Цели урока:
- Образовательные: усвоение всеми учащимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать
- Развивающие: формировать у детей положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей, навыков сотрудничества.
- Воспитательные: воспитание уважения к уроку и предмету в целом; воспитание взаимоуважения.
знаки препинания; повторение случаев постановки тире в простом предложении;
Оборудование урока:
- экран,
- ноутбук,
- проектор,
- CD диск с презентацией по теме урока,
- индивидуальные карточки с выполненным домашним заданием,
- плакаты,
- выполненные дома группами учеников для объяснения нового материала,
- тетради,
- учебник “Русский язык. 9 класс” (авторы С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др.) – М., “Просвещение”,2006.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
- А сейчас давайте вспомним тему, которую мы изучили на предыдущем уроке.
(Постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении).
- Ребята, в каких случаях ставится двоеточие в бессоюзном сложном предложении?
(Дети отвечают).
- Каждый из вас выполнял домашнюю работу на карточке, давайте проверим.
Карточка с домашним заданием (знаки не проставлены):
- Я доверяю любящим они великодушны.
- Предметы потеряли свою форму всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу.
- Я знаю в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
- Я смотрю на часы мы точно выполняем расчёты штурмана.
- Мир строит война разрушает.
- Однако пора спать уже без четверти шесть.
- Погода была ужасная мокрый снег падал хлопьями.
- Прочитайте предложения, где двоеточие ставится потому, что вторая часть имеет значение причины; затем предложения, где вторая часть имеет значение пояснения; и предложения, в которых вторая часть имеет значение изъяснения.
(Дети отвечают).
- Ребята, какое предложение вызвало затруднения?
(Мир строит – война разрушает).
- Верно, это предложение лишнее, в нём нельзя поставить двоеточие. Оно относится к теме сегодняшнего урока. Открываем тетради, записываем число и тему урока.
- Кто попробует сформулировать цель нашего урока?
(Ученики отвечают).
3. Повторение темы “Постановка тире в простом предложении”.
- Ребята, какую тему следует повторить, прежде чем перейти к новой?
(Постановка тире в простом предложении).
-Я обращаю ваше внимание на экран: читаем предложение, объясняем правило.
(Слайд №2 в презентации):
- Человеком стать – большое искусство. (Новалис)
- Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. (К.Боуви)
- “Сказка – воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном”, - утверждал К.Паустовский.
- Небольшая вежливость делает жизнь приятной, большая – облагораживает её. (К.Боуви)
- Жить – Родине служить.
- Ни праздник, ни воскресную прогулку – ничего нельзя откладывать.
(Дети работают устно).
- Ребята, прокомментируйте понравившееся вам высказывание.
- Итак, применяя правило постановки тире, в первую очередь определяем структуру предложения.
4. Объяснение нового материала.
- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Вы, ребята, выступите в роли учителя, объясняющего классу новую тему. Для этого вы самостоятельно изучали параграф учебника, объединившись в группы. Каждая группа представляет одно положение правила.
( Ученики каждой группы выходят к доске и объясняют тему, используя подготовленные плакаты, выполненные в виде таблицы, опорного конспекта, схемы. Примеры для подтверждения теории и затем для закрепления материала учащиеся выбирали из разных источников: сборника текстов для изложений, художественной литературы, справочника Д.Розенталя ).
1 группа: В бессоюзном сложном предложении ставится тире, когда первая часть имеет значение времени или условия. Например: Наконец, пробила слеза – мы очнулись. Примеры выбирали из сборника текстов для проведения экзамена по русскому языку за курс основной школы.
2 группа: В бессоюзном сложном предложении ставится тире, если вторая часть имеет значение следствия, результата. Например: Говорят, нынче новая эра – устарели отцы для примера. Примеры взяли из произведений писателей г.Кыштыма.
3 группа: В бессоюзном сложном предложении ставится тире, если содержание первой части противопоставляется содержанию второй части, например: Труд человека кормит – лень портит. В качестве примеров использовали пословицы и поговорки.
4 группа: Тире также ставится, если в бессоюзном сложном предложении выражена быстрая смена событий. Например: Сыр выпал – с ним была плутовка такова. Кроме того, мы поработали со справочником Д.Розенталя и хотим добавить ещё один пункт: Тире ставится, когда содержание второй части сравнивается с содержанием первой части, например: Молвит слово – соловей поёт. Примеры искали в художественной литературе.
- Ребята, я обобщу сказанное вами. Внимание на экран.
(Учитель работает со слайдом №3 “Тире в БСП”).
- Итак, тире в бессоюзном сложном предложении ставится, когда первая часть имеет значение времени или условия. Скажите, каким сложным предложениям синонимичны бессоюзные предложения в данном случае?
(Такие БСП синонимичны СПП с придаточными времени или условия).
- Тире в бессоюзном сложном предложении ставится, когда вторая часть имеет значение следствия, результата. В этом случае они синонимичны…?
(В этом случае они синонимичны СПП с придаточными следствия).
- Тире в БСП ставится, если вторая часть имеет значение сравнения. Такие БСП синонимичны…?
(Такие БСП синонимичны СПП с придаточными сравнения).
- Тире ставится, если в предложении есть противопоставление. Они синонимичны…?
(Они синонимичны ССП с противительными союзами).
- В БСП ставится тире, если в предложении выражена быстрая смена событий.
- Давайте вернёмся к предложению из домашней работы и объясним постановку тире в нём.
5. Закрепление изученного.
- Упражнение № 232 (учебник) – комментированное письмо.
- Тест (устно) – слайды № 4,5,6,7,8 (презентация).
Слайд №4: Если в БСП содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго, то между ними ставится:
- Запятая
- Точка с запятой
- Двоеточие
- Тире
- Точка;
Слайд №5: Узнаешь меня – перестанешь бояться.
- Время
- Следствие
- Условие
- Противопоставление
- Быстрая смена событий;
Слайд №6: Если в БСП первое предложение указывает на время действия того, о чём говорится во втором предложении, то между ними ставится:
- Запятая
- Точка с запятой
- Двоеточие
- Тире
- Точка;
Слайд №7: Служить бы рад – прислуживаться тошно.
- Время
- Следствие
- Условие
- Противопоставление
- Быстрая смена событий;
Слайд №8: Если в БСП второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом, между ними ставится:
- Запятая
- Точка с запятой
- Двоеточие
- Тире
- Точка.
- Каждая группа подобрала примеры для закрепления материала: учащиеся диктуют предложения классу, класс объясняет.
6. Проверочная работа (срез знаний).
Цифровой диктант.
У каждого ученика карточка с таблицей, которую нужно заполнить.
Условие / время | |
Следствие, результат | |
Противопоставление | |
Быстрая смена событий | |
Сравнение |
Учитель диктует предложения, ученики вписывают в таблицу только номера предложений.
- Делаю добро – чувствую себя хорошо. Поступаю плохо – чувствую себя плохо.
- Наблюдайте за вашим телом – ум будет работать правильно.
- Хочешь добиться уважения – начинай с себя.
- Хочешь преуспеть – догоняй тех, кто впереди.
- Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
- Идёт – лебёдушка плывёт.
- Распахнули окна – запах сосен вступил на веранду.
- Лето припасает – зима поедает.
- Совесть потеряешь – другой не купишь.
- Посмотрит – рублём подарит.
- Обменяйтесь карточками в парах, проверьте работу одноклассника.
- А теперь смотрим на экран, сверяем с правильными ответами (слайд №9).
7. Самостоятельная работа.
Расстановка знаков препинания в БСП из теста ЕГЭ (слайд № 10, знаки не проставлены):
Сильный ветер внезапно загудел в вышине деревья забушевали крупные капли дождя резко застучали и зашлёпали по листьям сверкнула молния гроза разразилась.
- Самопроверка (слайд №11).
8. Сообщение заранее подготовленной ученицы “Частотность употребления двоеточия и тире в современной печати и в художественной литературе”.
Я просмотрела несколько газет, журналов с целью сравнить употребление двоеточия и тире. Как выяснилось, чаще отдаётся предпочтение тире, чем двоеточию. Ту же картину я увидела. Читая произведения художественной литературы, особенно стихотворения. Вероятно, это объясняется тем, что тире требует длительной паузы, а это помогает пишущему привлечь внимание читателя, сделать акцент на важных вопросах, противопоставить явления. В процентном соотношении получилось приблизительно так: 70% - постановка тире, 30% - постановка двоеточия (слайд №12). Так что можно сделать вывод, что тире – модный знак сегодня. Тем не менее мы должны в первую очередь ориентироваться на правила, которые изучили.
9. Рефлексия. Итоги урока.
- Ребята, напишите о ваших впечатлениях об уроке в виде синквейна или небольшого эссе. Прочитайте.
(Ученики зачитывают несколько работ).
10. Домашнее задание.
- Теория параграфа №17;
- Выписать из художественной литературы 5-7 предложений на разные случаи постановки тире в БСП.