Русский язык
-
Экзаменационное изложение: проблемы и возможные решения 2008
Статья знакомит с некоторыми практическими подходами к обучению учащихся написанию изложения.
-
Урок русского языка в 9-м классе. Сложноподчиненные предложения с придаточным следствия 2008
Урок построен по следующей схеме: работа с толковыми словарями В.И. Даля и С.И. Ожегова над значением слова «недоросль». Большое внимание уделено тренировочной работе по правописанию частицы “не” с различными частями речи, что является одновременно подготовкой к словарному диктанту. Тренировочные упражнения, при выполнении которых формируются навыки по применению изученного пунктуационного правила. Основное внимание направлено на обогащение речи учащихся новыми для них союзами, а также на упражнения, отрабатывающие нормы построения тех и других предложений.
-
Урок русского языка в 10-м классе по теме: "Правописание Н, НН в суффиксах имен прилагательных" 2008
Представленный урок русского языка по теме "Правописание н-нн в суффиксах имен прилагательных" проводился в 10-м профильном филологическом классе. Программа русского языка Н.Г. Гольцовой.
-
Формирование этнокультурно-краеведческой компетентности школьника в процессе изучения русского языка 2008
В условиях духовно-нравственного возрождения России усиливается социальная значимость изучения родного языка в контексте национальной культуры, и методическая система обучения языку должна последовательно реализовать включение в школьный курс национально-культурного компонента. Разработанная программа формирования языковой личности школьника направлена на усвоение ценностных основ национальной культуры на уроках русского языка. В программе ставятся важные цели и задачи, связанные с воспитанием патриотизма, нравственно-этических норм, гражданской позиции, а также с формированием языковой культуры учащихся на этнокультурном материале.
-
Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка 2008
Практика показывает, что технология проблемного диалога является результативной, обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, развитие интеллекта и творческих способностей учащихся, воспитание активной личности; за счёт стимуляции познавательной мотивации она позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся на уроках. Преподаватель, использующий в своей деятельности развивающие образовательные технологии, может внести свой посильный вклад в повышение мотивации изучения русского языка, уровня владения русским языком представителями молодого поколения, в формирование самостоятельной, ответственной, компетентной, толерантной личности.
-
Элективный курс. 11-й класс. Деловая речь 2008
Представленный элективный курс, преследует практическую цель - научить выпускников грамотно составлять и оформлять различные деловые бумаги, используемые в разнообразных сферах человеческой деятельности: общественно-политической, производственной и др. Для этого учащимся необходимо усвоить признаки официально-делового стиля, познакомиться с его разновидностями, жанрами, уяснить языковые особенности. Особое внимание, в процессе изучения курса, уделяется административно-канцелярскому подстилю. Изучаются структурные части, графическое оформление, правила составления и т.п. различных документов.
-
Урок русского языка по теме "Роль местоимения в речи", 9-й класс (для специальных коррекционных школ VIII вида) 2008
Данный урок разработан по программе обучения русскому языку умственно отсталых учащихся в коррекционных школах VIII вида. Данная категория детей имеет особенности развитии всех психических процессов, поэтому урок адаптирован под их особенное восприятие, внимание, память, мышление. Особой задачей урока является развитие речи, обогащение словарного запаса данных учащихся, коррекция грамматического строя речи.
-
Формирование орфографической грамотности учащихся средствами НЛП (нейролингвистического программирования) на уроках русского языка 2008
Орфографическая грамотность – языковая компетентность, способная помочь в реализации жизненных задач. Привлечение элементов НЛП в изучение орфографии делает возможным понимание и осознание материала детей с различными типами восприятия информации (аудиалов, визуалов, кинестетиков); позволяет заинтересовать учащихся, сделать обучение нетрадиционным и интересным.
-
Использование компьютера на уроках русского языка 2008
Cистематическое и целенаправленное использования ПК на уроках русского языка в комплексе с другими средствами обучения дает более высокий уровень грамотности учащихся, способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, развитию стойкого интереса учащихся к русскому языку.
-
Работа над ошибками как средство преодоления неграмотности 2008
Работа над ошибками, допущенными учащимися на письме, является важнейшим звеном в системе обучения русскому языку. Она имеет огромное значение для выработки умения самостоятельно излагать свои мысли в устной и письменной речи, а также играет важную роль в борьбе с неуспешностью.
-
Урок русского языка в 10-м классе 2008
Данный материал содержит описание урока русского языка (урока развития речи) в 10 классе. Тема урока: "Работа по тексту". Урок рассчитан на 2 часа. На первом уроке идет совместная подготовка к сочинению, т.е. работа по тексту: выявление темы, проблемы текста, формулировка и умение комментировать эту проблему. Работа идет по критериям 1 и 2 части С ЕГЭ по русскому языку. На втором уроке ребята уже самостоятельно работают по тексту, выявляют тему, основную мысль, формулируют проблему и комментируют её. Выдвигается некая условная формула, клише по выявлению проблемы текста в так называемых "трудных" текстах. На уроке используется ИКТ: интерактивная доска, слайды.
-
Лабораторная работа по русскому языку по теме "НЕ с разными частями речи", 7-й класс 2008
На данном уроке применяются словесные приёмы (рассказ, объяснение, беседа), наглядные приёмы (иллюстрации), практические приёмы (лабораторная, практическая, самостоятельные работы). На уроке осуществляется углублённо-ассоциативная отработка важнейших понятий, составляется сопоставительная таблица правописания "не" с разными частями речи. На уроке применяются методы закрепления материала, повторения, обобщения, контроля знаний.
-
Методическое пособие "Все о приставках" 2008
Данное методическое пособие было сделано с целью помочь учащимся в обобщении знаний, умений и навыков в освоении правил правописания приставок. Суммируя ошибки, допускаемые учениками, я пришла к выводу о необходимости создания чёткой классификации трёх групп приставок.
-
Урок русского языка в 11-м классе по теме "Искусство вести дискуссию, или Истина рождается в споре" 2008
Урок русского языка призван научить выпускников правильно вести дискуссию. Умение дискутировать необходимо каждому образованному человеку. Умело вести дискуссию - значит ясно и четко формулировать тезис, выстраивать доказательства в соответствии с законами логического мышления, убедительно доказывать свою точку зрения, правильно вести себя во время спора.
-
Урок развития речи для учащихся 9-го класса "Использование различных стилей в художественном произведении" 2008
Цель урока: формировать у учащихся образное мышление, обосновывать принципы сближения и соединения разных понятий при создании словесного образа, учить видеть смысловые связи между понятиями, сближенными в художественном контексте.
-
Урок в 5-м классе по теме "Графика. Алфавит" 2008
По типу урок комбинированный, где используются различные формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная. На уроке используются задания, которые призваны стимулировать мыслительную деятельность школьников, формировать их творческое воображение, образное мышление.
-
Урок-практикум по теме "Деепричастие" в 7-м классе 2008
По типу урок обобщения и систематизации изученного. Форма проведения - урок-практикум, в основе которого лежит повторение и обобщение знаний о деепричастии. Через творческие упражнения идет закрепление орфографических умений и навыков, развиваются умения правильно строить свою речь в соответствии с нормами и стилями литературного языка. Учащиеся делают вывод , что деепричастия способствуют тому, чтобы наша речь была более точной, выразительной.
-
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Вводные слова и предложения", 8-й класс 2008
Cтатья представляет собой план проведения урока по русскому языку. К статье прилагаются тестовые наборы.
-
Дидактический материал к учебнику русского языка 8-го класса якутской школы по теме: "Сложное предложение" (на материале произведений В.Г. Короленко) 2008
Предлагаемый дидактический материал дополняет учебное пособие по русскому языку для 8-го класса. Данные практические материалы могут применяться на традиционных уроках, на уроках-зачетах и на занятиях по развитию речи. Представленные упражнения помогут также успешно подготовиться к устным экзаменам, к ЕГЭ.
-
Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Фонетика. Двойная роль букв е, ё, ю, я " 2008
В разработке открытого урока рассказывается об организации учебной деятельности при помощи дифференцированного подхода. Обращается особое внимание на внутреннюю побуждающую мотивацию ученика к индивидуально повышенной работоспособности на уроке. При данном подходе у ребят формируются навыки самоконтроля, умение выделять главные, умение сравнить. Учителю данный вид урока помогает определить уровень развития произвольного и непроизвольного внимания ученика, определить критичность их мышления, тип памяти, и тогда, учитывая реальные возможности всех учащихся, можно организовать продуктивную деятельность всего класса.
-
Открытый урок по теме "Односоставные предложения" 2008
Урок, цель которого – дать учащимся понятие «определенное предложение» (ОП), познакомить их с основными группами. Показать отличительные признаки ОП, а также совершенствовать навыки синтаксического разбора. Используя на уроках возможности интерактивной доски, можно добиться высокого качества уровня знаний учащихся по русскому языку, повысить познавательную деятельность и их интерес к уроку.
-
Урок русского языка в 9-м классе на тему "Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными. Пунктуация. Синтаксическая синонимия" 2008
Представлен конспект урока русского языка в 9-м классе (2 часа). Урок построен в соответствии с технологией развития критического мышления через чтение и письмо, включает разработку всех трёх стадий. Тип урока - работа с информационным текстом. Основные приёмы работы: верные и неверные утверждения, восстановление слепой схемы, маркировка предложений, парная мозговая атака, инвентаризация знаний, кластер, инсерт, составление сводной таблицы. Урок призван обеспечить усвоение теоретических сведений и формирование прочных умений.
-
Урок развития речи. Тема: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на основе прочитанных текстов". 5-й класс 2008
Урок проводится с целью закрепить изученные орфограммы и постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью, в предложениях с однородными членами предложения; организовать деятельность учащихся при подготовке к написанию сочинения-рассуждения.
-
Мультимедийный интегрированный урок (математика + русский язык) на тему "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Имя числительное" 2008
Представлен конспект интегрированного урока по теме: "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Имя Числительное".
-
"Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного языка" 2008
Для того чтобы познакомить детей с удивительным сказочным языком, показать, какими художественными приемами и средствами создается "сказочная обрядность" и достигается та прозаическая ясность языка волшебных сказок, которая не перестает восхищать при каждом обращении к тексту народных сказок, мы проводим "Лингвистическую экспедицию в страну Сказочного Языка".
-
Изучение эмоционально-экспрессивной лексики в школе 2008
В своей коммуникативной функции язык служит не только для выражения мыслей людей, но и для выражения их чувств, переживаний, воли, то есть слова нашего языка могут не только называть какие-либо явления действительности, но и выражать субъективное (положительное или отрицательное) отношение говорящего к данным явлениям. Слова, имеющие выраженную языковыми средствами эмоциональную окрашенность (типа бабуся, миленький, духотища), бранные слова (мерзавец, негодяй) и междометия (Браво! Чёрт побери!) обладают яркой эмоциональной окраской. Словарь-справочник лингвистических терминов Д.И. Розенталя и М.А. Теленковой классифицирует их как эмоциональную лексику.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Суффикс — значимая часть слова" 2008
Учитель спланировал урок-путешествие, на котором в ходе беседы, самостоятельной работы учащиеся приходят к выводу, что суффикс - это значимая часть слова. Нетрадиционная форма урока, наличие заданий творческого характера позволяют не только поддерживать познавательный интерес учащихся на протяжении всего урока, но и развивать их интеллектуальные и творческие способности.
-
Реализация воспитательного потенциала уроков русского языка 2008
Автор предлагает фрагмент рабочей программы по русскому языку в 5-м классе, целью которой является формирование и развитие жизненно необходимых качеств школьников. Данные материалы разработаны на основе учебной программы под редакцией Т.А. Ладыженской.
-
Ключевые слова в тексте 2008
Урок развития речи в 7-м классе, на котором вводится понятие ключевых слов и формируется навык поиска таких слов и определения их роли в тексте.
-
Согласные звонкие и глухие 2008
Урок русского языка в 5-м классе по изучению нового материала "Звонкие и глухие согласные", на котором вводится понятие звонкости–глухости согласных и формируется умение различать их.