Русский язык
-
Урок-открытие по теме "-НН- в суффиксах причастий и -Н- в суффиксах прилагательных, образованных от глагола", 7-й класс 2008
Данная тема считается одной из самых трудных. В связи с этим для более успешного усвоения материала в основу урока положена методика продуктивного (эвристического) обучения, строящаяся на основе: "познания", "освоения", "исследования", "создания", "сочинения", "составления".
-
Тема урока в 9-м классе "Использование стилистических фигур в письменной речи" (подготовка к итоговой аттестации в новой форме) 2008
Урок в 9-м классе "Использование стилистических фигур в письменной речи " в рамках подготовки к итоговой аттестации в новой форме призван дать учащимся представление о том, что стилистические фигуры - это не только прерогатива великих русских писателей. Это средство, которым нужно научиться пользоваться в своей письменной речи, чтобы она была образной, выразительной, красивой. Этот урок является продолжением серии уроков, которые включали уже в себя знакомство с основными стилистическими фигурами речи, назначением и целью их использования в тексте.
-
Личностно-ориентированный урок на тему "Имя существительное" 2008
Урок вызван пробудить интерес к русскому языку, развить творческое мышление у ребят. Личностно ориентированный подход на уроке осознанную ориентацию учителя на личность ученика, что является условием его развития.
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5–6-х классов 2008
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5–6-х классов в форме игры в КВН. Цель мероприятия: воспитание интереса к предмету, развитие творческих способностей детей. При проведении таких КВНов используется много эффектных приемов.
-
Энциклопедия слова 2008
Проработав в школе более двадцати лет, я нашла способ повысить мотивацию к изучению русского языка и чтению художественной литературы. Мы с ребятами создаем энциклопедию слова. В чем заключается эта учебная исследовательская работа?
-
"Употребление имен прилагательных в речи" 2008
Работа посвящена изучению имен прилагательных в речи.
-
Презентация по теме "Причастие" 2008
Продолжая работу по теме причастие, я предлагаю новые фрагменты презентации, которые могут использоваться на разных уроках по теме "Причастие". Особое внимание уделено работе с причастным оборотом.
-
Обобщение по теме "Местоимение" 2008
Обобщающий урок русского языка в 6-м классе по теме "Местоимение" - один из уроков-путешествий по карте Вселенной русского языка. В занимательной форме подводятся итоги изучения темы.
-
Урок русского языка. "Виды омонимии" 2008
На уроке продолжается работа, начатая при рассмотрении темы "Однозначные и многозначные слова". Понятие омонимов дается в сопоставлении с многозначностью слова. Материал урока позволяет организовать работу в игровой форме, используя творческие задания на употребление омонимов в загадках, каламбурах.
-
Русский романс второй половины XIX века 2008
Работа посвящена обобщению и систематизации знаний, умений и навыков по синтаксису сложноподчиненного предложения. На уроке использованы различные виды учебной деятельности: устные ответы на вопросы, конструирование предложений, решение перфокарт, устранение пунктуационных ошибок, составление схем, характеристика придаточного предложения. Выполнение разноуровневых карточек позволяет использовать индивидуальный подход к каждому ребенку. Командная игра развивает интерес к русскому языку.
-
Итоговое повторение темы "Сложноподчиненное предложение" 2008
Работа посвящена обобщению и систематизации знаний, умений и навыков по синтаксису сложноподчиненного предложения. На данном уроке использованы различные виды учебной деятельности: устные ответы на вопросы, конструирование предложений, решение перфокарт, устранение пунктуационных ошибок, составление схем, характеристика придаточного предложения. Выполнение разноуровневых карточек позволяет использовать индивидуальный подход к каждому ребенку. Командная игра развивает интерес к русскому языку.
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Чудесный сундучок" 2008
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-6-х классов проходит в виде встречи в фольклорном клубе "Родничок".
-
Программа курса по выбору для учащихся 9-го класса "Развивайте дар слова" 2008
Программа курса по выбору "Развивайте дар слова" рассчитана на учащихся 9-х классов и составлена для традиционного предметного курса. Данная программа рассчитана на 12 часов. Курс по выбору должен вооружать учащихся умением правильно и хорошо выражать свои мысли в устной и письменной форме. Кроме того, курс "Развивайте дар слова" должен способствовать развитию интереса к литературному творчеству, развитию их литературно-творческих способностей. Данный курс опирается данные таких филологических дисциплин, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи, риторика.
-
Урок русского языка в 6-м классе "Морфологические признаки имен прилагательных. Постоянные и непостоянные признаки" 2008
Представлен конспект урока русского языка в 6-м классе "Морфологические признаки имён прилагательных. Постоянные и непостоянные признаки".
-
Урок объяснения новой темы в 5-м классе "Падежи" 2008
На уроке достигается важная воспитательная цель - воспитание любви к малой родине. От того, как мы сумеем воспитать у учащихся чувство любви к родному краю, чувство гордости за то, что они родились и выросли в этой местности, зависит будущее и края, и самих учеников.
-
Об использовании информационных технологий на уроках русского языка и литературы в профессиональном лицее 2008
Статья посвящена подготовке специалиста в учебных заведениях начального профессионального образования в условиях информатизации общества. Предложены различные варианты использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы для повышения качества преподавания.
-
Урок по теме "Категория состояния" в 7-м классе с использованием технологии встречных усилий 2008
Среди лингвистов нет единого мнения о квалификации слов, обозначающих состояние внешней среды, состояние человека. Одни считают их самостоятельной частью речи, другие рассматривают как особую группу наречий и называют их предикативными наречиями. Цель уроков, посвященных изучению категории состояния: показать отличия категории состояния от других частей речи (краткое прилагательное, наречие); выявить морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении.
-
Урок русского языка по теме "Антонимы" 2008
В конспекте урока в 5-м классе по курсу "Речь и культура общения", " Русский язык" представлен анализ языкового явления - антонимии - через речеведческий анализ текста. Объяснение теоретического материала строится на основе ученической презентации, составленной совместно с учителем.
-
Творительный падеж имен существительных единственного числа 1-го склонения, 3-й класс 2008
На уроке раскрывается значение слова «творительный», даётся понятие об определении окончаний имён существительных ед.ч. 1 скл. Т.п., о предлогах Т.п. и о том, каким членом предложения являются существительные Т.п. Используется фронтальная и групповая работа.
-
Правописание безударных гласных в корне слова 2008
Представлен урок русского языка, в ходе которого закрепляются орфографические навыки определения видов орфограмм и правильного выбора их написания, умение делить слова на морфемы.
-
Урок русского языка по теме "Суффикс. Роль суффикса в слове" 2008
Урок русского языка по программе авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой и О.В.Прониной, основан на деятельностном подходе и носит развивающий характер. В процессе решения проблемных вопросов на уроках успешно организуется продуктивная деятельность учащихся.
-
Уроки речеведения при изучении темы "Прошедшее время глагола" 2008
В статье рассматриваются вопросы повышения коммуникативной компетенции учащихся через соединение линий языка и речи на уроке грамматики. Опираясь на функциональный принцип изучения единиц языка, автор предлагает методику изучения глагола «от текста к тексту»: от анализа функций глагола в тексте-образце – через осознание признаков грамматических категорий – к продуцированию текста, в котором глагольные формы участвуют в реализации авторского замысла.
-
Имя существительное. Обобщающее повторение изученного в 5 классе. Урок-сказка. 2008
Цели и задачи урока: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи, закрепить знания о категории рода и числа; способствовать развитию у школьников речи, мышления и памяти; слуховой грамотности; воспитывать интерес к русскому языку, к его устному народному творчеству; создать атмосферу сказочности, развивать дух соревнования, способствовать эстетическому воспитанию детей.
-
"Что такое хорошо и что такое плохо?" Критерии культурной речи. Первое занятие из курса "Учимся говорить правильно" 2008
На занятии рассмотрены критерии культурной речи: богатство, уместность, точность, выразительность, чистота и логичность. На примерах из произведений И.С. Тургенева, А.П. Чехова и В.М. Шукшина учащиеся наблюдали за "работой" слова в тексте, определяли роль средств выразительности, используемых авторами. Сделаны выводы, что культурной речи можно научиться. Для того чтобы быть интересным собеседником, которого приятно слушать, надо иметь богатый словарный запас, уметь пользоваться выразительными языковыми средствами, не использовать в своей речи навязчивые слова и слова-паразиты.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы по теме "Роль пейзажа в повести И.С. Тургенева «Ася». Анализ эпизода" 2008
Представлен конспект интегрированного урока русского языка и литературы в 8-м классе по теме "Роль пейзажа в повести И.С. Тургенева "Ася". Анализ текста". На данном уроке организуется поисково-исследовательская работа учащихся по лингвистическому анализу литературного текста. На материале литературного текста проверяется усвоение темы "Однородные члены предложения".
-
Интегрированный урок (русский язык + английский язык + литература). Тема: "Властитель дум" – George Gordon Byron 2008
Урок разработан с применением современных компьютерных технологий. Цели и задачи урока: совершенствовать практические навыки владения лексическим материалом и грамматическими структурами, развивать интеллектуальные и творческие способности, стимулировать желание общаться на родном и английском языках.
-
Активизация познавательной деятельности учащихся средствами ТЗКМ (технологии развития критического мышления) 2008
Активные методы обучения исключают доминирование одного мнения над другими, в процессе такого диалога ученики учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе сопоставления, анализа информации, учатся оценивать разные мнения, принимать продуманные ответственные решения, участвовать в дискуссиях, открыто общаться с другими людьми. Конспект урока развития речи в 7-м классе: Тяжело в учении – легко в бою? (по статье Г.Смирнова). Конспект урока русского языка в 6-м классе: Основная мысль текста по статье С.Соловейчика «Учение с увлечением».
-
Повторительно-обобщающий урок по теме "Деепричастие. Трудно или легко?" в классе со смешанным национальным составом 2008
Повторительно-обобщающий урок по теме "Деепричастие. Трудно или легко?" подготовлен для класса со смешанным национальным составом, в котором обучаются дети шести национальностей. Для урока подобраны упражнения, направленные на формирование умения использовать деепричастие с целью совершенствования устной и письменной русской речи учащихся.
-
Урок — космическое путешествие по теме "Повторение орфографии частиц" 2008
Нестандартные уроки, необычные по замыслу, больше нравятся ребятам, чем будничные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы, они придают учебному процессу больше гибкости, оперативности, освобождают от штампов, шаблонов, помогают снять психологический барьер, способствуют созданию ситуации успеха.
-
Обобщающий урок по теме "Лексика" 2008
На уроке повторяются сведения по лексике, проводится комплексное повторение орфографии и синтаксиса, проводятся различные виды работы. Для практической работы на уроке в основном использовался материал из произведений А.С. Пушкина, была показана работа поэта над словом. Это способствовало воспитанию у учащихся интереса и любви к русскому языку, развитию навыков анализа текста, помогло показать, что русский язык "выразителен, гибок, послушен". (А.Куприн)