Урок русского языка (развитие речи) по теме "Соединение типов речи в тексте"

Разделы: Русский язык


Цели.

Образовательный аспект: проверить знание признаков понятий “текст” и “тип речи”, умение подводить конкретный текст под понятие типа речи, проверить знание строения текста типа описания предмета и повествования, находить в тексте смешанного типа описательные и повествовательные части и уметь объяснить целесообразность их соединения, исходя из основной мысли текста.

Развивающий аспект: развитие речи – обогащение и усложнение словарного запаса, усиление коммуникативных свойств речи (выразительность, экспрессивность и другие), овладение художественными образами и выразительными свойствами языка; развитие мышления – уметь анализировать, сравнивать, выделять главное, учить строить аналогии, обобщать, систематизировать, доказывать, опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

Воспитательный аспект: использование содержания учебного материала, методов, форм, организации познавательной деятельности учащихся для осуществления формирования и развития нравственных, эстетических и патриотических качеств личности.

Оборудование.

Таблица “Типы речи”, учебник русского языка (5 класс) под редакцией М.М.Разумовской, тетради по развитию речи, карточки-тексты, карточка-паровозик, тематический стенд с книгами, на доске – фотографии котят.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке, продолжая разговор о таких типах речи, как описание и повествование, мы должны выяснить, могут ли они соединяться в одном тексте, что достигается в результате этого соединения и всегда ли подобное соединение оправдано.

На уроке мы будем работать с учебником, таблицей, тетрадками, карточками с текстами, которые лежат у вас на партах.

Откроем тетрадки и запишем тему урока.

Работа по вариантам с текстами-карточками.

  1. Чтение вслух предложений, которые расположены на карточках.
  2. Текст ли это?
  3. Вспомнить признаки текста.
  4. Определение темы.
  5. Оба текста о коте Люсьене. Одинаково ли в них рассказывается о нем
  6. 1 вариант 2 вариант
    Ах, Люсьен, удивительный мохнатый зверь, которого мы по сговору с внучкой навязали себе на шею.

    Внешним видом он напоминал нам свою мать, “черепаховую сиамку”, голубоглазую, пушистую, серебристо-палевую, с темными разводами по мордочке и туловищу.

    Люсьен скоро определился как животное мирное, тихое, весьма пугливое и душевно одинокое. Имя французское дала ему наша внучка.

    Увидев в маленькой хозяйке свою опору, надежду и защиту, он ходил за ней по пятам, даже привык спать у Ани на постели, слушался девочку во всем и боялся огорчить. Сызмала показал себя котик примерным чистюлей и, будучи совсем еще крохой, все мылся-намывался, а в загрязненных другими котятами углах скреб лапкой, пытаясь скорее убрать нечистоты, скрыть от хозяев бескультурье сестер и братьев.

    В отношениях со взрослыми сородичами наш нефранцузский Люсьен отличался редкой терпимостью, уступчивостью.

    Много раз я наблюдал, как наши два кота и одна кошечка принимаются обедать на кухне, и всегда удивлялся.

    Люсьен всегда опасался кого-нибудь из них задеть, кому-нибудь помешать, и если Нюська с Мишей нечаянно загораживали его блюдце, то терпеливо ждал, когда они насытятся и освободят место. Бывало и так, что Нюся с Михаилом, не наевшись, подбирались к его блюдцу. Котик печалился, но отходил в сторонку, безропотно уступал свою порцию.

  7. Определение типа речи с помощью таблицы, используя принцип фотографирования, синтаксический анализ (рассмотреть используемые в тексте того или иного типа различные части речи).
  8. Типы речи “Данное” “Новое”
    Повествование (что произошло?) Лицо, время, место действия. Сменяющие друг друга действия.
    Описание предмета (какой?) Предмет (его части). Признаки предмета.
    Описание места (какое?) Местоположение. Предметы.
    Описание состояния (какое?) Лицо, элементы среды. Признаки состояния.
    Оценка действительности. Предметы, качества действия. Оценка.
    Рассуждение (почему?) Тезис. Обоснование, аргументы, факты, вывод.
  9. Обратить внимание на фото котят на доске. Есть ли на фото котик, похожий на Люсьена?
  10. Только ли описание помогло найти похожего кота?
  11. Можем ли мы сказать, что эти два текста дополняют друг друга? Соедините их в один, выбирая правильную последовательность, запишите в тетрадь.

Вывод записывается в тетрадь: соединяясь в одном тексте, повествование и описание дают возможность автору показать предмет с разных сторон, дать более развернутое, подробное представление о данном предмете.

Работа с текстом у доски.

Текст.

Кошка оказалась хорошей матерью. Она была большой и пушистой. Шерсть то казалась дымчатой, то становилась голубоватой. Кошечка облизала всех своих котят и, накормив, уложила возле себя спать.

  1. Отметьте в данном тексте описание и повествование.
  2. Оправдано ли в этом тексте соединение двух типов речи?
  3. Что лишнее? Почему?

Вывод (смотри параграф учебника №109) записывается в тетрадь: соединение типов речи должно быть оправдано: должно определяться замыслом автора, основной мыслью высказывания.

Игра с карточкой-паровозиком.

Даны карточки, из которых, расположив их в нужной последовательности друг за другом, надо составить текст. Те, кто первыми справятся с заданием, объяснят свой выбор.

Должен появиться следующий текст: “Взяли мы малыша сильно блохастым, грязным – видно, породистая кошка, выброшенная на улицу бессердечными людьми, родила сына в трущобе, на чердаке или в подвале. Мы его отмыли, очистили от насекомых, продезинфицировали, и, перестав чесаться, ощутив радость личной гигиены, кот с младенчества пристрастился к омовению. Он сам забирался в сухую ванну и мяукал: просился под душ,- а когда после бани лежал на диване, завернутый в свое белое вафельное полотенце, то, блаженно щуря глаза, исходил странным мурлыканьем, мало похожим на классическое кошачье, скорее на храп человека-храпуна. Между тем, к людям кот относился очень хорошо, несмотря на распространенное мнение о зловредности сиамской породы. Мы его баловали, нежили. И котик вырос простодушным и милым. Многие жильцы дома любили Марса, угощали рыбой, мясными косточками и огурцами (ох, как он за милую душу уплетал свежие и соленые огурцы!) и безбоязненно брали на руки”.

Продолжая работать с составленным текстом, учащиеся определяют, какие типы речи использовал автор, допустимо ли такое соединение, рассматривают изобразительные средства, с помощью которых автор нарисовал образ кота (эпитеты, сравнения, олицетворения).

Стенд с книгами “Советы библиотеки”: Б.Житков “Беспризорная кошка”, А.Карышев “Одна кошка, два кота”, Ю Коваль “Шамайка”, К.Паустовский “Кот-ворюга”, Н.Романова “Дайте кошке слово”, Э.Успенский “Дядя Федор, пес и кот”.

  1. Рассмотреть книги, расположенные на стенде.
  2. С каким котом мы уже знакомы? (К.Паустовский “Кот-ворюга”).
  3. Особое внимание обратить на книгу А.Карышева “Одна кошка, два кота”, с отрывками из которой работали сегодня на уроке.
  4. Прочитать слова А.Карышева, взятые из вступления к книге: “Кошки так умны, чувствительны и самолюбивы, находчивы и отважны, что порой оторопь берет, поневоле задумываешься: а не видят ли они нас насквозь и не руководят ли при случае опекунами? Безусловно, они не просто животные, они – “люди”, недаром моя внучка называет их мордочки лицами, а лапы руками и ногами. Все, кто долго общался с кошками, подтвердят мои уважительные слова о них множеством примеров”.

Заключительное слово учителя с целью дать задание на дом.

А есть ли у вас дома такие любимцы? Если нет, то присмотритесь к котам и кошкам, которые живут рядом с вами у знакомых, родных, соседей. Присмотревшись к ним внимательно, напишите сочинение-повествование с элементами описания так, чтобы мы могли “увидеть” того, о ком вы пишите. Соединяя типы речи в одном тексте, делайте это оправдано. Прочитайте книги, которые видите на стенде, они вам помогут в работе.