Русский язык
-
"Приложение" (урок русского языка в 8-м классе) 2008
Урок по теме "Приложение" разработан с использованием нетрадиционных форм. Лингвистический эксперимент во время работы по репродукции картины И.Э. Грабаря "Февральская лазурь" дает учащимся возможность самостоятельно дать определение приложения. Основой для закрепления теоретической части при выполнении практических заданий является применение проблемно-поискового метода, что позволяет эффективно организовать усвоение навыков правописания приложений (употребление дефиса, знаков препинания).
-
Тайна славянской азбуки. Послание к славянам 2008
Проиллюстрированная красочной презентацией "расшифровка секретного кода" азбуки, а также рассказ о её создателях составляют основное содержание урока. Если читать названия букв азбуки, как обычные слова, по порядку расположения, то можно заметить, что они образуют законченные смысловые фразы, составляющие небольшой текст – азбучное послание славянам, завет жить по законам разума и добра, в постоянном стремлении к знанию, к свету.
-
Интегрированный урок (развитие речи + экология + биология). Тема "Люби и охраняй природу" 2008
Цель урока: углубить знания учащихся об особенностях воздействия человека на окружающую среду. Особый акцент делается на определении значения природы в нашей жизни, развитии у школьников мотивации и стремления оберегать ее. Содержание и особенности проведения урока позволяют подготовить учеников к домашнему сочинению, работа над которым должна активизировать рефлексивные и ценностные личностные психологические механизмы обучающихся, способствовать формированию их экологического сознания.
-
Главы учебного пособия по курсу предпрофильной подготовки "Язык художественного текста. Изобразительные возможности лексики" 2008
Предлагаем вашему вниманию главы пособия к курсу предпрофильной подготовки «Язык художественного текста. Изобразительные возможности лексики», содержащего различные вопросы и задания практического и творческого характера. Оно составлено так, что обучающиеся вовлекаются в различные виды деятельности. Особенность курса состоит в том, чтобы сыграть роль интеллектуального самоучителя, «активизатора».
-
Практические задания для подготовки к написанию сочинения-рассуждения ( часть С1 ЕГЭ) 2008
Результаты эксперимента по проведению итоговой аттестации школьников в форме Единого государственного экзамена показали, что многие выпускники испытывают затруднения при написании сочинения-рассуждения (часть С 1). Практические задания предназначены для подготовки к написанию сочинения-рассуждения по данному тексту.
-
Интегрированный урок (русский язык + ИЗО) на тему "Употребление причастий в речи" (подготовка к сочинению по картине К.Маковского "Дети, бегущие от грозы") 2008
Урок развития речи в шестом классе представляет новую учебную линию – УМК С.И. Львовой и В.В. Львова. На данном уроке школьники, синтезируя знания о причастии как части речи и сведения по ИЗО, готовятся к написанию творческой работы. Предварительное задание приобщает учеников к исследовательской работе. Презентация в программе Power Point позволяет ученикам сформировать собственное видение манеры художника.
-
Урок русского языка. 4-й класс, по системе развивающего обучения Л.В. Занкова.Тема: "Правописание падежных окончаний имен прилагательных с твердой основой" 2008
Представлен конспект урока русского языка в 4-м класс по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, по теме "Правописание падежных окончаний имен прилагательных с твердой основой". Данный урок предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и осуществляется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
-
Поэтическая гостиная. 5–8-е классы 2008
Это занятие было проведено в конце 2007 года, объявленного Годом русского языка (материалы можно использовать в дни проведения недели русского языка). Материалом для подтверждения высказывания Р.Рождественского "Всё начинается с любви..." послужили яркие, ёмкие, восторженные слова о русском языке и поэзии К.Паустовского, С.Данилова, Б.Окуджавы, Д.Лихачёва и других. Использованы стихи о русском языке, о родном крае, маме, природе. Проведён конкурс "Весёлое буриме".
-
Образовательный потенциал ономастики в преподавании русского языка и литературы 2008
Статья посвящена использованию антропонимики на уроках русского языка и литературы. Раскрывается воспитательный потенциал темы на основе обращения к собственным именам учащихся, а также эффективные приемы апелляции к собственным именам писателя при его характеристике и героев при раскрытии авторского замысла произведений. Антропоцентрический подход как к личности ученика, так и к содержанию литературного материала рассматривается как необходимое средство гуманизации педагогики.
-
Урок русского языка в 9-м классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 2008
Урок разработан с использованием новых технологий: элементов адаптивной системы и разноуровневого обучения. Каждый вид деятельности оценивается в ходе самопроверки или взаимопроверки. В конце урока из полученных оценок дети выводят общую, дающую представление о качестве знаний. Творческая работа направлена на умение использовать сложные бессоюзные предложения в письменной речи и формирование навыка постановки двоеточия между частями БСП.
-
Устный журнал "Искусство владения словом" 2008
Сценарий этого мероприятия может быть использован во внеклассной работе учителями русского языка и литературы. Мероприятие имеет воспитательное значение, способствует развитию речи учащихся. Коммуникативная воспитательная направленность мероприятия способствует формированию социально-активной личности. Устный журнал развивает культуру общения учащихся, творческие способности, эстетический вкус, учит осознанно и свободно пользоваться богатством русского языка для передачи мыслей и чувств.
-
Ономастика во внеклассной работе по русскому языку 2008
В статье описан опыт организации исследовательской деятельности учащихся. Предметом исследования является изучение закономерностей распространения личных имен жителей села. Работа начинается с ознакомления школьников с сутью ономастики, знакомства с методикой. Следующими этапами являются создание источниковой базы, ее анализ, формулирование выводов. Использование ономастического материала привлекательно доступностью источников и методик, известным интересом учащихся и общественности в целом к теме.
-
Развитие творческого потенциала на уроках русского языка 2008
Мастерство учителя достигается благодаря грамотно организованной работе над развитием творческого потенциала своего и своих воспитанников. Развитие личности учителя так же, как и ученика, происходит в деятельности, в процессе общения, обучения, накопления опыта работы. На своих уроках я стараюсь предлагать своим ученикам «неизвестное», опираясь на известные факты, направляю их деятельность на создание творческих работ и проектов. Для этого активно использую в работе игровую деятельность учащихся, нестандартные задания, решение которых требует от детей проявление внимания, смекалки, творческих способностей. Примером такой работы может послужить урок русского языка в 7-м классе по теме: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Наречие».
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие от А до Я" 2008
Познавательная игра-путешествие "От А до Я" - своеобразное обозрение изученного материала. Цель внеклассного мероприятия: познакомить родителей с информационным учебным пособием для помощи детям в подготовке домашних заданий, т.к. Азбука-путеводитель содержит информацию по пройденному учебному материалу, предлагает образцы выполнения заданий по русскому языку за 1–2-й класс по программе "Школа-2100".
-
Разработка урока по русскому языку, 7-й класс. "Деепричастие как часть речи" 2008
Учащиеся закрепляют одну из сложных тем в разделе "Морфология, 7-й класс" – «Деепричастие как часть речи». Учатся избегать речевых ошибок при употреблении в устной и письменной речи деепричастий, а также конструировать предложения с деепричастиями. На основе текстов художественных произведений легко отличают деепричастия от других самостоятельных частей речи.
-
Урок русского языка в 5-м классе "Отрицательные местоимения-существительные" 2008
Цели урока: 1.Познакомиться с разрядом отрицательных местоимений- существительных, особенностями их значения. 2.Формировать умение использовать отрицательные местоимения- существительные в речи. 3.Обучать сравнению, доказательству как приемам мыслительной деятельности.
-
Урок русского языка в 10-м классе "Правописание падежных окончаний имен существительных. Гласные в суффиксах имен существительных" 2008
Урок систематизирует знания учащихся о правописании имен существительных, закрепляет умения правильного выбора гласных в орфограммах.
-
Урок-практикум по русскому языку "Сложноподчиненные предложения. Оргдиалог на уроке литературы. Жизнь и творчество В.А. Жуковского" 2008
Урок строится на сочетании четырех организационных форм обучения (групповая, парная, коллективная, индивидуальная), но ведущей является коллективная организационная форма. Работа в парах (постоянных и сменных) учит самостоятельно добывать знания. Обучающиеся становятся активнее, раскованнее, у них появляется желание общаться друг с другом. Интегрированные уроки дают обучающемуся не разрозненные знания по отдельным наукам, а показывают их взаимосвязь, дают представление об окружающем мире.
-
Осень в словах и красках (бинарный урок в 6-м классе) 2008
Данный урок предполагает подведение итогов разговора с учащимися об осени на уроках литературы и проведения экскурсии на природу, а также воспитание эстетического чувства учеников. На уроке совершенствуется навык выразительного чтения поэтического текста, проверяется навык пунктуационного разбора предложения с однородными членами и орфографический навык написания трудных "осенних" слов, развиваются творческие изобразительные способности, а также умение учеников работать в группе.
-
Урок русского языка в 9-м классе "Деловые бумаги" 2008
Деловые бумаги занимают всё большее место в жизни современного человека, о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам. На уроке русского языка в 9-м классе по теме "Деловые бумаги" учащиеся углубляют свои знания об особенностях официально-делового стиля.
-
Конспект урока русского языка в 5-м классе "Морфемы. Морфемика" 2008
Учащиеся в игровой форме знакомятся с новым названием частей слова, узнают, в каком разделе науки о языке изучаются морфемы, совершенствуют умение находить составные части слов.
-
Урок русского языка в 8-м классе на основе поэтических текстов М.Ю. Лермонтова "Обобщение изученного материала по теме «Односоставные предложения»" 2008
Урок межпредметного обобщения и систематизации, завершающий изучение материала "Односоставные предложения" в 8-ом классе на основе поэтических текстов М.Ю. Лермонтова, призван помочь детям почувствовать значение и изобразительную силу односоставных предложений в речи, в художественной литературе.
-
Урок для 6-го класса по русскому языку. Тема: "Общеупотребительные и диалектные слова" 2008
Целью настоящего урока является знакомство с новым понятием, уместностью-неуместностью употребления диалектных слов в устной и письменной речи, в художественном стиле, умение пользоваться толковым словарём для определения сферы употребления того или иного слова.
-
Мастер-класс "Разноуровневое обучение на уроках русского языка" 2008
Мастер-класс – активная форма творческой самореализации педагога, когда учитель-мастер передаёт свой опыт слушателям путём прямого и комментированного показа приёмов работы. Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей школьников, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий позволит ученикам впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия.
-
Конспект занятия: "Дифференциация парных гласных" 2008
В данном конспекте логопедического занятия представлена коррекционно-логопедическая работа по устранению акустической дисграфии. Форма занятия может быть фронтальной и подгрупповой и базируется на современных в логопедии требованиях.
-
Доклад к семинару "Особенности преподавания русского языка в системе личностного ориентированного подхода" 2008
В докладе, представленном на областном семинаре по русскому языку, описан опыт использования личностно ориентированных технологий, базирующихся на основе активизации деятельности учащихся и повышении эффективности учебного процесса.
-
Урок русского языка в 5-м классе. Тема "Диалог" 2008
Представлен конспект урока русского языка в 5-м классе по учебнику Ладыженской по теме "Диалог".
-
Через технологию развития критического мышления – к креативному письму 2008
Творческая реализация способностей учащегося возможна в системе дополнительного образования. Задача автора креативного сочинения – показать собственное видение мира, субъективность ощущений, уникальность своего мышления.
-
Описание опыта работы по развитию инициативно-творческого мышления и индивидуальных способностей школьников 2008
Развивать творческую речевую деятельность на уроках русского языка можно, используя языковые и речевые задачи; лингвистические загадки, сказки, эксперименты; обобщающие схемы и опорные конспекты; творческие речевые задачи и упражнения. Программа "Речь" позволит создать условия для формирования личности учеников, способных к самостоятельной творческой деятельности.
-
Учебная программа элективного курса в 10-м классе "Практическая стилистика и основы издательского дела с использованием информационных технологий" 2008
Содержание программы элективного курса "Практическая стилистика и основы издательского дела с использованием информационных технологий" направлено на освоение основных видов практической стилистики, печатного дела, информационных технологий. Уроки проводят учителя русского языка и информатики. Занятия построены таким образом, что закрепление пройденного материала по русскому языку и информатике проводится с использованием компьютера.