Цель: воспитание у учащихся чувства гражданственности, уважительного отношения к людям, природе через чтение и анализ текста.
Задачи:
- отработать навык анализа художественного текста; подготовить учащихся к написанию отзыва или выполнению творческого задания на основе проанализированного текста;
- развивать коммуникативные, аналитические навыки;
- формировать гражданскую позицию, воспитывать любовь к природе.
Оснащение:
- текст (у каждого на парте),
- план анализа текста (у каждого на парте и на доске),
- эпиграф (“Уважение к людям есть уважение к самому себе” Джон Голсуорси),
- толковый словарь С.И. Ожегова.
План анализа текста.
- Прочитать текст.
- Определить тему, идею, проблему.
- Уточнить лексическое значение незнакомых слов.
- Определить тип, стиль текста, признаки стиля, выразительные средства, характерные для этого стиля.
- Выразить свое отношение к поднятой в тексте проблеме.
Памятник подлецу.
Мне рассказали недавно историю о ёлке, посаженной в одном московском дворе.
Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили голубую серебристую ель. Она стала гордостью всего дома, его украшением.
И вот однажды перед Новым годом ёлку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам. Смотрели с болью, содроганием, гневом…
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку: “Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту ёлку”.
Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мёртвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.
Ход урока
I. Организационный момент. Цели урока. (запись темы урока, эпиграфа)
II. Работа с эпиграфом урока.
- Определите значение слова “уважение”. (Учащиеся самостоятельно определяют ЛЗ, затем находят значение этого слова в толковом словаре и записывают в тетрадь.)
- Как вы понимаете смысл высказывания Джона Голсуорси?
- Попытайтесь определить, почему это высказывание взято в качестве эпиграфа к уроку?
III. Работа с заголовком текста (подготовительный этап).
А) уточнение темы урока
- Исходя из темы урока на доске, сформулируйте, чем мы с вами будем заниматься?
Б) предугадывание содержания текста
- По заглавию определите, о чём этот текст? Как вы думаете, какую информацию должен этот текст содержать?
IV. Знакомство с текстом. Работа по плану анализа текста.
А) просмотровое чтение (самостоятельное)
Б) чтение текста учителем
- Какое впечатление произвёл на вас текст?
В) определение темы, идеи, проблемы текста (с записью в тетрадь)
- Определите тему текста.
- Зачем жители дома посадили во дворе ель?
- Что случилось с елью?
- Как восприняли случившееся жители дом? Найдите в тексте.
- Почему текст называется “Памятник подлецу”? Каким мы можем назвать такого человека? (бессовестным, равнодушным, эгоистичным, не уважающим труд других людей, их чувства, безнравственным)
- Определите ЛЗ слова “нравственность”, найдите значение этого слова в словаре, запишите в тетрадь.
- Назовите качества человека, позволяющие считать его поведение нравственным.
- Можно ли этому человеку найти оправдание?
- Встречали ли вы в городе такие пеньки?
- Смогли бы вы срубить ель? Что бы вас остановило?
- Определите идею этого текста.
- Какова проблема этого текста?
Г) уточнение ЛЗ незнакомых слов (запись в тетрадь)
Укор - упрёк, порицание, осуждение.
Содеянное - (содеять), то же, что совершить.
Д) оценка понимания текста
- Какими чувствами наполнен текст? Какой человек мог испытывать такие чувства?
Е) определить тип, стиль, признаки стиля, выразительные средства, характерные для этого стиля
- Определите тип текста. (запись)
- Определите стиль текста. (запись) Докажите, какие признаки характерны для этого стиля.
- Какие средства выразительности использованы автором в тексте? Обобщите свои наблюдения.
V. Создание собственного речевого высказывания на основе проанализированного текста.
- Выразите своё отношение к поднятой в тексте проблеме.(Учащиеся, путём собственных рассуждений, возвращаются к эпиграфу урока)
VI. Домашнее задание.
- Зачем жители дома сделали эту табличку? Что ещё можно было сделать? (написать статью в газету, сочинить стихотворение, написать письмо подлецу, нарисовать газету, выступить на радио)
- Итак, это и будет вашим домашним заданием, вы выбираете, либо вы пишите отзыв на прочитанный текст, либо выполняете творческое задание.
VII. Оценки.
VIII. Итоги урока.
- Чем занимались на уроке?
- Что запомнили? Сформулируйте вывод.
IX. Учитель заканчивает урок чтением стихотворения Эдуарда Асадова “В мире столько всяческого зла…”
В мире столько всяческого зла, -
Значит, надо помнить постоянно:
Никогда не поздно и не рано
Совершать хорошие дела.И чтоб сердцу не было морозно,
Сколько бы ты бед ни натворил –
Никогда не рано и не поздно
Повиниться честно и серьёзно
В зле, что ты когда-то совершил.