Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • систематизировать и обобщить теоретические знания по теме урока;
  • повторить основные орфограммы, изученные в данном разделе;
  • развивать умение грамотно выражать свои мысли в устной и письменной формах;
  • выступать перед аудиторией, доказывать свое мнение, активизировать эмоциональную сферу учащихся.

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.

Вид урока: ролевая игра.

Технология: на игровой основе.

Оборудование: трибуна для председателя ученого совета, “ протоколы” заседания на каждого учащегося.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учителя.

II. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя:

- Ребята, вы закончили изучение темы “Имя прилагательное”. Сегодня нам предстоит обобщить изученное по этой теме. Вы должны показать свои знания по следующим вопросам:

  • Степени сравнения имён прилагательных.
  • Разряды имён прилагательных.
  • Синтаксическая роль.
  • Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.
  • Написание сложных прилагательных.

Урок мы проведём в форме заседания учёного совета. Членами учёного совета будут все учащиеся класса. Функции учёного совета – участвовать в обсуждении вопросов на равных правах, советоваться, совещаться, помогать в выборе правильного решения. Роли распределятся следующим образом: председатель учёного совета, докладчики, рецензенты, секретари. Вспомним, что докладчик – тот, кто говорит доклад по заранее выбранному вопросу; рецензент – тот, кто даёт критическую оценку прозвучавшему докладу. Выбирается председатель учёного совета (лучше учитель). Утверждается регламент: докладчику – 3-4 минуты, рецензенту 1-2 минуты.

Слово председателю учёного совета.

- Уважаемые коллеги! Заседание учёного считаю открытым. Первым вопросом, предлагаемым вашему вниманию, будет вопрос о степенях сравнения имён прилагательных. С докладом выступит ___________________________________________.

- Слово предоставляется рецензенту _____________________________________________.

Вопрос исчерпан. Весь состав учёного совета выполнит практическую работу. (См. задание №1 в протоколе учёного совета).

Задание А: от данных прилагательных образовать степени сравнения (милый, редкий, берёзовый, простой, морской). От каких слов нельзя образовать степени сравнения? Почему? (берёзовый, морской).

Задание Б: исправить речевые ошибки в предложениях: Эта тема менее труднее. Возле моста речка более глубже. Петербург – самый красивейший город. (Задание можно выполнить устно).

Председатель ученого совета:

Вторым вопросом, предлагаемым вашему вниманию, будет вопрос о разрядах имён прилагательных.

С докладом выступит.

2. Слово предоставляется рецензенту

Вопрос исчерпан. Весь состав учёного совета выполнит практическую работу.

Задание. Творческая работа. Вставить в текст с пропусками прилагательные разных разрядов. См. задание №2 в протоколе.

Председатель учёного совета:

Третьим вопросом, предлагаемым вашему вниманию, будет вопрос о синтаксической роли имени прилагательного.

С докладом выступит ________________________________________________.

Слово предоставляется рецензенту ______________________________________.

Вопрос исчерпан. Весь состав учёного совета выполнит практическую работу.

Задание: выполнить синтаксический разбор предложений:

1. Книга - это самое мудрое творение человека.

2. Дорога к знаниям длинна, но прекрасна. Осенний лес багряный и золотой. См. задание №3 в протоколе.

Председатель учёного совета:

- Четвертым вопросом, предлагаемым вашему вниманию, будет вопрос о написании одной и двух Н в суффиксах прилагательных.

С докладом выступит.

Слово предоставляется рецензенту.

Вопрос исчерпан. Весь состав учёного совета выполнит практическую работу.

Задание: диктант на замену (с распределением).

  • охота, которая ведётся с помощью соколов (соколиная)
  • почта, осуществляемая с помощью голубей (голубиная)
  • меню, в котором указаны блюда, предлагаемые на обед (обеденное)
  • бюро, которое организует экскурсии (экскурсионное)
  • растения, из которых делают лекарства (лекарственные)
  • кувшин, сделанный из глины (глиняный).
  • дом, построенный из камня (каменный).

Слова занести в таблицу протокола с колонками

-ан (-ян)

-онн-

-ин-

-енн-

-н-

IП. Председатель учёного совета:

Пятым вопросом, предлагаемым вашему вниманию, будет вопрос о правописании сложных прилагательных.

С докладом выступит ___________________________________.

Слово предоставляется рецензенту _________________________.

Вопрос исчерпан. Весь состав учёного совета выполнит практическую работу. Задание: образовать сложное прилагательное из каждой пары слов (словосочетания).

  • бледный, зелёный (бледно-зелёный)
  • черный, брови (чернобровый)
  • факультет, где изучают физику и математику (физико-математический)
  • север, восток (северо-восточный)

Древняя Греция (древнегреческий)

словарь, в котором собраны русские и испанские слова (русско-испанский)

Дальний восток (дальневосточный)

IV. Подведение итогов урока.

Председатель учёного совета:

- Уважаемые коллеги! Все вопросы, представленные на рассмотрение учёного совета, освещены. Вы показали свои знания и умения по теме урока. Вы хорошо знаете, что такое имя прилагательное, умеете определить роль в предложении, видеть орфограммы.

- Предлагаю вам высказать своё мнение о роли прилагательного в речи.

- Охарактеризуйте урок при помощи 3-4 прилагательных.

Протоколы заседания учёного совета сдаются на проверку.

Выставление оценок.

Использованная литература:

  1. Васильева В.В., Пищева Г.Н. Современные открытые уроки русского языка. 5 класс (Серия “школа радости”) Ростов н/д: издательство “Феникс”, 2002 г.
  2. Быданова Г.А. Уроки русского языка в 6 кл. М.: просвещение, 2002 г.Протокол заседания учёного совета от

Повестка: обобщение изученного по теме “Имя прилагательное” Протокол ведёт ________________.

Задание №1.

А: образовать указанные степени сравнения

  сравнительная превосходная
милый    
редкий    
берёзовый    
простой    
морской    

Б: исправить речевые ошибки в предложениях.

Эта тема менее труднее.

Возле моста река более глубже.

Петербург - самый красивейший город нашей страны.

Задание №2. На место пропусков вставить прилагательные разных разрядов. Возле леса стоит избушка старика-охотника. Дом его похож не то на жильё рыбака, не то на охотничью палатку. На полке рядом с ружьём лежат сапоги.

Старый охотник - рассказчик. Он хорошо разбирается в повадках, в хитростях.

Задание №3. Подчеркнуть прилагательные как члены предложения.

Книга - это самое мудрое творение человека.

Дорога к знаниям длинна, но прекрасна.

Осенний лес багряный и золотой.

Задание №4. Прослушав диктант на замену, заполните полученными прилагательными колонки данной таблицы, обозначьте суффиксы.

-ан (ян)- -онн- -ин- -енн- -н-
         
         
         

Задание №5. Образовать сложные прилагательные.

  • бледный и зелёный
  • черные брови
  • факультет, где изучают физику и математику
  • север и восток _____________________________________________________________
  • Древняя Греция_____________________________________________________________
  • словарь, в котором собраны русские и испанские слова ____________________________ __________________________________________________

7) Дальний Восток __________________________________________________________.