3. Работа с классом.

1. Беседа:

- Что такое причастие?

- Назовите два вида причастий.

- Чем отличаются действительные и страдательные причастия?

- Запишите суффиксы причастий (2 человека к доске):

д. п. н. в – -ущ- ющ- (от глаголов 1 спр.) ащ – ящ- (от глаголов 2 спр.)

д. п. п. в. – -вш- ш- (перед – вш- сохраняется суффикс неопределённой формы глагола)

с. п. н. в. - -ем-ом-(от глаголов 1 спр.), -им- (от глаголов 2 спр.)

с. п. п. в. – енн- (от гл. на –ить), -нн-(от гл -ать, -ять)

2. Выполнение заданий (см. приложение).

(Все последующие задания выполняются каждым учеником индивидуально в ходе работы на уроке, ответы вписываются в таблицы ).

Задание №1. Перед вами текст. Прочитайте его и выполните указанные задания.

Прочитайте, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Выпишите причастия, распределив их в две колонки: действительные и страдательные.

Не умолкая, шумел прилив. 2. Набегали гр..хоч..щие волны бьющ..ся о подножие тороса. 3. Но вот буря стихла. 4. Смолкли успоко..вшиеся волны пр..давле(н,нн)ые тяжкой грудой льда. 5. Ледя(н,нн)ые поля пр..двинулись к самому берегу. 6. Пошёл гул, послышалось бормоч..щее ш..пение, ш..рох, треск лома..щихся глыб. 7. Надв..галось (не)укр..щё(н,нн)ое стоногое чудовище – буря. 8. Передовые льдины сжатые нап..равшей массой полезли на вершину и громоздились в причудливые горы. 9. Движение ледя..ной массы встрет..вшее огромную пр..граду превратилось в колоссальную энергию разрушения. 10. И через несколько минут лома(н,нн)ыми очертаниями поднялись новые громады.

Вдруг опять разъяре(н,нн)м зверем набежала буря, разорвала тишину торжеству..щим воем.

действительные страдательные
грохочущие придавленные
бьющиеся неукрощённое
успокоившиеся сжатые
бормочущее разъярённым
ломающихся придавлены
напиравшей сжаты
встретившее не укрощены
торжествующим разъярены
   

- Дополните одну из колонок таблицы причастиями, поставив их в краткую форму. Какую колонку будем дополнять? Почему? (вторую – только страдательные причастия имеет краткую форму)

- В чём состоит разница написания кратки и полных страдательных причастий (с НЕ раздельно, одна буква н)

Задание № 2.

Найдите в тексте предложения, в которых есть причастные обороты. Выпишите номера этих предложений и выполните их пунктуационный разбор.

№ 2(простое предложение, осложнено причастным оборотом)

№ 4 (простое предложение, осложнено причастным оборотом)

№ 8 (простое предложение, осложнено причастным оборотом, однородными сказуемыми)

№ 9 (простое предложение, осложнено причастным оборотом)

Задание № 3.

Перестройте 2 и 4 предложение так, чтобы получились сложные предложения. Выполните синтаксический разбор полученных предложений.

№ 2. Набегали грохочущие волны, которые бились о подножие тороса (сложноподчинённое)

№ 4. Смолкли успокоившиеся волны, которые придавила тяжкая груда льда (сложноподчинённое)

Дополнительный вопрос: в записанных предложениях найдите слова, в которых произносится звук ш (успокоившиеся, тяжкая)

Задание № 4.

Выпишите из текста причастия со следующими орфограммами:

  1. Гласные в приставках пре, при.
  2. Чередующиеся гласные в корнях слов.
  3. Не с причастиями.

- Выполните морфемный разбор следующих причастий, дополните каждый ряд причастий словами такой же части речи с указанными орфограммами

(придавленные, напиравшей, неукрощённые)

- Может ли слово неукрощённые писаться с НЕ раздельно?

- При каком условии? (в краткой форме, если есть зависимое слово). Приведите пример (никем не укрощённые).

- Назовите условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.

Задание № 5. Перед вами 10 предложений. Раскройте скобки (слитно или раздельно), объясните свой выбор.

  1. Утром по степи, (не)успевшей остыть за ночь, тянет тёплый ветер.
  2. Поэма состоит из (не)завершённых глав.
  3. Нужная книга (не)прочитана.
  4. (Не)замеш..нный в преступлении человек дал показания.
  5. (Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи Николаевны.
  6. Ветер колеблет стебелёк с ещё (не)высохшей росой.
  7. Справа над лесистыми холмами сияла (не)мигающая звезда.
  8. Кастрюля с (не)замеш..нным тестом стояла на столе.
  9. Ответ на запрос до сих пор (не)получен.
  10. Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие холодов.

- Задание по вариантам:

1 вариант - выписать номера предложений, в которых НЕ пишется слитно;

2 вариант - выписать номера предложений, в которых НЕ пишется раздельно.

- Какое правило слитного написания НЕ с причастиями не было проиллюстрировано примерами? (без НЕ не употребляются – слитно)

Задание № 6. Замените предложенные слова синонимами без НЕ и объясните написание:

Негодующий -

Неистовствующий -

Недоумевающий -

Ненавидящий –

Задание № 7. В предложениях, над которыми мы работали в задании № 5, в двух словах остались пропущенные буквы. Вставьте их и объясните написание.

Не замешанный в преступлении человек – незамешенное тесто

- От чего зависит написание гласных перед НН? (от суффикса глагола, от которого образовано причастие)

Записать под диктовку, с полным причастием запишите его краткую форму:

Расстрелянные предатели, подстреленная утка, настоянный на травах чай, удостоенный награды, выкачанная из бочки нефть, выкаченная из подвала бочка.

Задание № 8.

Тест.

1. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я:

  1. люб..щие разговаривать, пассажиры дремл..т
  2. стро..щийся дом, иголки кол..тся
  3. крас..щие вещества, травы стел..тся
  4. пен..щиеся волны, соседи разбуд..т

2. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква И:

  1. дыш..т полной грудью, встрет..вшиеся на вокзале друзья
  2. подвига..шься к выходу, на умира..щую лампаду
  3. та..щий снег, постро..ное здание
  4. выслуш..нные посетители, стел..щиеся травы

3. В каком ряду в обоих случаях пишется НН:

  1. подсуше..ое бельё, стари..ые вещи
  2. не выуче..ы уроки, связа..ый свитер
  3. нечая..ый взгляд, кури..ый бульон
  4. ути..ая охота, кова..ая лошадь

4. В каком ряду в обоих случаях пишется буква Ю:

  1. ненавид..щие войну, мы не испорт..м
  2. мягко стел..щий, разделяя..щий людей
  3. та..ть на солнце, та..вший на солнце лёд
  4. движ..мый ветром, окно занавеш..но

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН:

Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитками в виде лошади(4)ой головы.

  1. 1,2
  2. 2,3
  3. 1,2,3
  4. 3,4

Итог урока. Оценки. Д/З. Выписать из “Песни про купца Калашникова” 10 причастий с определяемым словом, указать их вид