Тема: Смысловое значение имен прилагательных.
Цели:
- углубление представлений о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов;
- формирование умений ставить к слову вопрос;
- развивать умение сравнивать, анализировать;
- воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование:
- картина "Лес",
- карточки со словами,
- картинка рюкзака,
- картинки с изображениями фруктов,
- овощей,
- таблица "Части речи".
1. Организационный момент.
А ну-ка дети встаньте в ряд!
Готов к работе мой отряд.
2. Постановка целей и задач урока.
Учитель: Сегодня, мы c вами, отправимся в увлекательное путешествии в Страну Слов. Богата и добра Страна Слов, она зовет к себе в гости познакомиться с ее богатствами и тайнами, узнать новое, интересное.
- А что вы знаете о словах? Из чего состоит слово?
Дети: Слова состоят из звуков, слогов. Слова имеют значение
Учитель: Молодцы! В дорогу мы возьмем с собой рюкзак, в котором понесем "багаж знаний" и этот багаж к концу урока должен пополниться новыми знаниями. Мы сегодня познакомимся с еще с одной группой слов, а какой вы узнаете дальше.
3. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Учитель: Ребята. Пока мы собирались в дорогу, поступило срочное сообщение. Нас просят побыстрее прибыть в Страну Слов и помочь им. В одном городе слова-жители с разных улиц пошли на прогулку и заблудились, они просят помочь им каждому вернуться на свою улицу. Давайте используем наши знания, которые мы взяли с собой.
На доске слова: лес, алый, бежит, зеленый, заяц, стоит, деревья, сахарный, шумит, бархатный.
- На какие группы можно разделить слова? Почему?
Дети: Слова: лес, заяц, деревья отвечают на вопрос кто? что? обозначают предметы и называются имена существительные. Они живут на отдельной улице.
- Слова: бежит, стоит, шумит отвечают на вопрос что делает? обозначают действие предметов и они живут на улице Глаголы.
- Остались слова: алый, сахарный, зеленый, бархатный.
Учитель: А что это за слова? Можно выделить их в одну группу? Что у них общего Что вы знаете об этих словах? Давайте познакомимся с этими незнакомцами? Что мы должны узнать о них?
Дети: Как они называются, на какие вопросы отвечают, что обозначают?
4. Изучение нового материала.
Учитель: Слова: "Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный" заколдовали другое слово. Давайте поможем разгадать его. О чем идет речь?
Дети: Это арбуз. (Вывешивается картинка).
Учитель: Как догадались Давайте выясним на какой вопрос отвечают эти слова Зададим вопрос. Арбуз …
Дети: Какой? Алый, сахарный, зеленый, бархатный.
Учитель: Отгадайте еще загадку. "Круглое, румяное я расту на ветке любят меня взрослые и маленькие детки". Что это?
Дети: Яблоко.(картинка на доске)
Учитель: Как вы догадались? Какие слова вам помогли?
Дети: круглое, румяное.
Дети: Яблоко (какое?) …
Учитель: Угадайте еще загадку. "Круглая, а не месяц, желтая, а не масло, сладкая, а не сахар, с хвостом, а не мышь".
Дети: Репа.(картинка на доске).
Учитель: Как вы догадались? Какие слова вам помогли?
Дети: желтая, круглая сладкая.
Учитель: На какой вопрос отвечают эти слова.
Дети: Репа (какая?) желтая, круглая, сладкая.
Учитель: Как другим словом назвать яблоко, а репу?
Дети: Фрукты, овощи Учитель: Подберите к ним слова и задайте вопрос.
Дети: Фрукты , овощи (какие)?) вкусные, полезные.
Учитель: На какие вопросы отвечают слова, с которыми мы познакомились.
Дети: Какой? Какое? Какая? Какие?
Учитель: Что нам нужное еще узнать об этих словах?
Дети: Что они обозначают? Как они называются?
Учитель: Показывает яблоки: большое и маленькое, желтое и красное. Чем отличаются? На что указывают эти слова?
Дети: Размером, цветом. Указывают на признаки предметов.
Учитель: А называются эти слова имена прилагательные. Откройте книгу, прочитайте правило. Давайте сделаем вывод. Что мы узнали об этих слова?
Дети: Имена прилагательные отвечают на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? Обозначают признаки предметов.
5. Закрепление.
Учитель: Дальше нам предстоит отправиться в волшебный лес, где живут разные интересны слова. Но пред лесом раскинулась река. И нам нужно будет построить мост из слов и тогда мы сможем перейти ее. Нужно к каждому слову найти свою пару. Устно задавать вопросы к словам в 1 столбике. А слова 2 столбика мы возьмем из нашего багажа знаний, это словарные слова. Вставьте правильно пропущенную букву, чтобы мостик был крепче.
Слова:
Рыжая яг.ды Охотничья с.рока Косолапый л.сица Крикливая с.бака Вкусные м..дведь
6. Подготовка к осознанию роли имен прилагательных.
Учитель: Перед вами лежат тексты. Давайте их прочитаем.
Текст 1. Вы входите в лес. Над головой шумят высокие, стройные сосны. Приветливо кивают ветвями молодые, пушистые ели. Посреди поляны приветствует вас могучий дуб.
Текст 2. Вы входите в лес. Над головой шумят сосны. Приветливо кивают ветвями ели. Посреди поляны приветствует вас дуб.
- Чем отличаются эти тексты? Что вы заметили?
Дети; Во втором тексте нет имен прилагательных.
Учитель: Какой вам текст больше нравится? Что говорится о соснах, елях, дубе? Какое описание помогает лучше представить лес?
Дети: В первом тексте дается полное описание. Сосны высокие, стройные. Ели молодые, пушистые. Дуб могучий. А во втором тексте этого нет.
Учитель: Какой сделаем вывод? Какова роль прилагательных в нашем языке?
Дети: Имена прилагательные делают язык ярче, богаче, выразительнее, красивее.
Учитель: А сейчас давайте попробуем сами сделать предложения красивее. Вставьте нужные по смыслу слова.
По деревьям прыгает ________________ белка.
В кустах прячется ____________________ еж.
По лесу рыщет ________________________ волк.
Проверка. Молодцы!
Учитель Итак, путешествие подходит к концу. Какие же знания мы положим в наш багаж. Что вы узнали нового?
7. Итог урока.
Учитель: С какими словами познакомились? На какие вопросы отвечают эти слова? Что обозначают? Для чего служат в нашей речи? Сегодня вы были мне хорошими помощниками. Спасибо! Молодцы! С вами в любое путешествие не страшно будет отправиться!