Комплексные цели урока:
1) обучающая: - определить уровень базовых знаний по теме;
- расширить представление о звуковом
оформлении слова, его влиянии на восприятие
смысла;
- изучить основные средства речевой
выразительности;
2) воспитательная: - воспитывать речевую культуру обучающихся,
- чувство коллективизма; любовь к выбранной профессии;
3) развивающая: - развивать и совершенствовать умение аналитически мыслить;
- логически верно, грамотно строить устное и
письменное высказывание;
- совершенствовать коммуникативные качества
речи обучающихся;
- развивать чувство слова;
- обогащать словарный запас учащихся;
- развивать навык восприятия смысловой функции
речи;
- умение решать проблемы и действовать в
нестандартной ситуации.
Учебно-методический комплекс урока:
- Введенская Л.А., Пономарёва А.И. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование. М.: Ростов-на-Дону, 2005.
- Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. М.: Просвещение, 2004
- Опорный конспект лекции.
- ТСО: медиапроектор.
- Презентация по теме занятия.
- Комплект заданий для работы в группах.
- Оценочные листы для самооценки групп.
Методы обучения: словесный, наглядный, иллюстративный.
Виды учебной работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуализированная.
Ход занятия:
I. Организационный этап:
- подготовка к занятию;
- проверка контингента;
- сообщение темы и цели занятия;
II. Основной этап:
1) мотивация: создание проблемной ситуации: метафора “В зоопарке”;
2) формулирование проблемы: Как соотносится фонетическая значимость с лексическим значением слова? Есть ли какая-нибудь содержательная связь между звучанием и значением слова?
3) актуализация знаний и усвоение нового материала: поэтапное решение проблемы, связанной с выявлением средств фонетической выразительности:
а) Фронтальный опрос (беседа):
- С чего начинается освоение речи человеческим
индивидом?
- Как происходит это освоение?
б) Сообщение нового материала:
- определение понятия “звукоподражание”
(примеры слов профессиональной направленности,
созданные на основе звукоподражания);
- определения понятия “звуковой символизм”
(примеры слов, вызывающие при произношении
различные представления: обонятельные,
осязательные и проч.);
в) (работа в группах) Создание проблемной ситуации: внимательно прочтите текст стихотворения (1 группа – “Камыши” К. Бальмонт; 2 группа – “Лесной набросок” И Северянин; 3 группа – “Обвал” А.С. Пушкин) и определите, в чём особенность данного текста? За счёт чего достигается звуковая схожесть между словом и изображаемым явлением?(Приложение 2)
г) Эвристическая беседа (обсуждение проблемной ситуации, выводы)
д) Сообщение нового материала:
- определение понятия “ассонанс”;
- определения понятия “аллитерация”;
Основные средства фонетической выразительности речи: (вывод)
1) звукоподражание
2) звуковой символизм
3) ассонанс
4) аллитерация
е) Беседа:
- Какое впечатление производит на слушающего
звук речи?
- Могут ли при восприятии звучащей речи возникать
не только слуховые, но и другие представления?
ж) Сообщение нового материала: описание “неслуховых” представлений и эмоций, вызываемых звуками речи (цитаты из работы М.В. Ломоносова “Краткое руководство к красноречию”).
з) Создание проблемной ситуации: представьте, что перед вами название животного, опишите его, используя слова разных частей речи (1 группа – “лимень”; 2 группа – “урщух”; 3 группа – “манаф”)(Приложение 2)
и) Эвристическая беседа: как данные свойства звуков речи используются в современной рекламе (из журнала “За рулём” рекламные тексты автомобилей “Лексус”, “Ауди”) (обсуждение проблемной ситуации, выводы)
к) Сообщение нового материала:
звуковой состав влияет на понимание смысла слова, например, слова “милый, томный, тихий, сладостный” иностранец воспринимает как вызывающие приятное впечатление, а “грубый, яркий, скорый, горький” - совершенно противоположное. Когда мы слышим слово, мы воспринимаем его лексическую, т.е. понятийную значимость, а фонетическая оболочка дополняет смысл.
л) Решение проблемной ситуации: что происходит
с текстом при неправильном сочетании
определённых звуков?
(анализ предложений, выводы).(Приложение
2)
м) Сообщение нового материала:
Благозвучие – отсутствие в речи неудобопроизносимых звуков.
- неблагозвучные звуки русского языка;
- неудачные употребления некоторых причастных
форм;
- правила, помогающие устранить неблагозвучие
речи;
- сообщение “О русских именах” (благозвучие в
сочетании ФИО)(Приложение 3).
л) Проблемный вопрос: определите значение слов “богатый”, “счастье”, “замужество”.
Пример того, как определено значение этих слов у М. Задорнова в книге “Задоринки”
н) Сообщение нового материала:
- определение понятия “народная этимология”;
- использование явления переозвучивания слов в
поэзии (С. Викулов “Россия”, В. Казанцев “Окно,
крыльцо, замшелый пёс…”).
о) Проблемный вопрос: способны ли звуки речи передавать цвет?
п) Сообщение нового материала:
- определение соотнесённости гласных фонем
русского языка и основных цветов спектра: “а” -
красный; “и” - синий и т. д. ( по А.П. Журавлёву)
- (работа в группах) запись транскрипции текста
(отрывок из стихотворения С.А. Есенина
“Отговорила роща золотая”)(Приложение
2);
- определение цветовой гаммы по смыслу и по
методике А.П. Журавлёва;
- выводы: компьютерные расчёты показывают, что
рисунок гласных создаёт ту же цветовую гамму, что
и смысл слов.
Вывод: фоносемантика – область языкознания, изучение которой может оказать помощь человеку везде, где его работа связана с задачами усилить языковое воздействие на читателя, слушателя; она могла бы выступить консультантом при отборе, придумывании самых разнообразных имён, названий, наименований; пригодились бы её расчёты для специалистов в области рекламы, менеджмента, для переводчиков.
4) применение полученных знаний в нестандартной ситуации: самостоятельная работа учащихся (работа в группах) и демонстрация результатов работы.
III. Заключительный этап:
- подведение итогов занятия в соответствии с его целями;
- выставление и комментирование оценок (Приложение 1) ;
- домашнее задание (Приложение 4):
а) подготовиться к самостоятельной работе по разделу “Фонетика”: повторить определения, классификацию звуков речи, порядок фонетического разбора;
б) выписать в лекционную тетрадь толкование 5 профессиональных терминов.