Цели урока:
- знать: понятие фразеологического оборота, отличие его от слова;
- уметь: давать толкование лексического значения, подбирать фразеологические синонимы и антонимы, находить фразеологизмы в тексте, составлять с ними предложения, определять синтаксическую роль фразеологизмов.
Ход урока
1. Игра “Аплодисменты”.
- Отметьте хлопком фразеологический оборот.
Золотые руки, золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.
- Какие сочетания слов вызвали трудности? (Разбираем, объясняем значение)
- Что такое фразеологизм?
- Что общего имеют и чем отличаются слова и фразеологизмы?
2. Слово учителя.
- Русский язык очень богат, содержит слова из самых разных пластов лексики. Откуда же берутся фразеологизмы? Какова история их происхождения?
Многие фразеологические обороты пришли к нам из Рима и Древней Греции. Вспомните, какие устойчивые обороты вам знакомы? Какова история их возникновения? Что они обозначают? ( Выслушиваются ответы учащихся)
3. Выступления учащихся с сообщениями о происхождении фразеологизмов (Дамоклов меч, Панический страх, перейти Рубикон и т. д.).
- А теперь пройдёмся по страницам русской истории. В языке отразились многие явления жизни людей. Мы употребляем слова и выражения, которые порождены давно ушедшими в прошлое обычаями. Они живые свидетели прошлого, знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык, более серьёзно им пользоваться. Послушайте сообщения о том, как возникли выражения: перемывать косточки, уйти несолоно хлебавши, как с гуся вода, где раки зимуют (выступления учащихся).
- С развитием науки и техники в нашу речь входят фразеологизмы- термины из лексикона представителей разных профессий. Определите профессию работника по его словарю:
1) сгущать краски, не жалеть красок;
2) учитывать все минусы и плюсы, привести к общему знаменателю, ставить знак равенства;
3) игра в одни ворота, игра не по правилам.
- Многие крылатые слова и выражения были созданы писателями: голый король (Х.К. Андерсен), ушки на макушке (М.Ю. Лермонтов), человек в футляре (А.П. Чехов).
- Сделайте вывод о том, как в языке появились фразеологизмы.
4. Работа по развитию речи.
- Отгадайте, какой фразеологический оборот зашифрован на картинке? Составьте с ним предложение, определите синтаксическую роль фразеологизма. Устно объясните его значение.
(Учащимся предлагаются рисунки, на которых изображены иллюстрации к следующим оборотам: заметать следы, лить крокодиловы слёзы, намылить голову, набрать в рот воды, тянуть быка за рога, как кот наплакал, биться как рыба об лёд.)
5. Лексическая работа.
- Какие слова называются синонимами? Как вы думаете, какие фразеологические обороты можно назвать синонимичными? Подберите синоним к фразеологизму работать с огоньком.
- Какие слова называются антонимами? Что такое антонимичные фразеологические обороты? Подберите антоним к фразеологизму засучив рукава.
- Заполните таблицу ( спроецирована через мультимедиа или начерчена на доске):
Фразеологич. оборот | Фразеологизм- синоним | Фразеологизм- антоним |
Работать с огоньком | ||
Язык проглотить | ||
Упасть духом | ||
Со всех ног |
6. Шутка-минутка.
- Исправьте ошибку, объясните значение:
1) ждать у горя погоды;
2) мы сами с ушами;
3) купить кита в мешке;
4) не ноги горшки обжигают;
5) нашла коза на камень;
6) крутится как булка в колесе.
7. Прочитайте текст (спроецирован через мультимедиа или распечатан на каждого ученика). Спишите, вставив пропущенные орфограммы, пунктограммы и раскрывая скобки. Найдите фразеологические обороты, подчеркните их как члены предложения, устно объясните значение.
Попались на удочку.
Пр_гласил нас как-то сын л_сника (к )себе. За гр_бами, говорит, сходим п_охотимся рыбу удить будем . Уху сварим - пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развес_ли, слуша_м. Мой братишка так голову пот_рял от счастья. Как же! В лесу зан_чуем палатки разоб_ём к_стёр разложим из ружья палить будем. Потом он мне покою (не) д_вал: Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку (на) этом деле с_ел. (Не) знаю, каких собак он съел, а вот мы попались (на ) удочку. Обм_нул он нас…
8. Подведение итогов урока:
- Что нового узнали на уроке о фразеологических оборотах?
- Чему научились?
- Что бы вы посоветовали ученику, изучающему эту тему самостоятельно?
9. - Чтоб упрочить ваши знания, даю домашнее задание: закончите рассказ “ Попались на удочку”, введя в него 5-6 фразеологических оборотов.