Урок русского языка во 2-м классе "Смысловые значения имен прилагательных"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Тема: Смысловое значение имен прилагательных.

Цели:

  • углубление представлений о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов;
  • формирование умений ставить к слову вопрос;
  • развивать умение сравнивать, анализировать;
  • воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:

  • картина "Лес",
  • карточки со словами,
  • картинка рюкзака,
  • картинки с изображениями фруктов,
  • овощей,
  • таблица "Части речи".

1. Организационный момент.

А ну-ка дети встаньте в ряд!
Готов к работе мой отряд.

2. Постановка целей и задач урока.

Учитель: Сегодня, мы c вами, отправимся в увлекательное путешествии в Страну Слов. Богата и добра Страна Слов, она зовет к себе в гости познакомиться с ее богатствами и тайнами, узнать новое, интересное.

- А что вы знаете о словах? Из чего состоит слово?

Дети: Слова состоят из звуков, слогов. Слова имеют значение

Учитель: Молодцы! В дорогу мы возьмем с собой рюкзак, в котором понесем "багаж знаний" и этот багаж к концу урока должен пополниться новыми знаниями. Мы сегодня познакомимся с еще с одной группой слов, а какой вы узнаете дальше.

3. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Учитель: Ребята. Пока мы собирались в дорогу, поступило срочное сообщение. Нас просят побыстрее прибыть в Страну Слов и помочь им. В одном городе слова-жители с разных улиц пошли на прогулку и заблудились, они просят помочь им каждому вернуться на свою улицу. Давайте используем наши знания, которые мы взяли с собой.

На доске слова: лес, алый, бежит, зеленый, заяц, стоит, деревья, сахарный, шумит, бархатный.

- На какие группы можно разделить слова? Почему?

Дети: Слова: лес, заяц, деревья отвечают на вопрос кто? что? обозначают предметы и называются имена существительные. Они живут на отдельной улице.

- Слова: бежит, стоит, шумит отвечают на вопрос что делает? обозначают действие предметов и они живут на улице Глаголы.

- Остались слова: алый, сахарный, зеленый, бархатный.

Учитель: А что это за слова? Можно выделить их в одну группу? Что у них общего Что вы знаете об этих словах? Давайте познакомимся с этими незнакомцами? Что мы должны узнать о них?

Дети: Как они называются, на какие вопросы отвечают, что обозначают?

4. Изучение нового материала.

Учитель: Слова: "Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный" заколдовали другое слово. Давайте поможем разгадать его. О чем идет речь?

Дети: Это арбуз. (Вывешивается картинка).

Учитель: Как догадались Давайте выясним на какой вопрос отвечают эти слова Зададим вопрос. Арбуз …

Дети: Какой? Алый, сахарный, зеленый, бархатный.

Учитель: Отгадайте еще загадку. "Круглое, румяное я расту на ветке любят меня взрослые и маленькие детки". Что это?

Дети: Яблоко.(картинка на доске)

Учитель: Как вы догадались? Какие слова вам помогли?

Дети: круглое, румяное.

Дети: Яблоко (какое?) …

Учитель: Угадайте еще загадку. "Круглая, а не месяц, желтая, а не масло, сладкая, а не сахар, с хвостом, а не мышь".

Дети: Репа.(картинка на доске).

Учитель: Как вы догадались? Какие слова вам помогли?

Дети: желтая, круглая сладкая.

Учитель: На какой вопрос отвечают эти слова.

Дети: Репа (какая?) желтая, круглая, сладкая.

Учитель: Как другим словом назвать яблоко, а репу?

Дети: Фрукты, овощи Учитель: Подберите к ним слова и задайте вопрос.

Дети: Фрукты , овощи (какие)?) вкусные, полезные.

Учитель: На какие вопросы отвечают слова, с которыми мы познакомились.

Дети: Какой? Какое? Какая? Какие?

Учитель: Что нам нужное еще узнать об этих словах?

Дети: Что они обозначают? Как они называются?

Учитель: Показывает яблоки: большое и маленькое, желтое и красное. Чем отличаются? На что указывают эти слова?

Дети: Размером, цветом. Указывают на признаки предметов.

Учитель: А называются эти слова имена прилагательные. Откройте книгу, прочитайте правило. Давайте сделаем вывод. Что мы узнали об этих слова?

Дети: Имена прилагательные отвечают на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? Обозначают признаки предметов.

5. Закрепление.

Учитель: Дальше нам предстоит отправиться в волшебный лес, где живут разные интересны слова. Но пред лесом раскинулась река. И нам нужно будет построить мост из слов и тогда мы сможем перейти ее. Нужно к каждому слову найти свою пару. Устно задавать вопросы к словам в 1 столбике. А слова 2 столбика мы возьмем из нашего багажа знаний, это словарные слова. Вставьте правильно пропущенную букву, чтобы мостик был крепче.

Слова:

Рыжая яг.ды
Охотничья с.рока
Косолапый л.сица
Крикливая с.бака
Вкусные м..дведь

6. Подготовка к осознанию роли имен прилагательных.

Учитель: Перед вами лежат тексты. Давайте их прочитаем.

Текст 1. Вы входите в лес. Над головой шумят высокие, стройные сосны. Приветливо кивают ветвями молодые, пушистые ели. Посреди поляны приветствует вас могучий дуб.

Текст 2. Вы входите в лес. Над головой шумят сосны. Приветливо кивают ветвями ели. Посреди поляны приветствует вас дуб.

- Чем отличаются эти тексты? Что вы заметили?

Дети; Во втором тексте нет имен прилагательных.

Учитель: Какой вам текст больше нравится? Что говорится о соснах, елях, дубе? Какое описание помогает лучше представить лес?

Дети: В первом тексте дается полное описание. Сосны высокие, стройные. Ели молодые, пушистые. Дуб могучий. А во втором тексте этого нет.

Учитель: Какой сделаем вывод? Какова роль прилагательных в нашем языке?

Дети: Имена прилагательные делают язык ярче, богаче, выразительнее, красивее.

Учитель: А сейчас давайте попробуем сами сделать предложения красивее. Вставьте нужные по смыслу слова.

По деревьям прыгает ________________ белка.

В кустах прячется ____________________ еж.

По лесу рыщет ________________________ волк.

Проверка. Молодцы!

Учитель Итак, путешествие подходит к концу. Какие же знания мы положим в наш багаж. Что вы узнали нового?

7. Итог урока.

Учитель: С какими словами познакомились? На какие вопросы отвечают эти слова? Что обозначают? Для чего служат в нашей речи? Сегодня вы были мне хорошими помощниками. Спасибо! Молодцы! С вами в любое путешествие не страшно будет отправиться!