Данный курс сориентирован на формирование навыков коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи учащихся, умения употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, их порядок, отношения между ними, определять тему работы, выбирать жанр своего произведения, отбирать и логически излагать материал, использовать различные изобразительно – выразительные средства языка.
Учащиеся должны уметь редактировать собственный текст, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Стилистика учит правильно пользоваться отдельными сторонами языка: фонетической, лексической, грамматической.
Владение стилистическими нормами и означает умение использовать те средства языка, которые лучше всего отвечают целям общения.
Стилистические ошибки снижают точность, ясность и выразительность речи или искажает мысль, но не нарушает правил грамматики. К стилистическим ошибкам относятся недочеты, которые связаны с лексикой и грамматикой, а с другой стороны, нарушение норм стилистики (тавтология, плеоназмы, перифразы, паронимы, речевые штампы и т.д.). В русском языке две основные группы стилистических ошибок: словарно-стилистические (лексические) и грамматико-стилистические ошибки (морфологические и синтаксические).
I. Словарно-стилистические ошибки
- Неверное или неточное употребление слова, вызванное непониманием его значения, неумением сочетать его с другими словами.
- Многословие: плеоназмы, перифразы
- Повторы
- Пропуск нужного слова.
- Искажение фразеологических оборотов.
- Словесные штампы.
II. Грамматико-стилистические ошибки.
-Неправильное словообразование, неудачное словотворчество.
-Ошибки в употреблении форм рода, числа и падежа существительных.
-Ошибки в образовании и употреблении форм прилагательных, местоимений и других частей речи
- Синтаксико-стилистические:
-Нарушение порядка слов в предложении.
-Нарушение границ предложения и т.д.
-Ошибки в построении сложного предложения.
Курс рассчитан на 17 часов и адресован учащимся 9-10 классов.
Лексика и фразеология (5ч)
Стилистическая характеристика слова.
-Точность словоупотребления.
-Многозначность слов, употребление слов в переносном значении.
-Омонимы, синонимы и антонимы.
-Многословие. Повторы.
-Смешиваемые слова. Паронимы.
-Лексика общеупотребительная, разговорно-просторечная, диалектная, профессиональная (термины, техницизмы, профессионализмы, жаргонизмы, экзотизмы и варваризмы, диалектизмы, устаревшая лексика, заимствованные слова).
-Фразеология.
-Использование в речи тропов (метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, синекдоха, эпитет, гипербола, перифраза).
Фонетические средства языка. (2ч)
-Выразительность фонетических средств языка (звукопись, аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора, стык, звукоподражание, ритм и интонация, рифма и пауза).
-Стили произношения. Стилистическое использование ударения.
Морфология (3ч)
-Словообразовательные средства языка (функционально-стилистические, эмоционально-экспрессивные).
-Использование форм имен существительных (категория рода, падежа числа
-Имя прилагательное (полная и краткая форма, степени сравнения)
-Имя числительное
-Местоимение
-Глагол
-Использование наречий, предлогов, союзов и частиц
-Причастие и деепричастие
Синтаксические средства языка (4ч)
-Порядок слов в предложении
-Связь слов в предложении
-Главные члены предложения
-Синонимика простых предложений
-Однородные члены предложения
-Стилистическое использование вводных и вставных конструкций
-Стилистическое использование обращений и междометий
Сложное предложение (3ч)
-Стилистические фигуры (инверсия, параллелизм, эпифора, эллипсис, градация, антитеза, риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание
-Сложносочиненное предложение
-Сложноподчиненное предложение (сравнительный оборот и сравнительное придаточное предложение)
-Обособленные второстепенные члены (придаточные определительные, придаточные обстоятельственные
-Речевые ошибки, возникающие при употреблении синтаксических средств языка и способы их устранения
-Создание собственных текстов.
Данные занятия рассчитаны на овладение детьми определенной системой филологических понятий, которые помогают осознать языковые истоки образности и выразительности художественного текста. Занятия специально посвящаются анализу слова – первоэлемента художественной литературы, языковому анализу художественной речи.
Цель занятий:
- Научить ребенка чувствовать слово
- Думать над словом
- Искать в слове истинный смысл
- Восхищаться родным словом
- Выражать себя в слове
-Раскрыть творческий потенциал школьников
-Воспитать устойчивый художественный вкус
-Подготовить учеников к выполнению тестовых заданий из ЕГЭ
Литература
- Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. М.:Высшая школа, 1984.
- Синтаксис и стилистика. М., 1976.
- Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. М.: Дрофа, 1996.
- Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1997.
- Шустова Л.В. Практическая стилистика русского языка. М.1993 серия “Школьная тетрадь”.