Открытый урок по теме "Художественная графика слова"

Разделы: Русский язык


ДОСКА

Тема: Художественная графика слова.

Цели урока:

1. Понаблюдать за смысловой функцией русской графики в плане усиления образности художественной литературы.

2. Ознакомить учащихся с изобразительными приемами:

- фигурным расположением текста;
- сменой шрифтов;
- включением в текст числовых обозначений и др.

3. Развивать навыки языкового анализа поэтических текстов, интонацией передавать замысел автора; мелодику языка произведения.

Ход урока:

1.Слово учителя.

В 10-м классе мы продолжаем знакомство с трогательной поэзией начала 20 столетия, откроем для себя новых авторов, увидим особенности их творчества, научимся читать и понимать новые произведения.

- Как вы думаете, что важнее в произведении: форма или содержание?

- На что вы больше обращаете внимание, читая стихи?

И вы, конечно, правы, говоря, что важнее содержание. И правы учителя, призывая вас читать поэтические строки вслух, слушая мелодику каждого произведения.

Но…иногда необычное расположение строк помогает нам лучше постичь замысел автора. Впервые к фигурному расположению строк обратился Симеон.

2. Историческая справка (сообщение ученика).

Симеон Полоцкий – белорусский и русский общественный и церковный деятель, писатель, проповедник (1629 – 1680 гг.). В русскую литературу вошел как талантливый поэт, драматург. Его библиотека была одной из богатейших в Москве. Участвовал в составлении проекта организации в Москве Славяно-греко-латинской академии. В конце 1678 года организовал в Кремле типографию.

Его сборник стихов “Рифмологион” содержал приветственные стихи царю и его близким, центральная тема его – могущество и сила России. Но, кроме этого, по замыслу автора, этот сборник должен показать мастерство поэта, способность его создавать “поэтические штучки” (сложные и необычные по построению стихи), в которых форма иногда бывает важнее содержания. Он писал свои вирши в форме креста, восьмиугольной звезды, сердца, лабиринта.

3. Знакомство с поэтическими изобразительными приемами.

(У ребят на столах тексты разных авторов; тексты – иллюстрации новых изобразительных приемов).

1. Зрительная форма стиха (шар, треугольник, лесенка, различные фигуры)

Вопросы учащимся:

- Какова основная идея стихотворения? (Я счастлив!)

- Помогает ли зрительный образ (треугольная форма стиха) усилить смысл стихотворения, замысел автора? (См. Приложение 1)

2. “Фигурная проза”

Особое пристрастие к зрительным эффектам питал А.Белый. Для него фигурное оформление текста – дополнительное средство подчеркивания смысла.

Вопросы учащимся:

- Какие зрительные ассоциации возникают у вас при чтении этих отрывков из стихотворения А.Белого? (См. Приложение 2)

3. Стихи “с секретом”

- Прочитайте сначала отдельно левую часть, затем отдельно правую часть, затем все стихотворение целиком.

Бог сытый в небе,
Радость тебе,
Да дарует,
Честь и славу
Мужу праву
Да готует.
Боже благий,
свете драгий,
да храниши
Марфу здраву –
твою славу
Юже зриши…

(Симеон Полоцкий)

- Меняется ли смысл стихотворения от способа его прочтения?

(Каждая часть стихотворения воспринимается как самостоятельное произведение, перед нами как будто три самостоятельных текста).4. “Лесенка”

Рубленая строка В.Маяковского – тоже графическое средство поэтического языка. Суть этого приема состоит в зрительном, графическом выделении акцентных слов.

- Какие слова зрительно выделены поэтом?

- С какой целью?

- Помогает ли этот прием понять чувства лирического героя? Какие?

(См. Приложение 3)

4. Историческая справка (сообщение ученика):

Из статьи В.Маяковского “Как делать стихи”:

“При таком делении на полустрочия ни смысловой, ни ритмической путаницы не будет. Раздел строчек часто диктуется и необходимостью вбить ритм безошибочно, так как наше конденсированное экономическое построение стиха часто заставляет выкидывать промежуточные слова и слоги, и если после этих слогов не сделать остановку, часто большую, чем между строками, то ритм оборвется.

Вот почему я пишу:
Пустота…
Летите,
в звезды врезываясь…

“Пустота” стоит отдельно, как единственное слово, характеризующее небесный пейзаж. “Летите” стоит отдельно, дабы не было повелительного наклонения “летите в звезды”, и т.п.

5.

Не один В.Маяковский в совершенстве владел приемом написания стихотворения “лесенкой”. Послушайте стихотворение современного поэта Андрея Вознесенского “Гойя”.

Выразительное чтение стихотворение А.Вознесенского “Гойя”.

(См. Приложение 4)

6. Акростих

Это разновидность поэтического произведения, рассчитанного на зрительное восприятие. Акростих (от греч. akros – “крайний” + styches – “ряд”) – стихотворение, начальные буквы которого составляют имя, слово или фразу, заключающие идею стихотворения.

- Расшифруйте, кому посвящено стихотворение Н.Гумилева?

Выразительное чтение стихотворения Н.Гумилева. У каждого учащегося листок с напечатанным стихотворением. (См. Приложение 5)

- Что сумел рассказать нам о поэтессе Гумилев, свято храня ее имя в тайне?

7.

Использование цифр – очень любопытный графический прием “вклинивания” цифр внутрь слова.

- Прочитайте шуточное детское стихотворение. (См. Приложение 6)

Эксперимент

- На доске текст, оформленный таким же образом. Продолжите его.

Вскоре 7я 40и о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою. Сес3цы е2 ухи3лись пр2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что прет100ит целый пир.

- Читаем получившиеся тексты!

- Опыт удался?

8.

Использование алфавита, прежде всего названий старых букв алфавита, создают особую экспрессию.

- На доске вы видите названия некоторых букв старого алфавита. Назовите фразеологизмы, пословицы, поговорки с использованием этих названий.

На доске открыто Учитель открывает закрытую часть по мере называния выражений

А – аз:

- начинать с азов,
- ни аза не смыслит;

Б – буки: - сперва аз да буки, а потом науки;
Д – добро: - дать добро;
Г – глаголь: - ходить гоголем,
- смотреть глаголем; (у В.И.Даля смысл выражения: “смотреть крючком, ябедником”);
М – мыслете: - выписывать мыслете (“идти нетвердыми, Ломаными шагами”);
П – покой: - стоять покоем (“в форме буквы П”);
Ф – ферт: - ходить фертом (переносное значение: “самовольный, развязный человек, франт”);
Ь – ять: - сделать на ять (“очень хорошо, отлично, великолепно”);
О – фита:

 

- ижица:

- от фиты подвело животы (“чувство крайней усталости” - эта буква просуществовала до 1918 года, потребность в ней давно отпала, звук [ф] обозначали фертомвот почему и человека, не приносящего пользу, называли фитой. Кроме того,   так называли и гимназиста-грамотея).

- от аза до ижицы (“от начала до конца”),
- прописать ижицу (“выпороть розгами”),
- фита да ижица – к ленивому плеть движется (самым трудным в орфографии считалось написание букв ять, фиты и ижицы).

 9.

Старый алфавит – в художественных произведениях прошлого.

Во времена Пушкина буквы алфавита произносились и на старый, и на новый лад.

- Сравните два отрывка из романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин” и его черновика. (См. Приложение 7)

- Какое прочтение букв имел в виду поэт в данном отрывке?

(По требованию рифмы нужно читать по-старому: “твердо”, “люди”. Именно так именовали эти буквы во времена А.С.Пушкина. Т.(Татьяна), Л. (Ларина) – инициалы героини романа “Евгений Онегин”).

- По какому алфавиту, старому или новому, читаются инициалы героя романа в этом отрывке?

(Инициалы Е(вгений) О(негин) здесь читаются по-новому).

в) И русский Н как N французский, произносить умела в нос.

(А в этом отрывке исследователи так и не установили, какое прочтение буквы имел в виду поэт: старый – “наш” или новый “эн”).

Вывод

- С какими изобразительными приемами поэтического текста вы познакомились на этом уроке?

- С какой целью обращаются к ним мастера русского художественного слова?

Графический облик буквы, слова, строчки в поэтическом тексте может стать настолько важным, что некоторые из них превращаются в своеобразный символ, позволяя зрительно сделать акцент, выделить шрифтом, курсивом, цифрой то самое важное, к чему стремился в своем авторском замысле художник слова.

Домашнее задание: попытайтесь написать стихотворный или прозаический текст в форме любой фигуры (форма фигуры должна соответствовать замыслу автора, главной идее вашего высказывания).