Интегрированный урок — подготовка к сочинению "Мой любимый цветок" (с элементами описания и рассуждения)

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • в интересной, увлекательной и доступной форме,
  • через творческое взаимодействие подготовить учащихся к созданию собственного текста,
  • формировать различные способы работы с текстом,
  • развивать творческую способность к созданию художественной образной речи.

Задачи урока:

  • Формирование умения выполнять лексико-орфографическую, словарную работу, умение строить высказывание с элементами описания и рассуждения.
  • Формирование умения работать в группе при подготовке к уроку. Познакомить учащихся с легендами, загадками происхождения разнообразных цветов, особенностями их неповторимых свойств.
  • Воспитывать чувство прекрасного, доброты к природе.

Оформление:

1. На доске эпиграф:

Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.
С.Красиков

2. Выставка книг, стенд с художественными фотографиями цветов.

3. Буклет “Легенды о цветах”.

4. Карточки с заданиями.

Подготовительная работа к уроку. Задания группам.

1 – “биологи”. Вспомнить строение цветка, подготовить рассказ, продемонстрировать с помощью наглядного пособия.

2 – “историки”. Найти легенды и предания о цветах, подготовить буклет.

3 – “литераторы”. Найти строчки разных поэтов и писателей о цветах.

4 – “театралы”. Подготовить инсценировку по рассказу А.Платонова “Неизвестный цветок”.

5 – “оформители”. Подготовить стенд с художественными фотографиями цветов.

Памятка. “Как работать в группе”.

  1. Будь уважителен и добр к каждому члену группы. Выслушивай каждого. Говори по существу.
  2. Внимательно прочитайте, прослушайте задание. Уточните, всё ли каждому понятно в нём.
  3. Обсудите поставленный вопрос в группе. Сформулируйте ответ точно, грамотно и красиво.
  4. Запишите ответ каждый в своём черновике.
  5. При необходимости обратитесь за разъяснением к старшему ученику, словарям.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Г.Х.Андерсен говорил: “Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок”. Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, радуют на свадьбе, именинах и праздниках, утешают в старости, приходят в памятные даты. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью – цветы необходимы, без их красоты беднее становится наша жизнь.

Когда люди устают от суеты и будничности, от унылого однообразия, они выбираются на природу, где их настроение врачуют деревья, птицы и цветы. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни.

С цветами и цветущими растениями довольно тесно связан духовный мир человека, и хотя каждый народ по-своему воспринимает красоту, однако есть красота, которая воспринимается и осознаётся всеми единодушно – красота цветов.

Давайте и мы сегодня, говоря об одном из самых чудесных творений на земле – цветке, постараемся рассмотреть это чудо со стороны истории, биологии, литературы, изобразительного искусства и русского языка. Всё, что вы узнаете нового на уроке, поможет вам в написании сочинения с элементами описания и рассуждения “Мой любимый цветок”.

3. Лексико-орфографическая (словарная) работа.

Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я многоцветным лугом
Один или с хорошим давним другом,
Который сам не терпит суеты.
За нами шум и пыльные хвосты –
Всё улеглось! Одно осталось ясно –
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.
Н.Рубцов

- Согласны ли вы с мнением поэта?

- Что для вас связано со словом цветок?

- Запишите это слово посередине своего листа. Слева запишите слова, которые возникают у вас в памяти в связи с этим словом (игра в ассоциации). Справа – родственные слова.

 

- Образуйте множественное число от существительного цветок.

Цветы (в значении цветущие растения).

Цветки (в значении цветущие части растения).

- Можно ли слова цветочный, цветковые, цветной, цветастое назвать однокоренными? Составьте с ними словосочетания.

Вывод: цветок (др.-рус.). Это слово многозначное, так как имеет несколько лексических значений. У растений: орган размножения с венчиком из лепестков вокруг пестика и тычинок. (Цветок мака, цветок яблони.) Травянистое растение, в пору цветения имеющее яркую, часто ароматную, распускающуюся из бутона головку или соцветие. (Садовые, полевые цветы. Сажать цветы. Букет цветов.) По употреблению – активное, общеупотребительное, оно известно всему народу и активно употребляется в речи. По происхождению – исконно русское, унаследованное из древнерусского языка.

Цветок… Что может быть проще? Стебелёчек, лепесточек… Давайте вспомним строение цветка.

(Рассказ “биологов” о строение цветка. Демонстрируется модель цветка.)

На доске:

Цветоножка (спец.) – стебель, на котором расположен цветок.

Чашелистик (спец.) – зелёный листик чашечки цветка.

Лепесток – листочек из венчика цветка.

Пестик – часть цветка, из которого образуется плод.

Тычинка – орган цветка, содержащий пыльцу.

Да, всё просто. Но в каждом слове загадка. Вы только вслушайтесь: лепесток, тычинка, пестик… Давайте попытаемся проникнуть в тайну слов.

(Ученики работают над словами стебелёк (1 вариант) и лепесточек (2 вариант) по плану, записанному на доске.)

План:

1) Определите лексическое значение слова.

2) Разберите слово по составу.

3) Подберите однокоренные слова.

4) Выполните словообразовательный разбор.

5) Составьте предложение с этим словом.

- Сколько тайны в одном слове! У А.С.Пушкина есть стихотворение “Цветы”, в котором такие строчки:

Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я…

-Может вызвать недоумение слово безуханный. Как понять? Тут надо вспомнить синоним к слову благоухание. Благоухание – аромат, где “ухание” - “запах”, а “благо” - указывает на то, что запах приятный. Таким образом, безуханный означает “без запаха”.

6. Обратим внимание на эпиграф к уроку. “Они пришли из глубины веков…” Действительно, о многих цветах существуют легенды и предания. Послушаем, что нам расскажут “историки”.

(Слово группе “историков”.)

 7. Физминутка.

- Нелегко познать цветок. Чтобы понять его, попробуем на минутку сами превратиться в цветы. (На фоне мелодии проводится игра-этюд “Из семенив цветок”.)

Вы маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек, спрятать голову в колени и закрыть её руками). Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их, ухаживает за ними. С тёплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (дети поднимаются). У него раскрываются листочки (руки тянутся вверх), растёт стебелёк (вытягивается тело), появляются цветоносы с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимают кулачки), и росток превращается в красивый сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам–соседям (улыбки соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивание руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), цветок сгибается, клонится к земле и ложится на неё. Ему грустно. Но вот пошёл зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживёт!

8. Давайте же пристальнее всмотримся в этих знакомых незнакомцев, вместе с мастерами слова приоткроем завесу над тайнами цветов и облечём их в слова. А вы, ребята, во время выступления своих товарищей запишите наиболее яркие, понравившиеся вам слова и словосочетания, характеризующие цветок.

Выступление группы “литераторов” с чтением строчек поэтов о цветах.

Примерные вопросы-задания для анализа поэтического текста о цветах.

Внимательно прочитайте данный стихотворный текст. Какое настроение (весёлое, грустное, спокойное…) у вас возникает после прочтения? Почему? Поясните свой ответ?

Отыщите наиболее “ценные” слова поэтического текста, которые точно передают настроение цветка, описывают его характер, особенность поведения. Подчеркните эти слова. К какой части речи относится каждое из этих слов? Что они обозначают?

Найдите в тексте место (-а), в котором (-ых) автор выражает основную мысль.

Какие основные изобразительные и выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры…) использует автор при изображении характера данного цветка?

9. Попробуем теперь сами подобрать наиболее точные и образные слова для описания цветов. (Учитель обращается к стенду, подготовленному группой “оформителей”. Рассматриваем иллюстрации, фотографии. Учащиеся подбирают эпитеты, сравнения. Работа в группах.)

Cлово Определения и эпитеты Cравнения
Hоза

Астра

Гордая, колючая… Принцесса, в бальном платье…

Запись в тетради:

Хорошо быть цветком. Тебя фотографируют, посвящают тебе стихи и песни, пишут картины, бережно заботятся, ты в центре любого праздника. Хорошо… Если к тебе не тянутся жадные руки, чтобы сорвать, смять и выбросить или засунуть в тесную вазу, залить холодной водой и забыть на неделю на сквозняке или у жаркой батареи. Хорошо…

Игра аромата и цвета,
Но ты на расчёты взгляни.
Что было бы с нашей планетой,
Когда бы исчезли они?

(Выступление группы “театралов”. Инсценировка по рассказу Платонова “Неизвестный цветок”)

Хорошо, что нас ещё радуют голубые озёра незабудок, золотые луга одуванчиков, белые россыпи ромашек по угорам. И прекрасно, что остаются они на полотнах художников, в мелодиях музыкантов, в плавных линиях скульптуры. Посмотри на цветы… Помечтай.

Есть у моря прекрасный сад. В нём – ароматы и туманы. Море шумит. Его шуму вторит жужжание пчёл и шмелей. Живыми лепестками вспархивают бабочки. И среди алых, белых, голубых, лиловых, жёлтых цветов есть один, твой, самый любимый. Расскажи о нём. В работе вы должны использовать элементы описания и рассуждения.

- Что значит описание предмета? (Рассказать о его признаках. КАКОЙ?)

- Вспомните полную схему рассуждения. (ПОЧЕМУ?)

12. Итоги урока. Домашнее задание – написать сочинение “Мой любимый цветок”

Литература:

  1. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. Мн.Бел.Эн, 1994.
  2. Красиков С. Легенды о цветах. М.: Мол. Гвардия, 1990.
  3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.
  4. Синицын В.А. Путь к слову. М. “Столетие”, 1996.
  5. Русский язык в школе, №2, 1998.