Подготовка учащихся к жизни, развитие у подростков самостоятельности, активности, творчества предполагает, наряду с другими умениями, формирование навыка владения деловой речью, знание делового этикета. Отбор содержания и общая логика программы курса обоснованы тем, что программой по русскому языку предусмотрено крайне малое количество часов на социально-речеведческую подготовку выпускников к жизни вне стен школы. Между тем, знания норм и правил поведения в трудовом коллективе, его морально-психологическом климате, об этике служебных отношений, владение навыками культуры служебных отношений остро необходимы и начинающему работнику, и будущему студенту. После окончания школы выпускники сталкиваются с необходимостью оформления деловых бумаг: заявления, апелляции, резюме, протокола, отчета о работе, докладной записки, расписки. Трудность вызывает написание автобиографии, заявления в приемную комиссию какого-либо учебного заведения.
Цель данного курса – познакомить учащихся с нормами и правилами делового общения, официально-деловым стилем речи, помочь выпускникам успешнее социализироваться в обществе.
Задачи курса:
Воспитание навыков делового общения, деловой литературной речи. Формирование умения выделить в деловых бумагах наиболее важные, существенные, значимые факты и события и изложить их однозначно, понятно и по возможности кратко. Кроме того, курс развивает умение рассуждать, умение логически мыслить, доказывать свою точку зрения, убеждать.
Реализация программы элективного курса будет способствовать практическому овладению средствами официально-делового стиля, нормами и правилами составления и оформления деловых документов. Элективный курс поможет выпускнику при решении конкретных практических задач повседневной жизни. Применение приобретенных в ходе изучения курса знаний и умений будет способствовать развитию компетенций учащихся. Официально-деловой стиль прочно вошел во все сферы жизни, сложился в результате необходимости излагать факты с предельной краткостью, конкретностью и однозначностью, не допускающей двусмысленности. Электив рассчитан на 15 часов и может быть рекомендован не только учащимся 9-11 классов.
Курс состоит из трех частей:
- часть первая – “Культура делового общения”;
- часть вторая - “Деловой стиль речи”;
- часть третья - “Деловые бумаги”.
Первая часть программы “Культура делового общения” знакомит учащихся с понятиями “этика”, “этикет”, “служебный этикет”, “служебная этика”, с нормами поведения в трудовом коллективе. Учащиеся получат рекомендации по поведению в конфликтной ситуации, познакомятся с некоторыми правилами этикета телефонного разговора, невербальными средствами общения, усвоят навыки устного и письменного этикета.
Назначение второй части – познакомить учащихся с языковыми особенностями официально-делового стиля на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях.
При изучении третьей части программы учащиеся получают практикум составления доверенности, автобиографии, резюме, апелляции.
Проведение словарной работы на каждом занятии способствует не только расширению словарного запаса учащихся, но и развитию компетенций учащихся, включая и раскрытие связей учебной, внеучебной, индивидуальной самостоятельной работы учащихся в рамках электива. Планируемые формы организации индивидуальной самостоятельной работы соответствуют развивающим задачам спецкурса.
Сфера использования программы - общеобразовательные, профильные и предпрофильные классы, в профильном гуманитарном классе части “Деловой стиль речи” и “Деловые бумаги” изучаются более углубленно. При творческом использовании программы возможно сужение или расширение любой ее части или изучение только одной или двух частей при ограниченном количестве времени, отведенном на элективные курсы.
№ | Тема | Основное содержание занятий | Словарная работа | Формы работы организации деятельности учащихся |
1 | Этика и этикет | Служебная этика и этикет. Настоящее содержательное общение и времяпровождение. Двойные стандарты поведения: на людях и в кругу ближних. Хамство. Как реагировать в такой ситуации. Как уберечь себя от хама? | Этика, этикет, джентель-менские поступки | Тест “Умеете ли вы общаться” Составление заповедей делового человека. |
2 | Искусство вежливости | Знакомство, приветствие, прощание. Этикет телефонного разговора. Грубость в речевом поведении. Актуальна ли данная проблема в современной жизни? | Нерон, Пилат, Дантес, Мартынов. | Короткая дискуссия. Тест “Рационально ли вы используете свое свободное время?” Составление заповедей делового человека. |
3 | “Не стройте японцу глазки” | Невербальные средства общения. Нейтральные жесты в деловом разговоре. Стиль общения в коллективе. Жестикуляция, зона общения, взгляд. Некоторые правила чтения жестов собеседника. Употребление в деловом разговоре нейтральных жестов. | Русский этикет, европейские и азиатские нормы поведения | Дискуссия “Поговорим о культуре и бескультурье”, тест “Ваш стиль общения” |
4 | Три способа выработки иммунитета от эмоциональных травм | Если на работе возникнет конфликт. Как вести себя в конфликтной ситуации. Как преодолеть конфликтную ситуацию. Как преодолеть внутреннюю неуверенность. Как сохранить спокойствие и избежать эмоциональных ушибов и уколов. | Коммуника-тивный контроль | Тест “Умеете ли вы себя контролировать” Сформулировать практические советы в виде тезисов. Ролевая игра. |
5 | “Познай самого себя” | Работа с текстами: фрагмент статьи И. Кона “Умение оценивать себя”, Дэвида Д. Бернса “Стремитесь к успеху, а не к совершенству”. Дискуссия по данным текстам. Языковой материал “Вступая в дискуссию” | Педант, типы темпераментов, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик | Тест “Умеете ли вы общаться”? и “Любят ли вас люди”? |
6 | Этикет деловой речи | Ситуации делового общения: формулы
приветствия и прощания, извинения, этикет
телефонных разговоров, выражение стандартных
ситуаций в деловом общении. Заповеди делового
человека. Советы врача психиатра Девида Бэрнса. |
Абонемент, аккредитив, анкета, бюллетень, диаграмма | Диалоги в библиотеке, по телефону, о курсах иностранного языка, в личной беседе с секретарем приемной комиссии о возможности подать апелляцию. |
7 | Языковые средства официально-делового стиля речи | Ваша информационная культура. Официально-деловой стиль и его разновидности. Деловые словесные формулы и конструкции. Стандартные ситуации делового общения. Берегись канцелярита! Немного о рекламе. Принципы составления рекламы, типы рекламы. Найм на работу по рекламе, всегда ли можно верить рекламному объявлению? | Директива, патент, формуляр, ходатайство | Дискуссия “Возраст успеха. Что такое “законченный неудачник”. Существует ли “критический возраст успеха” |
8 | Языковые и лексические средства официально-делового стиля | Теория официально-делового стиля. Сопоставление текстов делового стиля с текстами других стилей, редактирование текстов деловых бумаг. Использование слов и терминов. Употребление иностранных слов. Слова-паронимы и синонимы. Эмоциональная окраска лексики. Немотивированное употребление разговорных, просторечных слов и вульгаризмов. | Справка, протокол, инструкция, служебная и объяснительная записка, отчет. | Стилистико-грамматический анализ готовых образцов |
9 | Фразеология деловой речи | Правила фразеологизмов в речи, случаи лексической несочетаемости слов. Речевые формулы служебных документов. Правила употребления фразеологии в деловой речи. Лексические подмены в составе фразеологизмов. | Циркуляр, ультиматум, смета. | Составить мини-справочник “Качества делового человека во фразеологизмах” Тестовая работа “Лексическая сочетаемость слов” |
10 | Морфологические средства языка | Трудности в употреблении кратких форм прилагательных, местоимений, числительных, предлогов. Особенности употребления форм глагола. Однокоренные и морфологически однотипные слова в небольших предложениях. | Реквизиты. Декларация, | Тест “Самооценка склонностей”, редактирование деловых бумаг |
11 | Синтаксические и речевые ошибки делового стиля | Трудности в согласовании сказуемого с подлежащим. Согласование определений Выбор формы дополнения и обстоятельства. Использование конструкций с отглагольными существительными. | Наряд, лицензия. | Знаки препинания. Составление синонимических рядов слов, уместных в деловом общении. |
12 | Деловые бумаги | Язык служебных документов. Лаконизм –
основное требование к деловым бумагам. Простые и
сложные синтаксические конструкции в языке
служебных документов. Традиции официально-делового стиля. Смешение элементов стиля. Рубрикация и композиция некоторых документов. Логическая схема объяснительной записки. |
Лаконизм, благозвучие речи. Замкнутость официально- делового стиля. | Индивидуальная работа по устранению стилистических недочетов. |
13 | Практикум по написанию автобиогра-фии, заявления, доверенности, заполнение личного листка по учету кадров | Употребление личных и безличных конструкций. Устранение избыточной информации в деловом документе. Особенности составления автобиографии, заявления, доверенности. Деловая и литературная автобиография. Уточняющие обстоятельственные приложения в доверенности Резолютивный и сложный протокол. | Значение термина автобиография, деловая и литературная автобиография. | Анализ образцов служебных документов |
14 | Практикум по написанию резюме | Порядок составления резюме. Как разместить резюме в Интернете? Как правильно изложить необходимые для нанимателя сведения. Аргументы в пользу выбора именно этого учреждения, доказательство того, почему именно вы нужны данному предприятию. Как оформить отзывы о вашей работе и достижениях? Анализ тезисов книги Д. Карнеги “Как перестать беспокоиться и начать жить” | Значение терминов эгоизм, резюме, сертификат, | Выявление причинно-следственной,
условной, временной обусловленности явлений.
Составление резюме. Анализ образцов резюме. Шесть правил Д. Карнеги, которые позволяют нравиться людям. |
15 | Практикум по написанию апелляция | Знаки и числовые обозначения в деловой переписке. Речевая и композиционная модель апелляции. Стилистические особенности некоторых типов сложного предложения и целесообразность их употребления в деловой речи. Когда можно подать апелляцию? Какие части содержит общепринятая форма апелляции? Что недопустимо писать в апелляции? | Значение термина апелляция | Составление апелляции. Анализ образцов апелляции |
Литература
- Акишина А. А. , Формановская Н. И. Русский речевой этикет. М., 1975.
- Акишина А. А. Жесты и мимика в русском языке. Лингво-страновеческий словарь. М., 1991.
- Веселов П. В. Овчинникова Н. В. Служебный речевой этикет. ж. “Русская речь”, 1986, № 5
- Голуб И. В.., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.
- Гольдин В. Е. Речь и этикет. М., 1983.
- Лучшие психологические тесты. Петрозаводск, 1992.
- Пиз А. Язык жестов. Что могут рассказать о характере и мыслях человека его жесты. М., 1992.
- Сенкевич М. П. практическая стилистика русского языка и литературное редактирование. Сборник упражнений. М., 1966.
- Тесты для взрослых и детей. Сборник зарубежных методик для самостоятельной работы. М., 1994г.
- Чагина О. В. Как сказать иначе (работа над синонимией русского языка в иностранной аудитории), М., 1990.