Урок развития речи "Ищите путь праведный"

Разделы: Русский язык


Цели урока: создать условия для совершенствования лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенции учащихся через освоение умения строить текст-рассуждение на основе осмысления картины, что будет способствовать развитию творческих способностей, внимания, мышления учащихся, их духовному и эстетическому обогащению.

1. Мотивационная беседа:

Приложение, слайд №1

Учитель.

Ребята, сегодня на уроке мы обратимся к одному из самых ярких видов искусства – живописи. Причем живописи на библейскую тему. Попробуем не просто поделиться впечатлениями от увиденного, но уловить душевный настрой автора полотна, научимся анализировать картину, разбираться в её сюжете. В итоге, подготовимся к написанию сочинения-рассуждения публицистического характера. И это будет вашим домашним заданием.

Приложение, слайд№2

2. Изучение нового материала.

Учитель

Догорали маленькие свечи
Перед девой на иконостасе.
А она, полна забот о Спасе,
Ножки обняла ему и плечи.
Светлый взгляд лица ее благого
Смотрит вниз сквозь фимиам душистый.
Но спокоен он, Младенец-слово,
На руках у матери пречистой.

Нет ни одного вида искусства, где бы не разрабатывалась библейская тема. И писатели, и поэты, и композиторы, и художники не раз обращались к духовной жизни человека. Они ищут ответы на многие волнующие их вопросы в жизни Христа и воспроизводят их в своих произведениях.

Неотъемлемой частью русской живописи стали полотна В.Д. Поленова, С. Ушакова,

А. Иванова, Дионисия, А. Рублева. Приложение, слайды 3-7

Но сегодня мы обратимся к произведению великого русского художника И.Н. Крамского, его картине “Христос в пустыне”, написанной в 1871 году.

Приложение, слайд№9

Рассказ о художнике:

Иван Николаевич Крамской родился 27 мая 1837 года в городе Острогожске Воронежской губернии. Отец его служил писарем в городской управе. Рано обнаружившееся влечение Крамского к искусству не встречало сочувствия у окружающих.

Его основным занятием в юности было ремесло ретушера. Вместе с передвижной фотографией он путешествовал по городам России. Попав в Петербург, Крамской сблизился с молодыми художниками, которые усмотрели у ретушера талант рисовальщика и начали уговаривать его поступить в академию. Осенью 1857 г. Крамской был принят в Академию художеств.

Уже на второй год пребывания в Академии Крамской подверг критике основы академической эстетики – слепое подражание классическим образцам, которые не должны и не могут заслонить человеческой жизни. Он организовал у себя дома вечера, на которых молодые художники обсуждали теоретические проблемы искусства. Краеугольные положения новой художественной идеологии – любовь к живому человеку. Из этих вечеров впоследствии выросли Артель художников и Товарищество передвижных выставок, душой и сердцем которых стал И.Н. Крамской.

В творчестве Крамского нашли воплощение философские раздумья о жизни, о взаимоотношениях личности и общества. Крамской был замечательным мастером портрета, в котором продемонстрировал необычайную проницательность в понимании человека, углубленное внимание к его духовной жизни: “Автопортрет”(1867), “Портрет Л.Н. Толстого”(1873), “Неизвестная” (1883).

Крамского постоянно волновали вопросы человеческой жизни. Как жить? Идти на сделку с неправдой, кривить душой или вступать в неравную борьбу со злом?

Художник размышляет о стремлении человека к подвигу и самопожертвованию. В поисках смысла жизни И. Крамской обращается к истории Иисуса Христа. Поэтому на Второй передвижной выставке, состоявшейся в Петербурге 26 декабря 1872 года, появилась его картина “Христос в пустыне”.

Картина сразу захватила зрителей и своим содержанием, и тем, как она была исполнена. Все в ней казалось необычным, привлекало внимание, заставляло простаивать перед нею часами, вдумываться в нее, спорить. Крамской стремился создать своего Христа, непохожего на другие известные произведения, “своего” - и по внутреннему, и по внешнему облику, выражающего национальный тип русского человека. И.Репин отмечал, что Крамской писал свое произведение “слезами и кровью”

Беседа культурологического характера.

- Картина И.Н.Крамского написана на библейский сюжет. Что такое, по-вашему, значит библейский сюжет? (Сюжет, взятый из Библии)

- Что вы знаете о Библии? (Библия – главная книга христианской религии; она включает в себя священные для христиан книги, написанные в разные времена: до Рождества Христова (Ветхий Завет) и после Рождения Христа (Новый Завет).

Первые четыре книги Нового Завета называют Евангелие.

- Что значит имя Иисус? (В переводе с греческого – сын божий. Христос – мессия, посланный на землю для спасения людей).

- Как называли Иисуса Христа на Руси? (Спаситель, Спас, отсюда Храм Христа Спасителя.)

- Знаете ли вы, какой эпизод из жизни Христа, описанный в Евангелии, лег в основу сюжета картины Крамского “Христос в пустыне”? (Название картины подсказывает нам, что ее содержание основано на фрагменте из Библии, где говорится о пребывании Иисуса Христа в пустыне.)

- Давайте прочитаем отрывок из Евангелия от Матфея, где рассказывается об искушении Христа дьяволом во время сорокадневного одиночества.

Но сначала обратим внимание на толкование некоторых старославянских слов.

Приложение, слайд 11

Словарно – стилистическая работа.

Взалкал – испытал чувство голода

Сии – эти

Уста – губы

Святой город – Иерусалим

Поставляет – ставит

Заповедает – предпишет, велит

Не преткнешься – не споткнешься

Весьма – очень

Падши – упав

Се – вот

Приступили – появились и подошли

Чтение библейского текста. Приложение, слайд 10

Беседа по отрывку из библейского текста.

- Соответствует ли содержание картины “Христос в пустыне” прочитанному отрывку из Библии? (Да, картина Крамского изображает евангельский эпизод пребывания Христа в пустыне.)

- Как вы думаете, почему художник обратился именно к этому библейскому сюжету? (Это важный период в жизни Иисуса Христа, отправная точка в его судьбе, первое испытание, взятое на себя добровольно. После сорокадневного поста в пустыне Христос возвращается к людям и начинает проповедовать добро и служение Богу.)

Рассматривание картины и беседа по ней: Приложение, слайд 9

- Какими мыслями и чувствами откликается ваш ум и сердце на картину И.Крамского “Христос в пустыне”?

- Какие композиционные и художественные средства использует автор, чтобы показать человека, погруженного в мучительные раздумья?

- Какой композиционный прием использует художник, чтобы усилить соотношение фигуры Христа с пространством пустыни?

- Монолитная фигура Христа словно вросла в камни окружающей пустыни. Какое эмоциональное воздействие оказывает она на вас?

- Помогает ли пейзаж, изображенный на картине, понять одиночество человека перед главным выбором в его жизни?

- Как вы думаете. С какими нравственными поисками Крамского могла быть связана картина?

- Какой путь выбирает Христос?

- Что такое, по-вашему, праведный путь?

- Приходилось ли вам в жизни делать нравственный выбор?

- Что повлияло на ваш выбор?

- Что нового может принести в вашу жизнь знакомство с этим произведением живописи?

Чтение и анализ искусствоведческого текста: Приложение, слайд 12

- Как вы думаете, какова основная мысль этого текста? В какой части текста она содержится? (Основная мысль этого текста – оценка своеобразной и смелой трактовки художником Крамским Евангельского сюжета. Она содержится в 1 абзаце)

- Найдите в тексте фрагмент, в котором подтверждается мысль о смелой трактовке евангельского сюжета. (Это 2-й абзац текста, где говорится о том, что Крамской лишил Христа атрибутов божественности и придал ему черты своего современника, мысли и чувства, свойственные самому художнику.)

- Прочитайте 5 абзац теста. Как вы понимаете это высказывание Крамского? Не противоречит ли оно названию картины? (В 5 абзаце содержится высказывание Крамского о том, что на картине не Христос, а материализованные личные мысли художника. Крамской, очевидно, хотел подчеркнуть, что Христос для него , прежде всего – Богочеловек и ему присуще все человеческое: противоречивые мысли, страдания, сомнения.)

- По принципам какого смыслового типа построен текст? ( Скорее всего, в тексте преобладает рассуждение. В нем утверждается мысль о нетрадиционном подходе И.Крамского к изображению на полотне сюжета из Библии. В тексте можно выделить тезис – 1 абзац ,аргументы -2 и 7 абзацы, вывод – 8 абзац).

- Прочитайте текст еще раз. Чувствуете ли вы авторскую позицию, отношение искусствоведа к сообщаемому? (Несомненно, автор рассуждает, убеждает нас в истинности той мысли, которую он высказывает в начале текста, в тезисе.)

- Можем ли мы сказать, что в данной статье присутствуют два автора?

(Бесспорно. Рассуждения Крамского о своей картине помогают автору текста глубже раскрыть его основную мысль. Слова Крамского – это не коротенькая иллюстрация, это целостный текст, выполняющий в статье конкретную функцию доказательства основной мысли автора).

- Что нового может внести в вашу жизнь знакомство с картиной Крамского “Христос в пустыне?

3. Подведение итогов урока.

Учитель.

Я рада, что сегодня на уроке вы задумались о смысле жизни. Помните , что непросто выбрать жизненный путь. Не раз вы будете стоять перед выбором: постарайтесь быть духовно сильными людьми и ищите свой праведный путь.

Оплывают свечи, но, сгорая, они отдавали нам сегодня своё тепло и свет. И мне хочется, чтобы каждый из вас в своей жизни сумел подарить людям частичку тепла своего сердца и богатства своей души.

Урок наш подходит к концу, но не заканчивается разговор Дома я попрошу вас написать сочинение по картине Крамского “Христос в пустыне”, тема которого “Ищите путь праведный”.

Домашнее задание. Написать небольшое сочинение-размышление “Ищите путь праведный”

(По картине И.Н.Крамского “Христос в пустыне”)