Форма:
урок-путешествиеКласс:
7.Цели.
Образовательные:
- активизировать знания по теме “Деепричастие”;
- обобщить и систематизировать знания учащихся о деепричастии и деепричастном обороте;
- отработать практическое умение образовывать деепричастия ;
- формировать умение нахождения деепричастий в тексте, определять слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями, находить суффиксы деепричастий, образовывать деепричастия, уметь расставлять знаки препинания в предложении при деепричастии и деепричастном обороте.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, задания занимательного характера), воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.
Развивающие:
- работа по развитию речи: формулировка выводов, расширение словарного запаса за счет деепричастий, конструирование предложений;
- работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления , самостоятельности, памяти, воображения.
Повторение: НЕ с различными частями речи, орфограммы в корне
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, иллюстрации, магнитофон с аудиозаписями
Эпиграф:
Деепричастные обороты являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность
Д.Э.Розенталь
ХОД УРОКА
Организационный момент
У учащихся было предварительное задание: повторить изученный материал по теме “Деепричастие”.
Слово учителя
- Сегодня у нас с вами урок не совсем обычный. Мы отправляемся в виртуальное путешествие в резиденцию к самому Деду Морозу для того, чтобы передать ему Ваши письма с новогодними пожеланиями. Но так как у нас продолжается учебный год и каникулы еще не скоро, то представляю Вам нашего помощника- почтальона Хрюшу, который знаком Вам с самого детства. Он-то и отправится в гости к Деду Морозу. Путь его будет нелёгкий, и на пути встретятся различные преграды, которые мы поможем ему преодолеть.
I. Но вначале давайте вспомним и объясним почтальону, как пишутся некоторые слова, чтобы он смог помочь в трудную минуту другим ребятам.
Объяснительный диктант
- неотправленное письмо
- не дожидаясь ответа
- никем не замеченный
- не дошёл до ручья
- не беспокоясь о себе
- не зная дороги
- неглубокая, но узкая река
Дополнительный вопрос:
Как пишется НЕ с деепричастиями?
II. Слово учителя
- Ребята, Хрюша забыл узнать короткую дорогу, и сейчас он, наверное, стоит, задумавшись, и не знает, куда ему идти. Разгадав ключевое слово в кроссворде, вы поможете ему узнать название поляны, где живет Дед Мороз. Для этого я приглашаю две команды по несколько человек.
Задание: впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов.
1.Оглядываться (деепричастие несов. в.) | 7. Распечатать (деепричастие сов. в.) |
2. Сверкать (деепричастие несов. в.) | 8. Оторваться (деепричастие сов. в.) |
3. Спешить (деепричастие несов. в.) | 9. Остановить (деепричастие сов. в.) |
4. Купить (деепричастие сов. в.) | 10. Стучать (деепричастие несов. в.) |
5. Прыгать (деепричастие несов. в.) | 11. Играть (деепричастие несов. в.) |
6. Увидеть (деепричастие сов. в.) | 12. Шествовать (деепричастие несов. в.) |
- Хрюше, чтобы взять все ваши письма, необходимо было освободить свою сумку, поэтому часть конвертов он оставил у вас на столах. В конвертах находятся задания. И пока ребята из команды “Снеговички” и “Снежинки” помогают нашему почтальону найти верную дорогу, остальные работают с карточкой №1.
Задание 2 (Карточка 1)
Задание: запишите деепричастия, образованные от глаголов, выделите суффиксы
Вариант 1 Оглядываться (несов. в.) Распечатать (сов. в.) Сверкать(несов. в.) Оторваться (сов. в.) Спешить(несов. в.) |
Вариант 2 Остановить (сов. в.) Купить (сов. в.) Стучать (несов. в.) Прыгать (несов. в.) Играть (несов. в.) |
- Команды успешно справились с заданием, и Хрюша может спокойно продолжать путь. Дорога к поляне Деепричастие проходит по волшебному Хрустальному лесу. Хрюша идёт по лесу, любуясь красотой природы.
III. Слово учителя
- Ребята, а для чего нужны деепричастия?
(ответы учеников)
Вывод:Конечно же, деепричастие, как и причастие, помогает нам выразить свои мысли точнее, образнее, эмоциональнее. Давайте убедимся в этом, наблюдая за тем, как умело используют деепричастия поэты.
Задание 3 (Карточка 2)
Задание: найти деепричастия, объяснить постановку знаков препинания
Вариант 1
И ночь тянулась без конца...
Порой, дремотой обвевая.
Шумела тише вьюга злая,
Шуршала снегом у крыльца.
Вариант 2
Стеклянный, редкий и ядреный,
С веселым шорохом спеша,
Промчался дождь, и лес зеленый
Затих, прохладою дыша.
Вариант 3
Опять привольные поля
Проходят мимо нас кругами,
И хутора и тополя
Плывут, скрываясь за полями.
Вариант 4
Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись –
Две чаши, полные огня.
IV. Один из учеников работает у доски (задание 4). Класс - на местах.
Задание 4
Задание: переписать предложение, выполнить морфологический разбор деепричастия
И ветер, играя листвою, смешал молодые березки.
V. Учитель: Всегда ли деепричастие помогает нам?
(работа с примерами, записанными на доске )
Задание: Найдите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Исправьте их.
1) Выступая на концерте, зал внимательно слушал исполнителя.
2) У воды растут, наклонясь к ней, ивы. 3) Ожидая победу, ее охватило волнение. 4) Увидев отца, Сережа заулыбался. 5) Войдя в автобус, неожиданно пошел снег. 6) Досмотрев до конца интересный фильм, наступил вечер. 7) Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк. 8) Проснувшись от шума, я увидел перед собой нашу собаку.
VI. Слово учителя
- Сказочная красота зимнего леса поразила нашего помощника, душа его стала переполняться чувствами, ему захотелось свои записи оформить красочно. Только он не знает, как это правильно сделать. Поможем ему.
Задание 5
Посмотрите на иллюстрации, где изображен зимний лес, по которому путешествует Хрюша, и составьте предложения, используя деепричастные обороты и существительные, записанные на доске.
I Вариант | II Вариант |
Деревья Тропинка Небо Воздух |
Вьюга Снег Сугробы Снежинки |
Во время составления предложений звучит музыка (“Времена года. Зима”)
VII. Слово учителя
- На опушке леса Хрюша встретил весёлую и озорную помощницу деда Мороза Запятую , с которой тут же подружился. Запятая пообещала провести его к заветной полянке, где стоит сказочный терем Деда Мороза, при условии, что он выполнит правильно следующее задание. Поможем Хрюше.
Задание 6 (карточка 3)
Задание: правильно или нет расставлены знаки препинания.
1. Некоторое время постоял, он на крыльце наслаждаясь утренней прохладой и оглядывая всё вокруг.
2. Тяжело дыша, отец подошёл к дивану и не раздеваясь лёг.
5. Марья Павловна стояла подле него, прислоняясь к берёзе и заложив назад руки
VIII. (дополнительно )
Слово учителя
- Вот Хрюша стоит перед хоромами Деда Мороза. Близится окончание его путешествия, которое зависело не только от его смелости и отваги, но и от ваших знаний.
Наконец-то, Хрюша увидел перед собой Деда Мороза, угрюмо склонившегося над чьим-то письмом. Хрюша прислал нам текст этого письма и просил нас помочь вернуть хорошее настроение Деду Морозу, чтобы он смог выполнить пожелания ребят. Это письмо перед вами, что здесь не так?
Привет Дед Мороз!
Пришли мне к празднику подарок, обмотав его в красивую бумагу. Я хочу большую плитку шоколада, которая должна быть молочной, которая должна таять во рту. Конфеты, которые должны быть шоколадные, у которых внутри хрустят вафли. Зифира, обсыпав сахарной пудрой. Для сестры пришли, свиркающую блесками, герлянду, а для брата - хлопушку, взрывающую конфеттями, для родителей - сахарный желтый мармилад.
Ну пока, Дед Мороз. Не заболей до праздника.
- Вы смеетесь? Теперь вы понимаете, почему у Деда Мороза такое настроение? Исправьте ошибки.
IX. Подведение итогов
– Спасибо за урок! Надеюсь, что вы сегодня напишите замечательные письма и отправите их Дедушке Морозу.
X. Домашнее задание.