Цели:
- уточнение и расширение представления о средствах и способах соединения однородных членов;
- знакомство с группами союзов по значению;
- усвоение правил постановки запятой перед союзами и отработка соответствующих навыков.
Оборудование:
- записи учителя на доске (см. ход урока);
- карточки с записями текстов, карточки-информаторы;
- распечатки материалов для самостоятельной работы учащихся;
- мультимедийный проектор, таблицы, схемы;
Ход урока
1. Лингвистическая разминка.
Сначала на экран выбежали поодиночке слова: с, ты, учиться, если, работать, жизнь, полезный, охотник, для, правильно, умело, и, сделать, увлечение, же, она, интересный, строить.
Видят слова, что никто не понимает, зачем они выбежали на экран. Попробовали распределиться по частям речи (каким?), потом объединились в две большие группы (какие?), но зачем они появились на экране, так и осталось непонятным.
Но вот кто-то невидимый начал их передвигать, соединять друг с другом, изменяя, если нужно, их форму и располагая в определенном порядке. И вот что получилось на экране.
Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же ее интересной и полезной.
Что-то затрудняет чтение текста... Чего же в нем недостает? Да-да, вы правы, нужны знаки препинания.
Если стоят однородные члены,
Их запятой раздели непременно:
Дети рисуют, играют, сидят,
Спорят, смеются, поют, говорят.
Поставьте их, чтобы мы смогли прочитать текст быстро, осмысленно и выразительно.
(Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело, - жизнь строишь правильно. Сделай же ее интересной и полезной)
II. Опрос.
1. Индивидуальное задание.
(Выполняет один ученик у доски).Задание:
Перепиши, расставляя знаки препинания.
Выполни синтаксический разбор.
Составь схему, объясни расстановку знаков препинания.
Постепенно набирая силу, вулкан ворчал и попыхивал своей трубкой.
[.-.-.-.-.-, _____ = = = = и = = =].
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными простыми глагольными сказуемыми, деепричастным оборотом.
Запятая после слова “силу” означает завершение деепричастного оборота, стоящего в начале предложения. Между однородными членами предложения – сказуемыми – запятая не ставится, так как они соединены одиночным союзом “и”.
2. Проверочная работа с выборочным ответом.
Задание: Разграничить однородные и неоднородные определения.
Цель работы: проверка умения различать однородные и неоднородные определения.
- Я всегда любил наблюдать трудовую, хлопотливую жизнь скворцов.
- Есть в летописи горделивое историческое предание о походе Олега на Константинополь.
- Как-то в тихий майский вечер солнце красным громадным кружком приближалось к горизонту.
- Снова потянулись длинные, однообразные дни.
- Полоса яркого вечернего света легла на старый ствол возле скамьи.
- Приятно возвратиться на старое, давно понравившееся место.
- Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее.
- Много раз мы с Яковом теряли друг друга в густом, местами непроходимом кустарнике.
- Вагон выделялся своей желтоватой деревянной обивкой.
- Приятный, нежный голосок птички звенел не умолкая.
3. Взаимопроверка.
(Правильность написанного диктанта проверяется по коду на доске, в это время учитель проверяет работающего у доски.)
Код:
однородные определения – 1, 4, 6, 8, 10; неоднородные определения – 2. 3, 5. 7, 9.III. Словарная работа.
1. Словарную работу проводит заранее подготовленный сильный ученик. Материал на экране или записан на доске.
Сообщение учащегося о толковании данных слов, данное в “Толковом словаре русского языка” под редакцией Ожегова.
Эти слова были заимствованы из польского языка в XVII веке. Первое слово образовано от польского слова “cavallo” – “конь, лошадь”. Второе слово имеет такой же корень, что и слово “артист” – “art” – “умение, искусство”. Оба слова – роды войск русской армии. (Кавалерия, артиллерия)
Артиллерия
–Кавалерия – конное войско, конница. Легкая кавалерия (без тяжелого вооружения). Тяжелая кавалерия (на крупных лошадях, с тяжеловесным вооружением).
2. Работа по вариантам.
Задание: Составить и записать предложения, используя данные слова в роли однородных членов,
объяснить постановку знаков препинаний.
1 вариант: артиллерия; 2 вариант: кавалерия
(Проверяется выборочно)
IV. Объяснение нового материала.
1. Анализ предложения на доске
Конница, пехота и артиллерия виднеются со всех сторон по обширной поляне. (Л.Толстой)
– Объясните, пожалуйста, орфограммы предложения.
– Как вы объясните постановку знаков препинаний?
– Почему перед союзом “и” запятая не нужна?
Этот союз, соединяющий однородные подлежащие, одиночный.
2. Анализ текста (текст на карточках-информаторах).
Задание:
- Прочитать текст выразительно.
- Расставить знаки препинания.
- Доказать однородность определений.
- Заполнить таблицу.
Домик доктора был маленький, но очень уютный и чисто убранный. От дома во все стороны шли узенькие аллеи, обсаженные или деревьями, или кустарниками, или цветами. Хозяин с умом и любовью расположил растения в саду. На каждом дереве и кусте лежала такая своеобразная, яркая красота, что не пройдешь мимо него, не смешаешь одного с другим.
Исполинские кусты алоэ не боялись солнца и далеко раскидывали свои сочные и колючие кусты.
(По Д. Григоровичу.)
Соединительные союзы | Противительные союзы | Разделительные союзы |
– Определите по таблице, какие бывают группы сочинительных союзов и к какой группе относится союз “и”.
Сочинительные союзы, соединяющие однородные члены по значению, делятся на 3 группы:
1) соединительные, 2) противительные и 3) разделительные. Союз “и” относится к соединительным союзам.
– Почему, на ваш взгляд, эта группа союзов получила такое название, и какие еще союзы входят в группу соединительных?
3. Работа по таблице.
Анализ примеров с сочинительными союзами, составление схемы и вывод правила. Аналогичная работа выполняется по остальным группам союзов. По окончании работы по таблице в тетради изученная тема выглядит следующим образом:
Запятая между однородными членами ставится, если: | Примеры |
1. О, О | Русскую прозу создали “Капитанская дочка”, “Станционный смотритель”, “Пиковая дама”. (Д.Лихачев) |
2. О, но (а) О | Ты уже так много знал, уже приобретал характер, привычки, научился говорить, а еще научился понимать речь. (Ю. Казаков) |
3. не только О, но и О | Не только обычного рода ошибки исполнителей, но и малейшего рода неточности улавливал и фиксировал он в любом звучании. (М. Багриневский) |
4. и О, и О, и О | И пустырю споет, и нам, и домику. (И. Шмелев) |
5. то О, то О | Ее движения то лебедя пустынных вод напоминают плавный ход, то лани быстрые стремленья. (А.Пушкин) |
6. Или О, или О | Но может дверь открыть Нина, или Сергей Владимирович, или соседи. (А.Битов) |
7. О, и О, и О | Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну. (А. Пушкин) |
– Вывод по изученной теме делают сами ученики:
Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления, отвечают на один и тот же вопрос, поясняют одно и то же слово, запятые между однородными членами ставятся всегда, кроме того случая, когда они соединены одиночными союзами и; или; либо; да(а).
V. Тренировочные упражнения.
- Работа в группах. Задание: В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? Расставить запятые в тексте и объяснить пропущенные орфограммы и постановку знаков препинаний.
1 группа:
Примеры:
А) Что значит стра(н,нн)ый голос твой, то глухо жалобный, то шумно?
Б) О чем ты во..шь, ветр ночной?
В) Понятным сер..цу языком твердиш(?) о непонятной муке, и ро..шь, и взрываешь в нем порой неистовые звуки!...
Г) О чем ты сету..шь безумно?..
(Ф. Тютчев)
2 группа:
Примеры:
А) Они вырывались из глубины, тр..пеща, разбрасывая брызги, и падали на горяч..е камни волн..лома, как существа из д..лекого прохладного мира.
Б) Морские рыбы казались мне тогда загадочными.
В) Запах этот был похож (?) на дыхание озона после дли(н,нн)ой и веселой грозы.
Г) Все в них было уд..вительным, - не только радужный блеск и странная окраска, но и острый свежий запах.
(К. Паустовский)
3 группа:
Примеры:
А) Без него моря пр..вратились бы в болото, не зак..лосилась бы рожь, а яблони остались бы бе..плодными.
Б) Он ра(с,сс)качивал деревья, шуршал сухими листьями.
В) Поднялся ветер.
Г) Синий ветер рвет паутину, осв..жает воздух, окрыляет человека.
(Е. Карпов)
(Работа проверяется по коду на доске: 1 группа (Б, Г, А, В); 2 группа (Б, А, Г, В); 3 группа (В, Б, А, Г)
- Работа в парах.
Задача пары – записать предложения в тетрадь, по очереди объясняя постановку знаков препинаний, подготовиться к защите своего объяснения. Задание на карточках-информаторах.
- Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
- Умелый ошибается, да скоро поправляется.
- Умей у людей погостить и к себе запросить, до ворот проводить, и опять воротить.
- Три вещи славят солдата – смелость, победа, награда.
- И некрасива, да счастлива..
- Язык хлебом кормит и дело портит.
- Глупый и ленивый одно дважды делает.
- И умен, и пригож, да на дело не гож.
2. Занимательная лингвистика. “Третий лишний”.
Задание: Найдите в каждом ряду союз, который не может связывать однородные члены.
1) а) зато б) либо в) как и г) как…, так и (в)
2) а) чтобы б) не только…, но и в) то.., то (а)
3) а) не столько.., сколько б) поскольку в) ни.., ни г) не то.., не то (б)
3. Творческое задание. Изложение – миниатюра.
Задание: использовать предложения с однородными членами.
Какие бывают дожди?
Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, дожди косые, спорые, сильные окатные дожди и ливни. Но в это лето я испытал их на себе. Я понял, что в каждом из них заключена своя поэзия.
Первые капли начинают крапать. Редкие крапинки остаются на пыльных дорогах и крышах. Потом дождь расходится. Тогда возникает чудесный запах мокрой земли, свежести… В народе говорят всегда “дождик”, независимо от того, какой будет дождь. “Дождик припустил”, “дождик траву обмывает”…
(По К. Паустовскому.)
VI. Домашнее задание
Выставление учащимся оценок.