Урок развития речи "Комплексный анализ текста «Памятник подлецу»", 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цель: воспитание у учащихся чувства гражданственности, уважительного отношения к людям, природе через чтение и анализ текста.

Задачи:

  • отработать навык анализа художественного текста; подготовить учащихся к написанию отзыва или выполнению творческого задания на основе проанализированного текста;
  • развивать коммуникативные, аналитические навыки;
  • формировать гражданскую позицию, воспитывать любовь к природе.

Оснащение:

  • текст (у каждого на парте),
  • план анализа текста (у каждого на парте и на доске),
  • эпиграф (“Уважение к людям есть уважение к самому себе” Джон Голсуорси),
  • толковый словарь С.И. Ожегова.

План анализа текста.

  1. Прочитать текст.
  2. Определить тему, идею, проблему.
  3. Уточнить лексическое значение незнакомых слов.
  4. Определить тип, стиль текста, признаки стиля, выразительные средства, характерные для этого стиля.
  5. Выразить свое отношение к поднятой в тексте проблеме.

Памятник подлецу.

Мне рассказали недавно историю о ёлке, посаженной в одном московском дворе.

Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили голубую серебристую ель. Она стала гордостью всего дома, его украшением.

И вот однажды перед Новым годом ёлку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам. Смотрели с болью, содроганием, гневом…

На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку: “Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту ёлку”.

Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мёртвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.

Ход урока

I. Организационный момент. Цели урока. (запись темы урока, эпиграфа)

II. Работа с эпиграфом урока.

- Определите значение слова “уважение”. (Учащиеся самостоятельно определяют ЛЗ, затем находят значение этого слова в толковом словаре и записывают в тетрадь.)

- Как вы понимаете смысл высказывания Джона Голсуорси?

- Попытайтесь определить, почему это высказывание взято в качестве эпиграфа к уроку?

III. Работа с заголовком текста (подготовительный этап).

А) уточнение темы урока

- Исходя из темы урока на доске, сформулируйте, чем мы с вами будем заниматься?

Б) предугадывание содержания текста

- По заглавию определите, о чём этот текст? Как вы думаете, какую информацию должен этот текст содержать?

IV. Знакомство с текстом. Работа по плану анализа текста.

А) просмотровое чтение (самостоятельное)

Б) чтение текста учителем

- Какое впечатление произвёл на вас текст?

В) определение темы, идеи, проблемы текста (с записью в тетрадь)

- Определите тему текста.

- Зачем жители дома посадили во дворе ель?

- Что случилось с елью?

- Как восприняли случившееся жители дом? Найдите в тексте.

- Почему текст называется “Памятник подлецу”? Каким мы можем назвать такого человека? (бессовестным, равнодушным, эгоистичным, не уважающим труд других людей, их чувства, безнравственным)

- Определите ЛЗ слова “нравственность”, найдите значение этого слова в словаре, запишите в тетрадь.

- Назовите качества человека, позволяющие считать его поведение нравственным.

- Можно ли этому человеку найти оправдание?

- Встречали ли вы в городе такие пеньки?

- Смогли бы вы срубить ель? Что бы вас остановило?

- Определите идею этого текста.

- Какова проблема этого текста?

Г) уточнение ЛЗ незнакомых слов (запись в тетрадь)

Укор - упрёк, порицание, осуждение.

Содеянное - (содеять), то же, что совершить.

Д) оценка понимания текста

- Какими чувствами наполнен текст? Какой человек мог испытывать такие чувства?

Е) определить тип, стиль, признаки стиля, выразительные средства, характерные для этого стиля

- Определите тип текста. (запись)

- Определите стиль текста. (запись) Докажите, какие признаки характерны для этого стиля.

- Какие средства выразительности использованы автором в тексте? Обобщите свои наблюдения.

V. Создание собственного речевого высказывания на основе проанализированного текста.

- Выразите своё отношение к поднятой в тексте проблеме.(Учащиеся, путём собственных рассуждений, возвращаются к эпиграфу урока)

VI. Домашнее задание.

- Зачем жители дома сделали эту табличку? Что ещё можно было сделать? (написать статью в газету, сочинить стихотворение, написать письмо подлецу, нарисовать газету, выступить на радио)

- Итак, это и будет вашим домашним заданием, вы выбираете, либо вы пишите отзыв на прочитанный текст, либо выполняете творческое задание.

VII. Оценки.

VIII. Итоги урока.

- Чем занимались на уроке?

- Что запомнили? Сформулируйте вывод.

IX. Учитель заканчивает урок чтением стихотворения Эдуарда Асадова “В мире столько всяческого зла…”

В мире столько всяческого зла, -
Значит, надо помнить постоянно:
Никогда не поздно и не рано
Совершать хорошие дела.

И чтоб сердцу не было морозно,
Сколько бы ты бед ни натворил –
Никогда не рано и не поздно
Повиниться честно и серьёзно
В зле, что ты когда-то совершил.