Цели урока:
- систематизировать и обобщить теоретические знания по теме урока;
- повторить основные орфограммы, изученные в данном разделе;
- развивать умение грамотно выражать свои мысли в устной и письменной формах;
- выступать перед аудиторией, доказывать свое мнение, активизировать эмоциональную сферу учащихся.
Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.
Вид урока: ролевая игра.
Технология: на игровой основе.
Оборудование: трибуна для председателя ученого совета, “ протоколы” заседания на каждого учащегося.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учителя.
II. Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя:
- Ребята, вы закончили изучение темы “Имя прилагательное”. Сегодня нам предстоит обобщить изученное по этой теме. Вы должны показать свои знания по следующим вопросам:
- Степени сравнения имён прилагательных.
- Разряды имён прилагательных.
- Синтаксическая роль.
- Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.
- Написание сложных прилагательных.
Урок мы проведём в форме заседания учёного совета. Членами учёного совета будут все учащиеся класса. Функции учёного совета – участвовать в обсуждении вопросов на равных правах, советоваться, совещаться, помогать в выборе правильного решения. Роли распределятся следующим образом: председатель учёного совета, докладчики, рецензенты, секретари. Вспомним, что докладчик – тот, кто говорит доклад по заранее выбранному вопросу; рецензент – тот, кто даёт критическую оценку прозвучавшему докладу. Выбирается председатель учёного совета (лучше учитель). Утверждается регламент: докладчику – 3-4 минуты, рецензенту 1-2 минуты.
Слово председателю учёного совета.
- Уважаемые коллеги! Заседание учёного считаю открытым. Первым вопросом, предлагаемым вашему вниманию, будет вопрос о степенях сравнения имён прилагательных. С докладом выступит ___________________________________________.
- Слово предоставляется рецензенту _____________________________________________.
Вопрос исчерпан. Весь состав учёного совета выполнит практическую работу. (См. задание №1 в протоколе учёного совета).
Задание А: от данных прилагательных образовать степени сравнения (милый, редкий, берёзовый, простой, морской). От каких слов нельзя образовать степени сравнения? Почему? (берёзовый, морской).
Задание Б: исправить речевые ошибки в предложениях: Эта тема менее труднее. Возле моста речка более глубже. Петербург – самый красивейший город. (Задание можно выполнить устно).
Председатель ученого совета:
Вторым вопросом, предлагаемым вашему вниманию, будет вопрос о разрядах имён прилагательных.
С докладом выступит.
2. Слово предоставляется рецензенту
Вопрос исчерпан. Весь состав учёного совета выполнит практическую работу.
Задание. Творческая работа. Вставить в текст с пропусками прилагательные разных разрядов. См. задание №2 в протоколе.
Председатель учёного совета:
Третьим вопросом, предлагаемым вашему вниманию, будет вопрос о синтаксической роли имени прилагательного.
С докладом выступит ________________________________________________.
Слово предоставляется рецензенту ______________________________________.
Вопрос исчерпан. Весь состав учёного совета выполнит практическую работу.
Задание: выполнить синтаксический разбор предложений:
1. Книга - это самое мудрое творение человека.
2. Дорога к знаниям длинна, но прекрасна. Осенний лес багряный и золотой. См. задание №3 в протоколе.
Председатель учёного совета:
- Четвертым вопросом, предлагаемым вашему вниманию, будет вопрос о написании одной и двух Н в суффиксах прилагательных.
С докладом выступит.
Слово предоставляется рецензенту.
Вопрос исчерпан. Весь состав учёного совета выполнит практическую работу.
Задание: диктант на замену (с распределением).
- охота, которая ведётся с помощью соколов (соколиная)
- почта, осуществляемая с помощью голубей (голубиная)
- меню, в котором указаны блюда, предлагаемые на обед (обеденное)
- бюро, которое организует экскурсии (экскурсионное)
- растения, из которых делают лекарства (лекарственные)
- кувшин, сделанный из глины (глиняный).
- дом, построенный из камня (каменный).
Слова занести в таблицу протокола с колонками
-ан (-ян)
-онн-
-ин-
-енн-
-н-
IП. Председатель учёного совета:
Пятым вопросом, предлагаемым вашему вниманию, будет вопрос о правописании сложных прилагательных.
С докладом выступит ___________________________________.
Слово предоставляется рецензенту _________________________.
Вопрос исчерпан. Весь состав учёного совета
выполнит практическую работу. Задание: образовать
сложное прилагательное из каждой пары слов
(словосочетания).
Древняя Греция (древнегреческий)
словарь, в котором собраны русские и испанские слова (русско-испанский)
Дальний восток (дальневосточный)
IV. Подведение итогов урока.
Председатель учёного совета:
- Уважаемые коллеги! Все вопросы, представленные на рассмотрение учёного совета, освещены. Вы показали свои знания и умения по теме урока. Вы хорошо знаете, что такое имя прилагательное, умеете определить роль в предложении, видеть орфограммы.
- Предлагаю вам высказать своё мнение о роли прилагательного в речи.
- Охарактеризуйте урок при помощи 3-4 прилагательных.
Протоколы заседания учёного совета сдаются на проверку.
Выставление оценок.
Использованная литература:
- Васильева В.В., Пищева Г.Н. Современные открытые уроки русского языка. 5 класс (Серия “школа радости”) Ростов н/д: издательство “Феникс”, 2002 г.
- Быданова Г.А. Уроки русского языка в 6 кл. М.: просвещение, 2002 г.Протокол заседания учёного совета от
Повестка: обобщение изученного по теме “Имя прилагательное” Протокол ведёт ________________.
Задание №1.
А: образовать указанные степени сравнения
сравнительная | превосходная | |
милый | ||
редкий | ||
берёзовый | ||
простой | ||
морской |
Б: исправить речевые ошибки в предложениях.
Эта тема менее труднее.
Возле моста река более глубже.
Петербург - самый красивейший город нашей страны.
Задание №2. На место пропусков вставить прилагательные разных разрядов. Возле леса стоит избушка старика-охотника. Дом его похож не то на жильё рыбака, не то на охотничью палатку. На полке рядом с ружьём лежат сапоги.
Старый охотник - рассказчик. Он хорошо разбирается в повадках, в хитростях.
Задание №3. Подчеркнуть прилагательные как члены предложения.
Книга - это самое мудрое творение человека.
Дорога к знаниям длинна, но прекрасна.
Осенний лес багряный и золотой.
Задание №4. Прослушав диктант на замену, заполните полученными прилагательными колонки данной таблицы, обозначьте суффиксы.
-ан (ян)- | -онн- | -ин- | -енн- | -н- |
Задание №5. Образовать сложные
прилагательные.
7) Дальний Восток __________________________________________________________.