Разработка урока по русскому языку на тему "Текст. Признаки текста" (5-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель урока: Формирование у обучающихся понятие о тексте на основе осознания его основных признаков;

Задачи:

  • закрепить изученные ранее орфограммы;
  • развивать внимание, мышление, речь обучающихся;
  • познакомить с фактами биографии Д.И. Менделеева.

Оборудование:

  • дидактический материал
  • мультимедийный проектор
  • портрет Д. И. Менделеева
  • толковые словари
  • учебник “ Русский язык. 5 класс” /под ред.М.М.Разумовской.- М.: Просвещение, 2000.

Ход урока

I. Организационный момент.

Слово учителя: Сегодня нам предстоит сделать несколько открытий, касающихся личности великого ученого Д.И.Менделеева и познакомиться с понятием “Текст”. Вы будете учеными, которые исследуют, делают открытия и познают новое. Перед вами, ребята, отрывок из книги о Д.И.Менделееве, прочитайте его. (Текст спроецирован на доску) Обратите внимание на подчеркнутые слова.

Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) - великий русский ученый-энциклопедист, химик, физик, технолог, геолог и даже метеоролог. Менделеев обладал удивительно ясным химическим мышлением, он всегда ясно представлял конечные цели своей творческой работы: предвидение и пользу. Он писал: "Ближайший предмет химии составляет изучение однородных веществ, из сложения которых составлены все тела мира, превращений их друг в друга и явлений, сопровождающих такие превращения".

Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) - великий русский ученый-энциклопедист, химик, физик, технолог, геолог и даже метеоролог. Менделеев обладал удивительно ясным химическим мышлением, он всегда ясно представлял конечные цели своей творческой работы: предвидение и пользу. Он писал: "Ближайший предмет химии составляет изучение однородных веществ, из сложения которых составлены все тела мира, превращений их друг в друга и явлений, сопровождающих такие превращения".

II.Словарная работа.

- Как вы понимаете значение этих слов? Объясните. Теперь посмотрите, как даётся их толкование в словаре. (самостоятельная работа со словарём)

- Подберите к этим словам однокоренные и запишите их в тетрадь.

(все работают в тетради, 2 ученика у доски)

- Объясните устно знаки препинания в предложениях.

III. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению новых знаний.

Работа с текстом.

- Можно ли назвать эти предложения текстом?

- По каким признакам вы это определили? (ученики называют признаки текста, знакомые им из курса начальной школы).

IV. Усвоение новых знаний. Работа с таблицей “Признаки текста” (составляем совместно)

Заголовок

Начало

Основная часть

Концовка

Ключевые (опорные) слова, абзац, тема

Основная мысль

- Объясните каждый признак текста (поисковая работа по учебнику).

V. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

1. Работа с деформированным текстом (текст спроецирован на доску, справа – деформированный текст, слева (закрыт) правильный текст).

"Мастер чемоданных дел"

Любимым занятием на досуге у Менделеева в течение многих лет было изготовление чемоданов и рамок для портретов. Припасы для этих работ он закупал в Гостином дворе. Однажды, выбирая нужный товар, Менделеев услыхал за спиной вопрос одного из покупателей:

- "Кто этот почтенный господин?"

- "Таких людей знать надо, - с уважением в голосе ответил приказчик. - Это мастер чемоданных дел Менделеев".

Припасы для этих работ он закупал в Гостином дворе.

- "Кто этот почтенный господин?"

Любимым занятием на досуге у Менделеева в течение многих лет было изготовление чемоданов и рамок для портретов. - "Таких людей знать надо, - с уважением в голосе ответил приказчик.

- Это мастер чемоданных дел Менделеев".

Однажды, выбирая нужный товар, Менделеев услыхал за спиной вопрос одного из покупателей:

Учитель:

- Это текст?

- Можно ли создать из этих предложений текст?

- Восстановите текст.

- Что вы сделали для этого?(расставили предложения по порядку)

-Следовательно, мы с вами вывели еще один признак текста. (Последовательность предложений)

- Давайте внесём этот признак в нашу таблицу.

- Озаглавьте получившийся текст.

- Докажите, что это текст, опираясь на нашу таблицу.

- Задание по вариантам:

I вариант- записать первое предложение, подчеркнуть главные члены, найти орфограммы.

II вариант- записать второе предложение, подчеркнуть главные члены, найти орфограммы.

2. Самостоятельная работа: ученикам даны карточки с текстом без знаков препинания и заглавных букв.

Учитель: Представьте себе, что вы редакторы. Возьмите в руки карандаш. Поставьте знаки препинания, определите границы предложений, напишите заглавные буквы, где это нужно. (Два ученика работают у доски, остальные в тетради).

В 1895 году Менделеев ослеп _но продолжал руководить Палатой мер и весов _ деловые бумаги ему зачитывали вслух распоряжения он диктовал секретарю_ а дома вслепую продолжал клеить чемоданы _ профессор И. В.Костенич за две операции удалил катаракту_ и вскоре зрение вернулось…

После работы над текстом ребята самостоятельно делают вывод о том, что предложения в тексте имеют границы, они расположены в определенной последовательности.

VI. Этап усвоения и закрепления нового материала.

Тест “Верные и неверные высказывания” (тестовые задания у каждого ученика)

Учитель Ученик
  1. Текст состоит из предложений
  2. К тексту нельзя придумать заглавие
  3. Все предложения в тексте имеют границы
  4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности
  5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится
  6. Текст можно разделить на части
  7. Каждая часть текста записывается с красной строки

+
-
+
-
+
+
+
+

VII. Этап подведения итогов урока.

- Какие открытия на уроке вы для себя сделали?

VIII. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Напишите дома письмо Д.И. Менделееву и на следующем уроке докажите, что ваше письмо является текстом