Цели:
- Образовательные цели: обобщить и закрепить знания учащихся по теме “ Лексика”.
- Развивающие цели: развить познавательные процессы ( память, воображение, мышление, внимание, речь)
- Воспитательные: воспитать у детей интерес к более глубокому изучению русского языка, формировать умение работать в группах.
Оформление доски:
На доске нарисовано игровое поле
Переводчики | Следствие ведут знатоки | Ни – ни |
Соколиный глаз | Бумеранг | Перевертыш |
Эрудит | Корректор | Шеренга |
Ход игры
Класс делится на две команды. Команда Х и команда О.
Начинает игру команда Х. Она выбирает задание и если с ним справляется, то на игровом поле в этом квадрате ставится знак команды - Х. Она выполняет следующий ход. Если команда не справляется с заданием, то его выполняет другая команда. правильно, то Выигрывает та команда, которая выполнит больше заданий.
Задания.
1. Переводчики.
- Кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими.
- При проверке было выявлено немало дефектов.
- Он пишет мемуары.
- Ваши аргументы убедительны.
- Все работали с энтузиазмом.
- Мы гордимся голкипером.
2. Эрудит.
- Угадай слово по толкованию его лексического значения.
- Отколовшийся от ледника дрейфующий ледяной массив с глубоко погруженной подводной частью. (айсберг)
- Небольшая книжка (брошюра)
- Дословная выдержка и какого либо текста. (цитата)
- Основная часть слова (корень)
- Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. (богатырь)
3. Перевертыши.
- Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое стало употребляться в переносном значении.
- Ледяная глыба
- Голубое море
- Железный гвоздь
- Золотое кольцо
- Седые волосы
4. Соколиный глаз
- Найдите примеры метафор эпитетов олицетворений.
- Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен. - И серебром облитым лунным,
Деревья мимо нас летят. - Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года… - Под ними с грохотом чугунным
Мосты мгновенные гремят. - С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями.
5. Шеренга.
- Расположите синонимы в порядке усиления признака.
- Колосс, титан, гигант, великан, исполин.
- Отважный, храбрый, неустрашимый, смелый.
- Страшиться, трепетать, ужасаться, робеть, бояться, опасаться,
- Холод, стужа, мороз,
- Бежать, мчаться, лететь.
6. Корректор.
- Найдите ошибку в выборе слова.
- Из передовой бригады он перешел в отсталую.
- Петя ушиб колено ноги.
- Многие города были превращены в руины и развалины.
- Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
- Он написал свою автобиографию.
7. Бумеранг.
- Найдите антоним и “ возвратите” его учителю.
- 1. Близкий берег (далекий)
- 2. Близкий человек (чужой)
- 3. Веселая комедия (скучная)
- 4. Глубокий колодец (мелкий)
- 5 . Мелкая рыба (крупная)
8. Следствие ведут знатоки.
- 1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь.
- 2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают.
- 3. Он в голове у легкомыслимого человека, его советуют искать в поле.
- 4. Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня… (прохлада) - 5. Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Называюсь…(тишина)
9. “ Ни – ни!”
- Подберите пять устойчивых словосочетаний с повторяющимися словами “ни…ни”