Цели.
Образовательный аспект: проверить знание признаков понятий “текст” и “тип речи”, умение подводить конкретный текст под понятие типа речи, проверить знание строения текста типа описания предмета и повествования, находить в тексте смешанного типа описательные и повествовательные части и уметь объяснить целесообразность их соединения, исходя из основной мысли текста.
Развивающий аспект: развитие речи – обогащение и усложнение словарного запаса, усиление коммуникативных свойств речи (выразительность, экспрессивность и другие), овладение художественными образами и выразительными свойствами языка; развитие мышления – уметь анализировать, сравнивать, выделять главное, учить строить аналогии, обобщать, систематизировать, доказывать, опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.
Воспитательный аспект: использование содержания учебного материала, методов, форм, организации познавательной деятельности учащихся для осуществления формирования и развития нравственных, эстетических и патриотических качеств личности.
Оборудование.
Таблица “Типы речи”, учебник русского языка (5 класс) под редакцией М.М.Разумовской, тетради по развитию речи, карточки-тексты, карточка-паровозик, тематический стенд с книгами, на доске – фотографии котят.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке, продолжая разговор о таких типах речи, как описание и повествование, мы должны выяснить, могут ли они соединяться в одном тексте, что достигается в результате этого соединения и всегда ли подобное соединение оправдано.
На уроке мы будем работать с учебником, таблицей, тетрадками, карточками с текстами, которые лежат у вас на партах.
Откроем тетрадки и запишем тему урока.
Работа по вариантам с текстами-карточками.
- Чтение вслух предложений, которые расположены на карточках.
- Текст ли это?
- Вспомнить признаки текста.
- Определение темы.
- Оба текста о коте Люсьене. Одинаково ли в них рассказывается о нем
- Определение типа речи с помощью таблицы, используя принцип фотографирования, синтаксический анализ (рассмотреть используемые в тексте того или иного типа различные части речи).
- Обратить внимание на фото котят на доске. Есть ли на фото котик, похожий на Люсьена?
- Только ли описание помогло найти похожего кота?
- Можем ли мы сказать, что эти два текста дополняют друг друга? Соедините их в один, выбирая правильную последовательность, запишите в тетрадь.
1 вариант | 2 вариант |
Ах, Люсьен, удивительный мохнатый зверь,
которого мы по сговору с внучкой навязали себе на
шею. Внешним видом он напоминал нам свою мать, “черепаховую сиамку”, голубоглазую, пушистую, серебристо-палевую, с темными разводами по мордочке и туловищу. Люсьен скоро определился как животное мирное, тихое, весьма пугливое и душевно одинокое. Имя французское дала ему наша внучка. |
Увидев в маленькой хозяйке свою опору,
надежду и защиту, он ходил за ней по пятам, даже
привык спать у Ани на постели, слушался девочку
во всем и боялся огорчить. Сызмала показал себя
котик примерным чистюлей и, будучи совсем еще
крохой, все мылся-намывался, а в загрязненных
другими котятами углах скреб лапкой, пытаясь
скорее убрать нечистоты, скрыть от хозяев
бескультурье сестер и братьев. В отношениях со взрослыми сородичами наш нефранцузский Люсьен отличался редкой терпимостью, уступчивостью. Много раз я наблюдал, как наши два кота и одна кошечка принимаются обедать на кухне, и всегда удивлялся. Люсьен всегда опасался кого-нибудь из них задеть, кому-нибудь помешать, и если Нюська с Мишей нечаянно загораживали его блюдце, то терпеливо ждал, когда они насытятся и освободят место. Бывало и так, что Нюся с Михаилом, не наевшись, подбирались к его блюдцу. Котик печалился, но отходил в сторонку, безропотно уступал свою порцию. |
Типы речи | “Данное” | “Новое” |
Повествование (что произошло?) | Лицо, время, место действия. | Сменяющие друг друга действия. |
Описание предмета (какой?) | Предмет (его части). | Признаки предмета. |
Описание места (какое?) | Местоположение. | Предметы. |
Описание состояния (какое?) | Лицо, элементы среды. | Признаки состояния. |
Оценка действительности. | Предметы, качества действия. | Оценка. |
Рассуждение (почему?) | Тезис. | Обоснование, аргументы, факты, вывод. |
Вывод записывается в тетрадь: соединяясь в одном тексте, повествование и описание дают возможность автору показать предмет с разных сторон, дать более развернутое, подробное представление о данном предмете.
Работа с текстом у доски.
Текст.
Кошка оказалась хорошей матерью. Она была большой и пушистой. Шерсть то казалась дымчатой, то становилась голубоватой. Кошечка облизала всех своих котят и, накормив, уложила возле себя спать.
- Отметьте в данном тексте описание и повествование.
- Оправдано ли в этом тексте соединение двух типов речи?
- Что лишнее? Почему?
Вывод (смотри параграф учебника №109) записывается в тетрадь: соединение типов речи должно быть оправдано: должно определяться замыслом автора, основной мыслью высказывания.
Игра с карточкой-паровозиком.
Даны карточки, из которых, расположив их в нужной последовательности друг за другом, надо составить текст. Те, кто первыми справятся с заданием, объяснят свой выбор.
Должен появиться следующий текст: “Взяли мы малыша сильно блохастым, грязным – видно, породистая кошка, выброшенная на улицу бессердечными людьми, родила сына в трущобе, на чердаке или в подвале. Мы его отмыли, очистили от насекомых, продезинфицировали, и, перестав чесаться, ощутив радость личной гигиены, кот с младенчества пристрастился к омовению. Он сам забирался в сухую ванну и мяукал: просился под душ,- а когда после бани лежал на диване, завернутый в свое белое вафельное полотенце, то, блаженно щуря глаза, исходил странным мурлыканьем, мало похожим на классическое кошачье, скорее на храп человека-храпуна. Между тем, к людям кот относился очень хорошо, несмотря на распространенное мнение о зловредности сиамской породы. Мы его баловали, нежили. И котик вырос простодушным и милым. Многие жильцы дома любили Марса, угощали рыбой, мясными косточками и огурцами (ох, как он за милую душу уплетал свежие и соленые огурцы!) и безбоязненно брали на руки”.
Продолжая работать с составленным текстом, учащиеся определяют, какие типы речи использовал автор, допустимо ли такое соединение, рассматривают изобразительные средства, с помощью которых автор нарисовал образ кота (эпитеты, сравнения, олицетворения).
Стенд с книгами “Советы библиотеки”: Б.Житков “Беспризорная кошка”, А.Карышев “Одна кошка, два кота”, Ю Коваль “Шамайка”, К.Паустовский “Кот-ворюга”, Н.Романова “Дайте кошке слово”, Э.Успенский “Дядя Федор, пес и кот”.
- Рассмотреть книги, расположенные на стенде.
- С каким котом мы уже знакомы? (К.Паустовский “Кот-ворюга”).
- Особое внимание обратить на книгу А.Карышева “Одна кошка, два кота”, с отрывками из которой работали сегодня на уроке.
- Прочитать слова А.Карышева, взятые из вступления к книге: “Кошки так умны, чувствительны и самолюбивы, находчивы и отважны, что порой оторопь берет, поневоле задумываешься: а не видят ли они нас насквозь и не руководят ли при случае опекунами? Безусловно, они не просто животные, они – “люди”, недаром моя внучка называет их мордочки лицами, а лапы руками и ногами. Все, кто долго общался с кошками, подтвердят мои уважительные слова о них множеством примеров”.
Заключительное слово учителя с целью дать задание на дом.
А есть ли у вас дома такие любимцы? Если нет, то присмотритесь к котам и кошкам, которые живут рядом с вами у знакомых, родных, соседей. Присмотревшись к ним внимательно, напишите сочинение-повествование с элементами описания так, чтобы мы могли “увидеть” того, о ком вы пишите. Соединяя типы речи в одном тексте, делайте это оправдано. Прочитайте книги, которые видите на стенде, они вам помогут в работе.