Дидактическая игра "Крестики-нолики" на уроке обощения по теме "Лексика" в 6 классе.

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Образовательные цели: обобщить и закрепить знания учащихся по теме “ Лексика”.
  • Развивающие цели: развить познавательные процессы ( память, воображение, мышление, внимание, речь)
  • Воспитательные: воспитать у детей интерес к более глубокому изучению русского языка, формировать умение работать в группах.

Оформление доски:

На доске нарисовано игровое поле

Переводчики Следствие ведут знатоки Ни – ни
Соколиный глаз Бумеранг Перевертыш
Эрудит Корректор Шеренга

Ход игры

Класс делится на две команды. Команда Х и команда О.

Начинает игру команда Х. Она выбирает задание и если с ним справляется, то на игровом поле в этом квадрате ставится знак команды - Х. Она выполняет следующий ход. Если команда не справляется с заданием, то его выполняет другая команда. правильно, то Выигрывает та команда, которая выполнит больше заданий.

Задания.

1. Переводчики.

  • Кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими.
  1. При проверке было выявлено немало дефектов.
  2. Он пишет мемуары.
  3. Ваши аргументы убедительны.
  4. Все работали с энтузиазмом.
  5. Мы гордимся голкипером.

2. Эрудит.

  • Угадай слово по толкованию его лексического значения.
  1. Отколовшийся от ледника дрейфующий ледяной массив с глубоко погруженной подводной частью. (айсберг)
  2. Небольшая книжка (брошюра)
  3. Дословная выдержка и какого либо текста. (цитата)
  4. Основная часть слова (корень)
  5. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. (богатырь)

3. Перевертыши.

  • Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое стало употребляться в переносном значении.
  1. Ледяная глыба
  2. Голубое море
  3. Железный гвоздь
  4. Золотое кольцо
  5. Седые волосы

4. Соколиный глаз

  • Найдите примеры метафор эпитетов олицетворений.
  1. Поют деревья, блещут воды,
    Любовью воздух растворен.
  2. И серебром облитым лунным,
    Деревья мимо нас летят.
  3. Улыбкой ясною природа
    Сквозь сон встречает утро года…
  4. Под ними с грохотом чугунным
    Мосты мгновенные гремят.
  5. С окрестных гор уже снега
    Сбежали мутными ручьями.

5. Шеренга.

  • Расположите синонимы в порядке усиления признака.
  1. Колосс, титан, гигант, великан, исполин.
  2. Отважный, храбрый, неустрашимый, смелый.
  3. Страшиться, трепетать, ужасаться, робеть, бояться, опасаться,
  4. Холод, стужа, мороз,
  5. Бежать, мчаться, лететь.

6. Корректор.

  • Найдите ошибку в выборе слова.
  1. Из передовой бригады он перешел в отсталую.
  2. Петя ушиб колено ноги.
  3. Многие города были превращены в руины и развалины.
  4. Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
  5. Он написал свою автобиографию.

7. Бумеранг.

  • Найдите антоним и “ возвратите” его учителю.
  1. 1. Близкий берег (далекий)
  2. 2. Близкий человек (чужой)
  3. 3. Веселая комедия (скучная)
  4. 4. Глубокий колодец (мелкий)
  5. 5 . Мелкая рыба (крупная)

8. Следствие ведут знатоки.

  • Отгадайте.
  1. 1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь.
  2. 2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают.
  3. 3. Он в голове у легкомыслимого человека, его советуют искать в поле.
  4. 4. Я антоним к слову зной,
    Я в реке, в тени густой
    И в бутылке лимонада,
    А зовут меня… (прохлада)
  5. 5. Я антоним шума, стука,
    Без меня вам ночью мука,
    Я для отдыха, для сна,
    Называюсь…(тишина)

9. “ Ни – ни!”

  • Подберите пять устойчивых словосочетаний с повторяющимися словами “ни…ни”