Тип урока: Урок-путешествие.
Форма: нетрадиционная
Класс: 5
Цель: помочь учащимся наиболее точно и ярко выражать свои мысли и чувства в устной и письмен ной речи.
Задачи:
Образовательные:
- познавательные - ознакомление с антонимами, их ролью в языке.
- практические – формирование умений подбирать антонимы, находить их в тексте, употреблять антонимы в своей речи с определенными целями.
Развивающая:
- развить творческое мышление, активность учащихся.
Воспитательная:
- привить любовь к антонимам, повысить интерес к русскому языку.
Оборудование:
- фигурки Звездочки и Незнайки,
- карта страны Лексикология,
- эпиграф на доске,
- мультимедиа.
Эпиграф:
Язык – наш верный друг, когда мы его хорошо знаем; он же неприятель, если им владеем плохо или мысль туманна, неясна. Кто не испытал муки, отыскивая необходимое слово, тот никогда не чувствовал радости, открывая самое меткое, самое точное, единственно нужное слово. (В.Кодухов)
Ход урока
1. Вступление.
Сегодня нам предстоит необычный урок: мы вместе со Звездочкой отправимся в путешествие, в гости к Незнайке. А почему? Потому что он живет в городе Антонимы.
А в какой стране находится этот город?(лексикология)
А что такое лексикология?
(Лексикология – это раздел языкознания, в котором изучается словарный состав языка) Напишем это слово по слогам.
2. Повторение изученного.
1).Первый город Лексика
Что такое лексика?
(Лексика – словарный состав языка).
А в каком словаре можно узнать лексическое значение слова?
(в толковых словарях) А какие толковые словари вы знаете?
2). Второй город Однозначные и многозначные слова.
Почему так называется город?
Какие слова называются однозначными, какие многозначными?
(Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными. Слова, имеющие несколько лексических значений – многозначными).
Сколько лексических значений имеет слово игла? 1) инструмент для шитья; 2) лист хвойного дерева; 3) колючки на теле животных).
Сколько значений слово айсберг? (плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника).
3). Перемещаемся в город Омонимы.
О чем говорит название города?
(Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению).
Выполним следующее задание.
Объясните лексическое значение слов с корнем –кос-
Смотрит зайка косой (прилагательное)
Как девочка с косой (сплетение вместе пряди волос)
За речною косой (идущая от берега узкая полоска земли, отмель)
Травы косит косой. (сельскохозяйственное орудие)
Как называются эти слова? Какие словари омонимов вы знаете?
Напишем слово по слогам.
4). Город Прямое и переносное значение слова.
Что значит прямое и переносное значение слова?
Комментированное письмо.
К данному прилагательному подберите два существительных, чтобы с первым из них словосочетание имело прямое значение, а со вторым переносное.
Тяжелый (камень, характер), горячая (вода, голова), острый (нож, язык), сладкий (чай, сон), золотые (украшения, руки), свежие (цветы, газеты), веселые (люди, песни).
Как в литературе называется переносное значение слова? (метафора).
5). Следующий город Синонимы.
Что же такое синонимы? (синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи). Какие словари синонимов вы знаете?
В следующих отрывках найдите синонимы к слову бой.
1)
Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые?
2)
Вам не видать таких сражений!
3. Изучение нового.
6). Город Антонимы.
Наконец мы со Звездочкой в гостях у Незнайки. Что же такое Антонимы?
Слова одной и той части речи с противоположным лексическим значением называются антонимы. Запишем в тетрадь для правил:
1. Тема урока: “Антонимы”. Произошло от слов анти- против, онима- имя. Проговаривание хором, что такое антонимы.
2. В образовании слов с противоположным значением участвуют приставки как русские (не-, без-, раз- и другие), так и иноязычные ( мир – антимир, мобилизация – демобилизация, :информация – дезинформация). Приведите свои примеры.
3. У одного и того же слова в зависимости от того, в каком значении оно употребляется, могут быть разные антонимы.
(легкая задача – сложная, легкая ноша – тяжелая, старый охотник – молодой, старый дом – новый).
4. Слова противопоставляются по одному признаку (устно)
Время Пространство Чувства, характер человека Рано (поздно) далекий (близкий) веселый (грустный) Утро (вечер) длинный (короткий) умный (глупый) День (ночь) узкий (широкий) добрый (злой)
Синтаксическая пятиминутка. (Один работает у доски.)
Улетают птицы за море,
Миновало время жатв,
На холодном сером мраморе
Листья желтые лежат.
1. Составим схему. Есть ли союзы? (нет). Это бессоюзное сложное предложение, соединены с помощью интонации.
2. Выпишите глаголы, а рядом слова с противоположным значением.
Улетают – прилетают
Миновало – приходит
Лежат – стоят
(используя мультимедиа проектор, проецирую правильные ответы на экран)
5. Взаимопроверка.
Допишите антонимы к словам. Записываем в тетрадь.
Родной – чужой
Умный – глупый
Война – мир
Далекий – близкий
Много – мало.
(используя мультимедиа проектор, проецирую правильные ответы на экран)
6. Самооценка.
Задание№ 1. Напишите, какие из данных ниже пар слов, противоположных по смыслу, обозначают вес, место, цвет, время, действие, состояние человека.
Легкий – тяжелый, сладкий – горький, белый – черный, здесь – там, утром – вечером, зажечь – потушить, болезнь – здоровье.
Задание №2. К словам из левого столбика подберите слова, противоположные по значению, из правого столбика. Соедините линиями.
Север болезнь Высокий ленивый Улететь польза Загадка легкий Завязать закрыть Прилежный юг Светлый низкий Вред прилететь Здоровье темный Открыть отгадка Тяжелый развязать.
Задание №3. К данным словам подберите сначала близкие (синонимы), а потом противоположные по смыслу (антонимы).
Аккуратный | (опрятный – неряшливый) |
Твердый | (крепкий – мягкий) |
Большой | (громадный – маленький) |
Добрый | (сердечный – злой). |
(проецирую правильные ответы на экран )
“Отгадай, что я”.
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня (прохлада)Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь (тишина).
6. Фронтальная проверка.
Запись пословиц под диктовку с последующим объяснением детьми значений пословиц. Нахождение антонимов.
Дело веди, а безделье гони.
Человек то лени болеет, а от труда здоровеет.
Больше знай, да меньше болтай.
Добро помни, а зло забывай.
В литературе слова с противоположным значением называется антитеза(греч. противоположный).
Например:
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
Найдите антитезу. Из какой сказки? (Пушкин “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”).
В 1971 г. Вышел первый у нас “Словарь антонимов русского языка” Л.А. Введенской. Словарь содержит свыше 1000 пар слов. В случае необходимости можно пользоваться.
7. Закрепление материала.
Индивидуальная практическая работа.
Найдите синонимы и слова, родственные слову друг. Запишите их в таблицу.
1) Мы с приятелем вдвоем замечательно живем. Мы такие с ним друзья, - куда он, туда и я.
2) Подальше от многочисленных недругов, под защиту глухих лесов в глубь страны шли переселенцы.
3) Ох, не любит враг, не любит нашей песни боевой.
4) Книга – наш товарищ и друг.
Запишите в таблицу родо-видовые, синонимичные, антонимические связи.
8. Контроль знаний. Взаимопроверка.
1.Работа с таблицей. Проверьте и оцените друг у друга записи (используя мультимедиа проектор, проецирую на экран правильные ответы)
Связи по значению слова друг
Родо–видовые связи: | Антонимические связи: | |
Друг | ДРУГ | недруг |
Дружок | неприятель | |
Дружный | враг | |
Дружно | ||
Дружить |
Синонимичные связи: Товарищ Приятель
Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Как вы понимаете этот текст? Найдите антонимы и синонимы.
9. Рефлексия.
В какой стране мы побывали? В каком городе жил Незнайка? Что такое антонимы? Понравилась ли вам эта тема? О каком словаре мы узнали? В каком виде народного творчества чаще всего встречаются антонимы?
10. Домашнее задание. Поскольку урок у нас необычный, такое же будет домашнее задание. Напишите реферат на одну из наиболее понравившихся тем сегодняшнего урока (кроме антонимов можно выбрать и другие темы). Наверняка вы найдете много интересных фактов, примеров, которые, к сожалению, не удалось включить в данный урок.