Сценарий интегрированного урока-путешествия по русскому языку в 7-м классе по теме "По морям, по волнам, нынче здесь, завтра там"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • совершенствовать речевые умения учащихся, используя выразительные возможности языка;
  • повторить правила орфоэпии, ряда орфограмм, пунктограмм;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • продолжить работу по эстетическому воспитанию школьников;
  • воспитывать у учащихся нравственные качества личности;
  • пробудить интерес к личности и творчеству художника И. К. Айвазовского.

Оборудование:

  1. Макеты кораблей /Приложение 4/:
    1. "Бесстрашные"
    2. "Непобедимые"
    3. "Выносливые"
    4. "Храбрые".
  2. Географическая карта полушарий.
  3. Инструкция /Приложение 1/.
  4. Табло с результатами соревнований между командами кораблей /Приложение 3/
  5. Репродукции картин И.К. Айвазовского. Картина "Девятый вал"(1850).
  6. Текст песни о море.

Участники:

Каждая команда - экипаж корабля со своим названием и девизом.

Преподаватель ИЗО.

Жюри.

Предварительная подготовка.

Класс разделён на четыре группы-команды по 5-6 человек.

Каждая команда получает макет своего корабля-талисмана и инструктаж путешествия с

заданиями. Капитан корабля распределяет роли членов экипажа: боцман, кок, матросы. Выполняя последовательно задания, члены экипажа защищают свою работу и приносят таким образом баллы команде. Результаты каждого конкурсного задания жюри заносит в табло.

ПЛАН УРОКА-МОРСКОГО ПУТЕШЕСТВИЯ.

1. Вступительное слово учителя.

2. "Морское путешествие" команд к мысу Доброй Надежды по инструкции /Приложение1/:

2.1. Презентация команд-экипажей кораблей.
2.2. "Отдать швартовы!" (орфрэпическая разминка).
2.3. "Эрудиты морской лексики" (словарная работа).
2.4. Конкурс капитанов. (ответы на задания).
2.5. "Судовой журнал" (синтаксический разбор предложения).
2.6. "Поэтическое меню" (сочинение стихотворения по заданной рифме). /Приложение 2/.
2.7. Выступление преподавателя ИЗО о творческой судьбе художника И.К. Айвазовского.
2.8. "В мастерской художника" (слайд-просмотр репродукций картин И.К. Айвазовского).
2.9. Сочинение-отзыв по картине Девятый вал".

3. Заключительное слово учителя.

4. Исполнение песни "Нам нужны такие корабли на море...".

5. Выступление членов жюри о результатах морского путешествия. /Приложение 3/.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя.

1.1. Беседа о море.

- Здравствуйте, ребята. Скажите, кто из вас любит море? (Ответы учащихся).

- А что оно для вас значит ? (Ответы учащихся).

- Скажите, на каких морях вы побывали? Понравилось ли ?

1.2. Задачи урока.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в морское путешествие к мысу Доброй Надежды. Есть такой мыс? Действительно, он существует.(Показываем на карте).Отправляясь в плавание, мы возьмём с собой Знания, Умения, Способности, Волю к победе, Дружбу. Эти качества помогут преодолеть все препятствия и достичь желаемой цели. Наше путешествие проведём на четырёх кораблях. У каждого корабля есть своя команда. Ей предстоит выполнить все конкурсные задания и набрать максимальное количество баллов. (Команда заранее ознакомлена с инструкцией работы, распределены роли). Преодолеть самое сложное задание - "Девятый вал" - вам поможет преподаватель ИЗО. Безопасность морского путешествия будет регулировать строгое и справедливое жюри.(Представление членов жюри). Итак, ребята, в путь!

2. Презентация команд-экипажей кораблей.

Капитан называет корабль, команда хором - девиз.

Например, корабль "Бесстрашные", девиз: "Бороться, искать, найти и не сдаваться!" и т. д.

3. Морское путешествие.

Этапы морского путешествия зафиксированы в инструкции /Приложение 1/ и отражаются в ходе работы на табло. /Приложение 3/

Учитель по сценарию путешествия оглашает номер конкурса, его название, оговаривает

условия его выполнения и предоставляет слово для выступления членам команд, затем жюри.

1 конкурс. "Отдать швартовы" (орфоэпическая разминка).

2 конкурс. "Эрудиты морской лексики" (словарная работа).

3 конкурс. Конкурс капитанов.

Задание для капитана корабля "Бесстрашные".

Перечислить известные виды водного спорта. (За 30 секунд)

/ водное поло (ватерполо), прыжки в воду, синхронное плавание, гребля на байдарках,

парусный спорт, сёрфинг /

Задание для капитана корабля "Непобедимые".

Перечислить известные виды морских судов. (За 30 секунд)

/ корабль, бригантина, яхта, лодка, катер, каравелла, крейсер, фрегат.../

Задание для капитана корабля "Выносливые".

Перечислить известные проливы. (За 30 секунд)

/ Берингов пролив, Магеланов пролив, пролив Дрейка, пролив Ла-Манш, пролив Лаперуза,

Мозамбикский пролив, пролив Крузенштерна, Керченский пролив, пр. Босфор, пр. Дарданеллы,

Гибралтарский и др./

Задание для капитана корабля "Храбрые".

Перечислить виды морских животных. (За 30 секунд)

/ акула, кит, осьминог, дельфины, рыба-ёж, морской конёк, барракуды, скаты и другие разновидности рыб /.

4 конкурс. "Судовой журнал" (синтаксический разбор предложения).

5 конкурс. "Поэтическое меню" (сочинить стихотворение по данной рифме: команда - море - шаланда - воля). /Приложение 2/

4. Слово преподавателя ИЗО о художнике И.К. Айвазовском .

- Дорогие ребята! Я приглашаю вас посетить очень интересное место. Это небольшой приморский городок Феодосия. Здесь родился известный всему миру русский художник-маринист Иван Константинович Айвазовский. Выходец из семьи армянского купца, он навсегда сохранил крепкую связь с древними традициями армяно-христианской культуры. И.К. Айвазовский учился в петербургской Академии художеств. Много путешествовал по России, странам Европы, Ближнего Востока, Азии и Африки. Известность художнику приходит в 1840-е годы. Его полотна - это романтическое восприятие морской стихии. Море и небо - вот поистине колдовской калейдоскоп самых удивительных сочетаний красок. В 1850-60-е годы автор обращается к библейским сюжетам. Айвазовский был художником Главного морского штаба. Написал немало картин на темы истории русского военного флота. Его полотна, посвящённые легендарным победам русских кораблей, многочисленны. Среди них - картина морского боя при Синопе, в котором победила русская эскадра под командованием адмирала Нахимова. К числу любимых писателей Айвазовского принадлежал А.С.Пушкин, в стихах которого он находил поэтическое выражение собственного маринизма. В поздний период художник не раз обращался к образу великого поэта. Картина "Пушкин на берегу моря", написанная совместно с И.Е. Репиным, - яркое тому подтверждение. И.К. Айвазовский основал в родном городе Феодосийскую картинную галерею. Сегодня она носит его имя. А сейчас я вас, ребята, приглашаю на просмотр известных картин художника.

5. "В мастерской художника" (слайд-просмотр картин художника):

"Море в тихую погоду"

"Вид на взморье в окрестностях Петербурга" (1835)

"Ночь на берегу Неаполитанского залива"

"Оборона Севастополя"

"Малахов курган"

"Среди волн".

- Смотришь на творения художника и поражаешься великому разнообразию сюжетов.

И.К. Айвазовский - не только талантливый живописец, но и настоящий патриот, гражданин своего Отечества. Мировую славу ему принесла картина "Девятый вал"(1850). Дикие громады волн готовы раздавить затерянную в океане крошечную группу людей, потерпевших кораблекрушение. Мы не знаем, сколько дней провели они в открытом море, но люди измучены до предела. Весь ужас борьбы со стихией вложен в этот холст. Но луч солнца, пробивший грозовые облака, - луч надежды. Он сулит обессиленным и измождённым спасение. Вот-вот буря утихнет, и люди, облепившие обломок мачты, будут спасены. Пусть неистовствует океан, пусть ещё грозно вздымаются гигантские волны. Но воля, мужество, вера в человека оказались сильнее морской стихии... (Из книги И.Долгополова "Мастера: Новеллы о художниках")

6. 6 конкурс. Сочинение-отзыв по картине "Девятый вал".

7. Заключительное слово учителя. Причал.

- Вот мы и у цели. Причал. Мыс Доброй Надежды встречает наши корабли. Достойно пройдены испытания. Все препятствия позади. Осталось объявить результаты нашего замечательного путешествия. Пока жюри подводит итоги, мы, ребята, дружно споём песню "Нам нужны такие корабли на море..."

8. Выступление членов жюри об итогах путешествия.