Согласные звуки [ч], [щ], буквы Ч, ч, Щ, щ

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Тема урока: «Согласные звуки [ч], [щ], буквы Чч, Щщ».

Цели:

  • познакомить детей с новым звуком и буквой, учить отличать новый звук и букву от других звуков и букв;
  • совершенствовать навык правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения;
  • развивать память, внимание, речь, мышление и наблюдательность младших школьников.

Оборудование: набор предметных картинок, «кораблики», сигнальные
карточки, «экран», карточки с буквами, контур буквы Ч, геометрические фигуры, карточки с текстом.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Встаньте ровно и красиво.
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.

II. Закрепление изученного материала

– Я предлагаю вам поиграть в игру «Кораблики». Мы с вами уже знаем, что одна и та же буква может обозначать два звука: твердый и мягкий. В этом мы сейчас убедимся. Несколько человек по очереди выходят к доске и ведут кораблики к островам с гласными и согласными буквами и читают получившиеся слоги.

III. Объяснение нового материала

– Мне хочется продолжить наш урок загадкой:

Идет спокойно, не спеша.
Пусть видят все, как хороша.
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит … (черепаха)\

Предметная картинка с изображением черепахи и карточка с печатным словом черепаха).

– Ребята, откройте, пожалуйста, тетради, которые лежат у вас на столе и карандашом красного цвета нарисуйте, столько кружочков, сколько звуков в этом слове.

Дети выполняют задание, а учитель в это время вывешивает на доску контрольную карточку-проверку.

– Давайте, проверим, правильно ли вы справились с заданием. Посмотрите, на мою карточку и кто сделал так же, покажите сигнальную карточку с зеленым квадратом.
– Сколько слогов в этом слове? (4)
– Докажите. (Сколько в слове гласных, столько и слогов)
– Поставьте ударение в слове.
– Какой новый звук вы услышали в начале слова? (Ч)
– Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, глухой)
– А еще ребята, этот звук особенный тем, что он всегда мягкий и обозначается буквой Ч.

На доске: Б П Т Н Ч М Р Л К

– Найдите, пожалуйста, новую букву среди изученных ранее.

Один ученик выходит к доске и указкой показывает на новую букву.

– Давайте поместим нашу новую букву на «трон именинницы». Ведь именно этой букве будет столько внимания на уроке. Будем учиться читать слоги и слова с буквой Ч.
– Скажите, на что похожа буква Ч? (Ответы детей.)

Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

– А чтобы вы ее не путали с цифрой четыре, давайте нарядим нашу «именинницу». Каждому ученику раздается заранее вырезанный контур печатной буквы Ч. Букву нарядили пора и отдохнуть.

IV. Физминутка

КУЗНЕЧИКИ

Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Выше, выше, высоко,
Прыгай на носках легко.

V. Закрепление изученного материала

– Пока мы с вами отдыхали в словах, которые я для вас напечатала на доске, пропали буквы. Помогите мне, пожалуйста!

* ерепаха                       * айка                    * емодан

мя *                  клюю *                       вра *                  ту * ка

Дети подходят по очереди и подставляют букву Ч, которую они наряжали.

– Соедините картинки со словами, в которых буква Ч в конце слова. Мяч, ключ, врач.

Ученики цветным мелком соединяют предметную картинку и слово по заданию.

– Соедините слова, в которых буква Ч в середине слова. Тучка.
– Назовите слова, в которых буква Ч в начале слова. Черепаха, чайка, чемодан.
– Продолжим трудиться. У вас на столах лежат геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Те, у кого треугольник, читают по карточкам. У кого квадрат, читают в Азбуке на с. 103 стихотворение В.Берестова «Читалочка», а у кого круг, подойдут ко мне и мы будем читать вместе по «экрану» слоги.

М                  У
Р                    Е
К                    А
Ч                    И
С                    Ы

Все выполняют задание.

– Послушаем, как научились читать слова дети, которые работали по карточкам. Чтение слогов и слов:

ту-ча                    жи-лет                      чай-ка
ча-сы                   чу-лок                       грач
чи-жи                  чай-ник                     врач

– А сейчас послушаем ребят, которые приготовились прочитать нам стихотворение В. Берестова «Читалочка».

На доске: «Ученику – удача, учителю – радость».

– Как вы понимаете смысл этой пословицы?
– Значит надо не лениться, а чаще брать в руки книги и читать.
– Ребята, а вы знаете, что я тоже люблю читать и на книжной полке люблю порядок, но кто-то нарушил порядок среди книг, и я вас очень прошу мне помочь. Расставьте, пожалуйста, книги на полке большие, а потом маленькие (по росту).

Дети выполняют задание. Должно получиться слово ЧТЕНИЕ.

– Какое слово получилось? (Чтение.)
– Правильно, чтение. Откройте Азбуку на с. 103, прочитаем стихотворение про чтение.

Первой букве
В слове «чтение»,
Букве Ч –
Мое почтение!

– Какие слова-родственники вы увидели рядом со стихотворением? (Читать, чтение, читатель, читалочка.)
– Какое среди них самое главное слово?

VI. Итог урока

– С какой новой буквой мы познакомились на уроке?
– Какой звук она обозначает?
– Дайте характеристику этого звука?
– Какие задания были интересными для вас?