Тема урока: «Согласные звуки [ч], [щ], буквы Чч, Щщ».
Цели:
- познакомить детей с новым звуком и буквой, учить отличать новый звук и букву от других звуков и букв;
- совершенствовать навык правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения;
- развивать память, внимание, речь, мышление и наблюдательность младших школьников.
Оборудование: набор предметных
картинок, «кораблики», сигнальные
карточки, «экран», карточки с буквами, контур
буквы Ч, геометрические фигуры, карточки с
текстом.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Встаньте ровно и красиво.
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
II. Закрепление изученного материала
– Я предлагаю вам поиграть в игру «Кораблики». Мы с вами уже знаем, что одна и та же буква может обозначать два звука: твердый и мягкий. В этом мы сейчас убедимся. Несколько человек по очереди выходят к доске и ведут кораблики к островам с гласными и согласными буквами и читают получившиеся слоги.
III. Объяснение нового материала
– Мне хочется продолжить наш урок загадкой:
Идет спокойно, не спеша.
Пусть видят все, как хороша.
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит … (черепаха)\
Предметная картинка с изображением черепахи и карточка с печатным словом черепаха).
– Ребята, откройте, пожалуйста, тетради, которые лежат у вас на столе и карандашом красного цвета нарисуйте, столько кружочков, сколько звуков в этом слове.
Дети выполняют задание, а учитель в это время вывешивает на доску контрольную карточку-проверку.
– Давайте, проверим, правильно ли вы справились
с заданием. Посмотрите, на мою карточку и кто
сделал так же, покажите сигнальную карточку с
зеленым квадратом.
– Сколько слогов в этом слове? (4)
– Докажите. (Сколько в слове гласных, столько и
слогов)
– Поставьте ударение в слове.
– Какой новый звук вы услышали в начале слова? (Ч)
– Дайте характеристику этому звуку. (Согласный,
глухой)
– А еще ребята, этот звук особенный тем, что он
всегда мягкий и обозначается буквой Ч.
На доске: Б П Т Н Ч М Р Л К
– Найдите, пожалуйста, новую букву среди изученных ранее.
Один ученик выходит к доске и указкой показывает на новую букву.
– Давайте поместим нашу новую букву на «трон
именинницы». Ведь именно этой букве будет
столько внимания на уроке. Будем учиться читать
слоги и слова с буквой Ч.
– Скажите, на что похожа буква Ч? (Ответы детей.)
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
– А чтобы вы ее не путали с цифрой четыре, давайте нарядим нашу «именинницу». Каждому ученику раздается заранее вырезанный контур печатной буквы Ч. Букву нарядили пора и отдохнуть.
IV. Физминутка
КУЗНЕЧИКИ
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Выше, выше, высоко,
Прыгай на носках легко.
V. Закрепление изученного материала
– Пока мы с вами отдыхали в словах, которые я для вас напечатала на доске, пропали буквы. Помогите мне, пожалуйста!
* ерепаха * айка * емодан
мя * клюю * вра * ту * ка
Дети подходят по очереди и подставляют букву Ч, которую они наряжали.
– Соедините картинки со словами, в которых буква Ч в конце слова. Мяч, ключ, врач.
Ученики цветным мелком соединяют предметную картинку и слово по заданию.
– Соедините слова, в которых буква Ч в середине
слова. Тучка.
– Назовите слова, в которых буква Ч в начале
слова. Черепаха, чайка, чемодан.
– Продолжим трудиться. У вас на столах лежат
геометрические фигуры: круг, квадрат,
треугольник. Те, у кого треугольник, читают по
карточкам. У кого квадрат, читают в Азбуке на с. 103
стихотворение В.Берестова «Читалочка», а у кого
круг, подойдут ко мне и мы будем читать вместе по
«экрану» слоги.
М У
Р Е
К А
Ч И
С Ы
Все выполняют задание.
– Послушаем, как научились читать слова дети, которые работали по карточкам. Чтение слогов и слов:
ту-ча жи-лет чай-ка
ча-сы чу-лок грач
чи-жи чай-ник врач
– А сейчас послушаем ребят, которые приготовились прочитать нам стихотворение В. Берестова «Читалочка».
На доске: «Ученику – удача, учителю – радость».
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?
– Значит надо не лениться, а чаще брать в руки
книги и читать.
– Ребята, а вы знаете, что я тоже люблю читать и на
книжной полке люблю порядок, но кто-то нарушил
порядок среди книг, и я вас очень прошу мне
помочь. Расставьте, пожалуйста, книги на полке
большие, а потом маленькие (по росту).
Дети выполняют задание. Должно получиться слово ЧТЕНИЕ.
– Какое слово получилось? (Чтение.)
– Правильно, чтение. Откройте Азбуку на с. 103,
прочитаем стихотворение про чтение.
Первой букве
В слове «чтение»,
Букве Ч –
Мое почтение!
– Какие слова-родственники вы увидели рядом со
стихотворением? (Читать, чтение, читатель,
читалочка.)
– Какое среди них самое главное слово?
VI. Итог урока
– С какой новой буквой мы познакомились на
уроке?
– Какой звук она обозначает?
– Дайте характеристику этого звука?
– Какие задания были интересными для вас?