Конспект урока по теме "Понятие о деепричастии"

Разделы: Русский язык


Тип урока: изучение нового

Форма: интегрированный урок с применением системы мультимедиа.

Метод: исследовательский, решение нетиповых ситуаций.

Цели урока:

  • Обучающие:
    • познакомить с лексическими и грамматическими особенностями деепричастий, введения понятия деепричастного оборота.
    • Отработка навыка определения основного и добавочного действия деепричастия с использованием современных технологий (мультимедийной презентации);
    • Проверка качества усвоения учащимися данной темы.
  • Развивающие:
    • Создать мотивационную основу для восприятия учебного материала;
    • Развитие речи учащихся, мышления.
  • Воспитательные:
    • Воспитание культуры общения, уважение к собеседнику и учителям;
    • Воспитание интереса к русскому языку.
  • Учебные:
    • Расширить знания;
    • Проверить усвоение материала при использовании системы мультимедийной презентации;
    • Формировать практические навыки при выполнении работы с использованием компьютера.

Ход урока

I. Выразительно прочитать текст (имеется у каждого обучающегося)

Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрная грудь его стала переливать из синего на зелёное. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими ёлочками, он подпрыгнул на своём высоком мостике, показав своё белое, чистейшее бельё подхвостья и крикнул: “Чуф! Ши!”

М.Пришвин

  • Определите тему, основную мысль, (красавец тетерев)
  • Определите стиль текста, назовите его приметы (эпитеты: синяя, чёрного, радужное; метафоры: загорелся огненным цветком, чистейшее бельё; сравнение: как мостик)
  • Какими морфологическими средствами выразительности пользуется автор? (прилагательные-эпитеты позволяют создать красочный образ, глаголы - передать действие тетерева)

II. Новый материал

  • Какие действия совершает тетерев? Сел, стал расцветать, подпрыгнул, крикнул
  • Какие слова похожи на глаголы? Устроившись, завидев, показав. Чем похожи на глаголы и чем отличаются? От каких слов зависят?

Похожи: обозначают действие, но у них нет привычных окончаний глаголов. (Приложение 1)

III. Сообщаю, что это деепричастие, тема нашего урока.

В этом слове мне знакома вторая часть, что же означает первая? Она входит в состав таких слов, как деятель, дееспособный, действие. Пойду по проторенному пути, обращусь к справочнику. А это значит: если ты захочешь узнать о происхождении деепричастия, разбери его по составу – и сразу поймёшь, что оно не как-то связано с причастием, а напрямую.

До 17 века деепричастий не было, а была краткая форма действительного причастия настоящего времени. Теперь такой формы нет. Мы недавно выяснили, что краткая форма образуется только от страдательных причастий (посеянное поле- поле посеяно, выполненная работа-работа выполнена) Вот её место и заняли деепричастия. (Приложение 2)

Наблюдение над предложением (на мониторах компьютеров)

Устроившись, стал расцветать.

  • Какое действие главное, основное? Каким членом предложения является? (сказуемое)
  • Какое добавочное? Как поставить вопрос к деепричастию? (Когда? Что сделав?) Изменяется ли слово? Каким членом предложения является?

Вывод:

  1. Деепричастие не изменяются.
  2. Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.
  3. В предложении деепричастие является обстоятельством. (Приложение 3)

Чтобы найти общий язык с деепричастием, чтобы оно не сбивало тебя с толку в диктантах и контрольных работах, надо научиться безошибочно узнавать его в лицо. В отличие от причастий, сделать это труднее. Почему? Даже самый легкомысленный ученик никогда не спутает причастие с глаголом. А вот деепричастие многие норовят назвать глаголом, а это так опасно!

Причислив деепричастие к глаголу, ты отнимаешь у него не одну, а то и целых три запятых (если стоит в середине предложения). Хорошо ли это? Давай сразу выучим суффиксы деепричастий. Это избавит тебя от проблем в дальнейшем. (Приложение 4)

VI. ИНСТРУКЦИЯ по определению деепричастий (Приложение 5)

VI. ЗАДАНИЯ (выполняют на компьютерах):

№ 1

Найди деепричастия, обрати их в глаголы, от которых они образованы:

Держа указку

Рассматривающий картину

Пригибаясь к земле

Проверив себя

Вернувшаяся из поездки

Громко крича

№ 2.

От данных глаголов образуй деепричастия с помощью известных тебе суффиксов. От всех ли глаголов образуются деепричастия?

Показаться -

Бегать-

Сделать -

Жечь -

Знать -

Шить

№ 3.

Найди среди перечисленных словосочетаний те, в которых есть деепричастия
Сделанная работа, возвращаясь домой, любимый город, проблема не решена, отправив письмо, вещь ценна, не нарушая тишины, улыбавшиеся девушки.

VII. Продолжаем наблюдение.

  • Что такое причастный оборот?

А как вы думаете, какой оборот можно назвать деепричастным? (Приложение 6-7)

  • Если не знать о коварстве русского языка то тебе будут казаться правильными такие фразы. Необходимо исправить их, чтобы они звучала по-человечески.
  1. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
  2. Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
  3. Возвращаясь домой, пошёл дождь.

Стало быть, каждый раз, конструируя деепричастный оборот, надо помнить о главном свойстве деепричастия: оно дополняет действие глагола и вместе с этим глаголом имеет одного и того же исполнителя, одного и того же актёра, действующее лицо (подлежащее)

Задание № 4.

  • Списать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Найти в предложении деепричастные обороты.
  1. Множество обломков плавало вокруг по_вляясь и снова и_чезая.
  2. Изм_нив курс корабль подош_л к гибнущ_му великану.
  3. На мостик_ крепко вросши ногами в настил пола ст_ял капитан.

VIII. Домашнее задание