Цель урока: Формирование у обучающихся понятие о тексте на основе осознания его основных признаков;
Задачи:
- закрепить изученные ранее орфограммы;
- развивать внимание, мышление, речь обучающихся;
- познакомить с фактами биографии Д.И. Менделеева.
Оборудование:
- дидактический материал
- мультимедийный проектор
- портрет Д. И. Менделеева
- толковые словари
- учебник “ Русский язык. 5 класс” /под ред.М.М.Разумовской.- М.: Просвещение, 2000.
Ход урока
I. Организационный момент.
Слово учителя: Сегодня нам предстоит сделать несколько открытий, касающихся личности великого ученого Д.И.Менделеева и познакомиться с понятием “Текст”. Вы будете учеными, которые исследуют, делают открытия и познают новое. Перед вами, ребята, отрывок из книги о Д.И.Менделееве, прочитайте его. (Текст спроецирован на доску) Обратите внимание на подчеркнутые слова.
Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) - великий русский ученый-энциклопедист, химик, физик, технолог, геолог и даже метеоролог. Менделеев обладал удивительно ясным химическим мышлением, он всегда ясно представлял конечные цели своей творческой работы: предвидение и пользу. Он писал: "Ближайший предмет химии составляет изучение однородных веществ, из сложения которых составлены все тела мира, превращений их друг в друга и явлений, сопровождающих такие превращения". |
Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) - великий русский ученый-энциклопедист, химик, физик, технолог, геолог и даже метеоролог. Менделеев обладал удивительно ясным химическим мышлением, он всегда ясно представлял конечные цели своей творческой работы: предвидение и пользу. Он писал: "Ближайший предмет химии составляет изучение однородных веществ, из сложения которых составлены все тела мира, превращений их друг в друга и явлений, сопровождающих такие превращения".
II.Словарная работа.
- Как вы понимаете значение этих слов? Объясните. Теперь посмотрите, как даётся их толкование в словаре. (самостоятельная работа со словарём)
- Подберите к этим словам однокоренные и запишите их в тетрадь.
(все работают в тетради, 2 ученика у доски)
- Объясните устно знаки препинания в предложениях.
III. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению новых знаний.
Работа с текстом.
- Можно ли назвать эти предложения текстом?
- По каким признакам вы это определили? (ученики называют признаки текста, знакомые им из курса начальной школы).
IV. Усвоение новых знаний. Работа с таблицей “Признаки текста” (составляем совместно)
Заголовок Начало Основная часть Концовка Ключевые (опорные) слова, абзац, тема Основная мысль |
- Объясните каждый признак текста (поисковая работа по учебнику).
V. Этап проверки понимания учащимися нового материала.
1. Работа с деформированным текстом (текст спроецирован на доску, справа – деформированный текст, слева (закрыт) правильный текст).
"Мастер чемоданных дел" Любимым занятием на досуге у Менделеева в течение многих лет было изготовление чемоданов и рамок для портретов. Припасы для этих работ он закупал в Гостином дворе. Однажды, выбирая нужный товар, Менделеев услыхал за спиной вопрос одного из покупателей: - "Кто этот почтенный господин?" - "Таких людей знать надо, - с уважением в голосе ответил приказчик. - Это мастер чемоданных дел Менделеев". |
Припасы для этих работ он закупал в
Гостином дворе. - "Кто этот почтенный господин?" Любимым занятием на досуге у Менделеева в течение многих лет было изготовление чемоданов и рамок для портретов. - "Таких людей знать надо, - с уважением в голосе ответил приказчик. - Это мастер чемоданных дел Менделеев". Однажды, выбирая нужный товар, Менделеев услыхал за спиной вопрос одного из покупателей: |
Учитель:
- Это текст?
- Можно ли создать из этих предложений текст?
- Восстановите текст.
- Что вы сделали для этого?(расставили предложения по порядку)
-Следовательно, мы с вами вывели еще один признак текста. (Последовательность предложений)
- Давайте внесём этот признак в нашу таблицу.
- Озаглавьте получившийся текст.
- Докажите, что это текст, опираясь на нашу таблицу.
- Задание по вариантам:
I вариант- записать первое предложение, подчеркнуть главные члены, найти орфограммы.
II вариант- записать второе предложение, подчеркнуть главные члены, найти орфограммы.
2. Самостоятельная работа: ученикам даны карточки с текстом без знаков препинания и заглавных букв.
Учитель: Представьте себе, что вы редакторы. Возьмите в руки карандаш. Поставьте знаки препинания, определите границы предложений, напишите заглавные буквы, где это нужно. (Два ученика работают у доски, остальные в тетради).
В 1895 году Менделеев ослеп _но продолжал руководить Палатой мер и весов _ деловые бумаги ему зачитывали вслух распоряжения он диктовал секретарю_ а дома вслепую продолжал клеить чемоданы _ профессор И. В.Костенич за две операции удалил катаракту_ и вскоре зрение вернулось…
После работы над текстом ребята самостоятельно делают вывод о том, что предложения в тексте имеют границы, они расположены в определенной последовательности.
VI. Этап усвоения и закрепления нового материала.
Тест “Верные и неверные высказывания” (тестовые задания у каждого ученика)
Учитель | Ученик |
|
+ |
VII. Этап подведения итогов урока.
- Какие открытия на уроке вы для себя сделали?
VIII. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Напишите дома письмо Д.И. Менделееву и на следующем уроке докажите, что ваше письмо является текстом