Цель: познакомить учащихся со склонением имен существительных во множественном числе. Познакомить с особенностями окончаний имен существительных в именительном падеже множественного числа.
Задачи:
- Обобщение знаний об изменении существительных по числам, об окончаниях существительных в именительном падеже множественного числа. Формировать умения правильно склонять существительные во множественном числе, знать окончания существительных в именительном падеже.
- Развивать мышление, память.
- Воспитывать внимательность, аккуратность, умение слушать.
Ход урока
1. Орг. момент ( Активизация мыслительной деятельности ( гимнастика для ума)) и сообщение целей.
Учитель: сегодня мы познакомимся со склонением имен существительных во множественном числе и узнаем какие окончания бывают у имен существительных в именительном падеже множественного числа.
Индивидуальная работа (у доски работают два ученика)
1-й ученик обозначает склонения сущ. ( друг, окно, солнце, работа, помощь, дядя, снегирь, тетрадь, дружба )
2-й ученик разбирает предложения по членом и частям речи ( За окном лежит пушистый снег ).
Учитель: Откройте пожалуйста тетради, положите правильно, сядьте правильно, ноги вместе, локти на парте.
Массаж рук.
Без пальто гулял глупышка,
И замерз он как ледышка.( Хлопки в ладоши)
Чтобы пальчик отогреть,
Будем мы его тереть.( массаж пальцев).
Учитель: А теперь взяли ручки и запишите число, классная работа.
2.Чистописание.
Учитель: Вывешиваю таблицу с именами существительными в единственном и во множественном числе. (Кроты, лиса, волк, лоси, мышь, белки )
- Как назвать одним словом? ( животные, сущ.)
- Какое слово лишнее? (мышь)
- Почему?( животное луга, а все остальные животные леса )
- Составьте цепочку из первых букв слов множественного числа.
( клб ) – до конца строчки.
На доске написаны слова ед. и мн. числа Тетради, ручки, пенал, книги, карандаш, линейка, красный.
- Назовите эти слова одним словом.
Ученик: Существительные
Учитель:
- Что заметили? ( лишнее слово)
- Почему оно лишнее? ( имя прилагательное)
- На какой вопрос отвечает? ( какой)
- Чем является в предложении? ( определением)
- Как подчеркиваем? ( волнистой чертой)
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ ( под музыку )
4. Словарная работа.
На доске кроссворд
( учитель записывает ответы на доске )
Учащиеся записывают ответы на месте.
( У каждого учащегося на столе кроссворд)
- Получается новое слово (вокзал)
( Записываем новое слово в словарик )
Учитель: - Послушайте как возникло это слово. ( рассказ учителя).
Одна английская дама превратила свою усадьбу в место общественных гуляний и построила павильон, который назвала “ ВОКСХОЛЛ”. А звали даму ДЖЕЙН ВОКС.
“ ВОКСХОЛЛ” - в переводе на русский язык “ Зал госпожи Во”. Потом это слово начало означать “ Концертный зал на железнодорожной станции ” . Когда построили железную дорогу из Петербурга в Павловск, конечную остановку назвали ВОКЗАЛ. Позднее так стали называть все железнодорожные станции России.
После рассказа, показываю слово ( о, об ) вокзале.
- Скажите пожалуйста какой предлог мы употребим со словом вокзал? Почему?
( предлог о , так - как слово вокзал начинается с согласной буквы )
- А в каких случаях пишется предлог ( об).
3. Работа над новым материалом.
- Учитель: Посмотрите на доску, прочитайте. Что заметили?
Карандаш | зеркала |
Лагерь | карандаши |
Зеркало | тюльпаны |
Тюльпан | лагеря |
- Что общего? ( Сущ. , все сущ. в Им падеже)
- В чем разница? ( Ед. число, Мн. число)
- Составьте пары слов.
( Один ученик работает у доски, соединяет стрелками пары)
Остальные дети работают в тетрадях (записывают слова парами)
- А теперь выделите окончания существительных второго столбика.
- Что изменяется при изменении по числам? (Окончания)
- Как отличить существительные ед. числа от сущ. множественного числа? ( По значению, по окончанию ).
- Итак, какой вывод мы можем сделать из этого?
(Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов; в И.п. сущ множественного числа имеют окончания - а, - я, - и, - ы.
Учитель: Тема нашего урока: “ Множественное число имен существительных).
( открываю тему урока на доске)
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ( под шум прибоя )
Учитель: А теперь давайте откроем учебники на стр. 107 и прочитаем вывод который дается в учебнике.
- Упр.№ 241 ( Устно)
- Упр № 242( письменно)
ФИЗ - МИНУТКА
Я называю имена сущ. в ед. и во множ. числе.
Если услышите сущ. в ед.числе стоим, если во множ. приседаем.
Страны, ручка, школы. огурцы, слон, стол, парты, метель, дожди, туча, дни.
- Упражнение “Просклоняйте”.
- К доске приглашаются два ученика. Им предлагаю просклонять на доске слова во множественном числе: березы, ели.
- Остальные работают в тетрадях ( склоняют слово: города)
- Можем ли мы определить склонения этих слов? (береза, ели, города)
Вывод: ( предлагаю сделать детям)
- При склонении имена сущ. во множественном числе не делятся на 1,2,3 склонение.
Творческая работа.
( Даю сильным детям )
- Из слов (множ. и ед. числа) составить мини – сочинение.
( вокзал, люди, поезд, вагоны, перрон ) слова на карточках.
- Остальным детям даю работу по выбору ( в конвертиках)
(учащиеся подходят к доске и берут задания по выбору )
- Проверка (выслушиваю одно, два мини – сочинения )
Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Что понравилось?
Домашнее задание.
( заранее записано на доске)
Поощрение детей.