Цели:
- продолжить работу по повышению художественной и речевой компетенции учащихся;
- познакомить с художественными поисками И. И. Левитана, Т. В. Ряннеля;
- создать для учащихся возможности развивать собственную фантазию и выражать свой взгляд на мир;
- вырабатывать умения осмысливать, оценивать услышанное, сопоставлять, сравнивать, делать выводы;
- воспитывать любовь к русской природе, Родине, уважение к мастерам слова.
Оборудование:
- проектор,
- экран,
- рисунки учащихся,
- репродукции картин И. И. Левитана, А. К. Саврасова, Т. В. Ряннеля,
- записи отрывков из цикла “Време6на года” П. И. Чайковского и А. Вивальди.
Ход урока
Эпиграф:
Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту и величие нашей Родины, кто дорожит родным словом
В.А. Сухомлинский
I. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня у нас необычный урок. Мы находимся с вами в творческой мастерской.
Ребята, у вас есть копилки?
А что вы в них копите?
Сейчас я вам тоже раздам копилки (листочки). Сегодня мы должны наполнить эту копилку.
Как вы думаете чем? (Словами и мыслями)
Итак, мы должны опустить в копилку первое слово, которое будет темой нашей мастерской. А чтобы найти его, послушайте музыкальный фрагмент из цикла “Времена года” П. И. Чайковского.
Что вы услышали?
Какое это время года?
Как назовем нашу творческую мастерскую?
(Открывается тема мастерской, до этого закрытая)
II. Чтение стихотворения З. Александровой “Подснежник”. (Читает ученик, на экране фото с подснежниками).
Согласитесь, что, глядя на эту фотографию, вы почувствовали радость, веселое настроение, не случайно в этимологическом словаре мы находим, что весна от слова веселый.
III. Работа с пословицами.
Весна – для многих любимое время года. В народе о ней сложено много песен, загадок и пословиц.
Вспомните пословицы и поговорки о весне. (Каждый учащийся называет пословицу).
А теперь еще одна пословица, но в ней перепутан порядок слов. (Учитель раздает группам ребят карточки со словами).
Задание: чья группа быстрее сумеет прочитать пословицу на чужой стороне и весна не красна.
Как понимаете эту пословицу?
IV. Подбор ассоциаций к слову весна.
Каждый из вас по-своему слышит и видит, что кроется за словом весна. Вы уже нарисовали к уроку рисунки, где показали свое понимание этого времени года. А теперь подберите и напишите ассоциации к слову весна. (Ребята называют ассоциации, на доске круг жёлтого цвета, олицетворяющий солнце, к нему в виде лучей учитель добавляет карточки со словами: капель, радость, соловей, солнце, любовь, юность, доброта).
V. Работа в группах с текстами писателей М. Пришвина, Л. Толстого, В. Скребицкого. Конструирование предложений.
А как художники слова описывают это время года?
Задание: попробуйте написать определение слова весна, используя тексты писателей.
Весна – это …
Каждой группе дается текст писателя. Приложение №1.
VI. Запись текста по памяти.
Перед вами текст “Веснянки” - русской народной песни. (Текст проецируется на экране).
Весна, весна, красная!
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
Прочитайте про себя текст песни. Теперь вслух.
Задания:
Что представляет собой первая строчка песни? Есть ли здесь еще обращения?
Почему стоит запятая после слова с радостью?
Почему стоит двоеточие?
Какое это предложение по цели высказывания?
Заучите текст песни и по памяти, запишите его в своей копилке.
VII. Чтение наизусть учащимися стихотворений поэтов разных эпох.
Многие поэты 19-20 века воспевали красоту этого радостного времени года.
Прочитайте наизусть известные вам стихотворения о весне. Помните об интонации, паузах, логических ударениях. (Учащиеся читают стихотворения С. Есенина, Ф. Тютчева, А. Фета).
Задание: пополните свою копилку ключевыми словами из ваших стихотворений.
(Учащиеся выполняют задание и зачитывают ключевые слова)
VIII. Чтение стихотворения местного поэта А. Вечкитова “Прилет журавлей” (читает учитель).
Но весна – это не только талая вода, сосульки, голубое небо. Это и прилет птиц из дальних мест. А. Вечкитов поэт нашего поселка, написал стихотворение “Прилет журавлей”. (Чтение стихотворения)
Небольшое стихотворение, но, сколько в нем любви к своей земле, ведь природа и Родина едины. Не случайно эпиграфом нашего урока являются слова В. А. Сухомлинского. (Чтение учителем эпиграфа с доски).
IX. Знакомство с картинами живописцев И.И. Левитана, А.К. Саврасова.
Замечательные живописцы Левитан, Саврасов посвящали свои произведения весне. (На экране проецируются репродукции картин художников: “Грачи прилетели”, “Весна” Саврасова, “Весна. Большая вода”, “Март” Левитана). Их картины жизнерадостны, праздничны.
X. Игра “Редакторы”. (Работа в парах по картине Левитана “Март”, на экране проецируется картина художника).
К. Паустовский отмечал, что в этой картине художником “передана настоящая весенняя яркость неба над тающими сугробами, желтый солнечный свет и стеклянный блеск талой воды, капающей с крыльца дощатого дома”.
Задание: вставить в текст сочинения по картине определения в соответствии с изображенным. (Учащимся раздаются карточки). Приложение №2. (Проверка задания).
XI. Работа в группах по репродукциям картин художника Т.В. Ряннеля (на экране картины сибирского художника)
Сегодня вы увидите и поработаете с репродукциями художника нашего края.
Кто вспомнит имя художника, выставку которого вы посещали недавно?
Т. В. Ряннель – художник, посвятивший свой талант Сибири, глубоко любимому краю. Созданные художником произведения экспонируются на краевых, зональных, республиканских, Всесоюзных художественных выставках, а также за рубежом.
Задания для групп: (в каждой группе своя картина) составьте и запишите в копилки нераспространенные предложения по картинам художника. (Дети составляют и зачитывают вслух предложения).
Хорошо, а кто желает высказать свои впечатления, от увиденного? (Заслушиваются монологи учащихся).
Да, художник заставляет увидеть красоту природы. Создается радостное настроение.
Работа в группах с текстом художественного произведения Д. Тихомирова “Мелодия весны”. Частичный анализ текста с элементами ЕГЭ, сопровождается музыкой А. Вивальди. (Текст проецируется на экране).
… Снег померк. Разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Мелодично поет, звонко тикает капель. Тихо передразниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. А в кустах словно звенит серебряный колокольчик. Это заливаются сосульки. Смолкли скрипки мороза, а еще вчера они говорили полным голосом. Солнечный луч заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей.
(Д. Тихомиров)
I. Прочитайте текст про себя.
II. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
- Река надувается и темнеет: она уже проснулась и не сегодня-завтра заревет.
- Деревья голые, но уже живут, дышат.
- В каждое время года звучит своя музыка.
III. Озаглавьте текст (включается мелодия Вивальди).
IV. Сравните текст и музыку. Что в них общего? (Мотив пробуждения природы, торжества весны)
V. Какой тип речи соответствует данному тексту?
- Рассуждение и описание.
- Описание.
- Повествование.
V|. Найдите существительные, которые “озвучивают” картину.
VII. Укажите метафоры, сравнения, олицетворения. Для чего автор использует эти художественно-выразительные средства языка?
Посмотрите, ребята, почти все слова в тексте вы назвали. Благодаря выразительным средствам в нашем воображении оживает картина. Поэтому важно всматриваться и вслушиваться в каждое слов, которое открывается не каждому, а только чуткому человеку, умеющему любить и ценить русскую речь. Здесь уместно вспомнить строки из стихотворения Рыленкова:
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Итоги урока.
Наполнилась ваша копилка?
Помогут ли эти материалы вам написать сочинение? Это будет домашним заданием.
Ребята, спасибо вам за урок.
XIII. Рефлексия “Кувшин чувств”.
Было ли вам на уроке интересно? Почему?
Что нового вы узнали?
Чему вы научились?
Ваше настроение от урока?
(На подносе лежат карточки красного и синего цвета).
Возьмите карточку соответствующего цвета. Если у вас настроение радостное, праздничное, положите в кувшин красную карточку, а если грустное, печальное – синюю.
(Учитель вынимает из кувшина карточки и показывает их ребятам).