Открытый урок русского языка в 5-м классе "Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Формировать умение находить однородные члены предложения и обосновывать постановку знаков препинания;
  2. Учить составлять предложения с однородными членами.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания:

– Перед тем, как начать проверку домашнего задания, вспомним,

а) какие члены предложения называются однородными,

б) какие члены предложения могут быть однородными? (ответы учащихся).

Проверка домашнего упражнения (упр. 193 по учебнику “Русский язык. 5-й класс” под ред.Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, 2003 г.):

  • найдите и прочитайте предложение с однородными подлежащими;
  • укажите предложение с однородными сказуемыми;
  • в каком предложении есть однородные обстоятельства?

3. Объяснение нового материала.

– Сегодня на уроке мы будем учиться правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами. Для этого мы сначала прочитаем правило на странице 78 учебника. (Чтение и комментирование учащимися правила.)

Комбинированная работа: схемы предложений записываются в тетради-“шпаргалки”, а предложения – в рабочую тетрадь.

Запятую ставим: Запятую не ставим:
[О, О, О], [О, но О], [О, а О]. [О и О].

В тетрадь записываем следующие предложения.

а) Бледно-серое небо светлело, холодело, синело.

б) Мелкие, но пушистые гвоздики украшали праздничный стол.

в) Хлеб-соль кушай, а хозяина слушай.

г) У берега прибой уже шумит и ворочает камнями.

4. Устная работа. Упражнение 198. Задание: вставьте подходящий по смыслу союз, укажите, где необходимо поставить запятую.

Образец. Этот путь короткий (очень трудный). Этот путь короткий, но очень трудный.

5. Письменное задание “Продолжи предложение” (схемы заранее записаны на доске). Расставить знаки препинания

а) Красные и синие_________.

б) Веселые задорные_______.

в) Ясный но морозный______.

6. Устная пятиминутка. Задание: подсказать окончание предложений, содержащих однородные члены, объяснить расстановку знаков препинания.

  1. Ладно, ладно, побегу, (вашим детям помогу).
  2. Надо, надо умываться (по утрам и вечерам).
  3. Избушка там на курьих ножках стоит (без окон, без дверей).
  4. Ветер по морю гуляет (и кораблик подгоняет ).

7. Игра “Кто быстрей”. Учащимся по рядам раздаются цветные карточки с заданием и предложениями. Первый ряд – красные карточки, средний ряд – зеленые, третий ряд – голубые.

Задание: расставить знаки препинания в предложениях, вставить пропущенные буквы, составить схемы.

Выигрывает тот ряд, который быстрее выполнит задание.

После выполнения зачитываются несколько предложений с каждого ряда и проверяется правильность выполнения задания. После проверки подводятся окончательные результаты игры.

8. Письменное задание “Проверь друга”. Учащиеся переписывают предложение с доски, расставляют знаки препинания, выделяют орфограмму “Безударная гласная в корне”. Затем меняются тетрадями и проверяют друг у друга записанные предложения по ключу, заранее записанному на скрытой части доски, исправляют карандашом ошибки.

Костя каждое утро выходил на крыльцо, отпирал ключиком ящик и доставал газеты. (Я. Тайц)

9. Подведение итогов урока (рефлексия).

– Давайте еще раз вспомним, какие члены предложения называются однородными.

– Пред какими союзами всегда ставим запятую в предложениях с однородными членами?

– В каком еще случае ставится запятая в предложении с однородными членами?

– Когда между однородными членами запятая не ставится?

10. Домашнее задание. Выучить правило постановки знаков препинания при однородных членах. Выполнить упражнение 197.

Список использованной литературы:

  1. Учебник “Русский язык 5-й класс” под ред. Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова. – М. “Просвещение”, 2003
  2. Методическое пособие “Уроки русского языка в пятом классе” под ред. Богдановой Г. А. – М. “Просвещение” 2003
  3. Дидактические материалы “Русский язык 5-й класс” под ред. А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. – М. “Дрофа” 2000