ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ЦЕЛЬ:
Знать:
Уметь:
Увидеть:
Систематизировать:
Развивать:
На доске плакат: “Да святится имя Твое…”
Эпиграф:
Все прекрасное в человеке -
От лучей солнца и от молока
Матери…
М.Горький.
ХОД УРОКА.
I. ПОВТОРЕНИЕ.
Запись в тетрадь одной из “мудрых мыслей”.
Горжусь, что, имея подобную мать, ни о чем и ни о ком у меня мысль так не светла, воспоминание так не свято, как о ней. (И.А. Гончаров).
- Какая синтаксическая конструкция использована: простая или сложная?
- Какие темы вспомнили, работая над пунктуацией?
- Прочитайте предложение, объясняя постановку знаков препинания.
II. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ.
Учитель: Это предложение нужно было нам не только для того, чтобы проверить ваши знания по пунктуации, но и для того, чтобы открыть новую тему - “Обособление”. Она - самая трудная в пунктуации, и нам придется приложить много усилий, настойчивости, трудолюбия, чтобы усвоить ее.
Поэтому все уроки будут объединены таким названием: “Да святится имя Твое!”.
И не случайно, потому что все трудности в жизни помогает вам преодолевать самый дорогой человек – ваша мама.
Об этом и о многом другом мы будем узнавать, читать, рассказывать на каждом уроке.
Новую тему начнем с прекрасных слов М. Горького. (читается и записывается эпиграф).
III. МОТИВАЦИЯ.
РАБОТА СО ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВА “МАТЬ”. УЭ – 1
Учебная задача: раскрытие лексического значения слова.
1 ученик.
В “Толковом словаре” С.И.Ожегова читаю:
Мать – это женщина по отношению к своим детям. Родная мать. Многодетная мать. Мать семейства.
Есть у этого слова и другие значения. Загляните, пожалуйста, в этот справочник и познакомьтесь с ними. А я сейчас хочу сказать о другом.
Судьба подарила каждому из нас прекрасную мать. Она – единственный человек на свете, который может пожалеть, утешить, понять, простить, помочь.
А мы, уходя в школу, забываем ее даже поцеловать. Торопимся, как всегда, к друзьям, на дискотеку. Маме же отдаем лишь считанные минуты, и нам всегда не хватает добрых слов, которые ждет она. Издержки прогресса, несомненно, сказываются на нас. Но все ли мы сами сделали, много ли приложили усилий, чтобы достичь желаемой гармонии.
О маме, о нашем отношении к ней мы будем говорить на этих уроках. И на первом из них дадим слово самой Маме.
2 ученик.
Людмила Татьяничева
Мне говорят, что слишком много
Любви я детям отдаю,
Что материнская тревога
До срока старит жизнь мою.
Ну, что смогу я им ответить –
Сердцам,
Бесстрастным, как броня?
Любовь, мной отданная детям,
Сильнее делает меня.
В ней все – и радость, и терпенье,
И те, шальные, соловьи…
За это чистое горенье
Спасибо вам, сыны мои!
Стихи раздаются каждому ученику.
Учитель: Прочитайте еще раз стихотворение, определите главную мысль его. (сила материнской любви).
Вывод учителя: Все знаки мотивированы, а значит, вы непроизвольно включились в усвоение новой темы.
Но чтобы лучше понять ее, поработаем со справочниками, учебником, проявим самостоятельность, наблюдательность, творчество.
IV. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Учитель: Загляните в словарь, и вы прочитаете:
ОБОСОБИТЬ.
ОБОСОБЛЕННЫЙ.
Стоящий особняком, отдельный.(Запись понятия в словари-справочники).
Учитель: Опираясь на толкования, попробуйте дать определение понятия “обособление”.
(Выслушиваются ответы учащихся).
V. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. УЭ – 2
Учитель: Прочитайте, что такое обособление в учебнике & 32.
Презентация групп и групповая работа. (4 групп по 6 учеников).
Учебная задача: составить мини-проект по теоретическому материалу & 32. (в виде схемы или таблицы – по выбору)
1 группа (высокий уровень). Блок материала: понятие об обособлении и делении обособленных членов предложения на группы.
2 группа (средний уровень). Блок материала: основные признаки обособленных второстепенных членов со значением добавочного сообщения.
3 группа (низкий уровень). Блок материала: графическая схема, показывающая интонацию предложений с обособленными и необособленными членами. Привести примеры.
Защита проектов.
Акцентируется внимание, что интонация играет важную роль при обособлении членов предложения.
Проговаривание материала 1-2 учащимися.
VI. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. УЭ – 3
Учебная задача: по данным схемам научиться составлять предложения со всеми видами обособленных членов. Составить по 3 предложения, включив слова о матери.
(Схемы для групп на карточках).
УЭ – 4
Учебная задача: систематизировать имеющиеся знания детей о причастных, деепричастных оборотах, уточняющих членах предложения.
Учитель: Даная работа показала, что часть материала об обособлении определений, обстоятельств вам уже знакома давно. Вы просто не знали термин “обособление”.
- Найдите обособление данного рода в стихотворении Людмилы Татьяничевой.
- Вспомните материал об обособлении определений, то есть причастных оборотов.
- Обстоятельств, то есть деепричастных оборотов.
Комментирование предложений.
Работа в “парах”: I вариант - упражн. 240 - 1-3 пр-я.
II вариант – упражн. 240 - 2-4 пр-я.
VII. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО НА УРОКЕ. КОНТРОЛЬ.
(Индивидуальная работа)
I вариант - упражн. 242 - 4 пр-я.
II вариант – упражн. 243 - 4 пр-я.
Конструирование предложений. Взаимоконтроль. Оценка.
VIII. РУБРИКА “ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ…”. УЭ – 5
Учебная задача: найти обособленные члены предложения в предложенных текстах.
Учитель: Обособленные члены предложения свойственны прежде всего книжной речи. Они очень широко применяются в художественной литературе, что помогает писателю, поэту в экономной форме подробно живописать предмет. Помните у А.С. Пушкина:
ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО. ОНА,
ЧЕРНОЙ ЗАВИСТИ ПОЛНА,
БРОСИВ ЗЕРКАЛЬЦЕ ПОД ЛАВКУ,
ПОЗВАЛА К СЕБЕ ЧЕРНАВКУ.
И ЗАКАЗЫВАЛА ЕЙ,
СЕННОЙ ДЕВУШКЕ СВОЕЙ,
ВЕСТЬ ЦАРЕВНУ В ГЛУШЬ ЛЕСНУЮ…
Другой пример М. Горький в повести “Детство” описывает бабушку (Текст воспроизводится через проектор. Знаки препинания не расставлены при обособлении).
“КОГДА ОНА УЛЫБАЛАСЬ, ЕЕ ТЕМНЫЕ, КАК ВИШНИ, ЗРАЧКИ РАСШИРЯЛИСЬ, ВСПЫХИВАЯ НЕВЫРАЗИМО ПРИЯТНЫМ СВЕТОМ, УЛЫБКА ВЕСЕЛО ОБНАЖАЛА БЕЛЫЕ, КРЕПКИЕ ЗУБЫ, И, НЕСМОТРЯ НА МНОЖЕСТВО МОРЩИН В ТЕМНОЙ КОЖЕ ЩЕК, ВСЕ ЛИЦО КАЗАЛОСЬ МОЛОДЫМ И СВЕТЛЫМ… ДО НЕЕ КАК БУДТО СПАЛ Я, СПРЯТАННЫЙ В ТЕМНОТЕ, НО ЯВИЛАСЬ ОНА, РАЗБУДИЛА, ВЫВЕЛА НА СВЕТ, СВЯЗАЛА ВСЕ ВОКРУГ МЕНЯ В НЕПРЕРЫВНУЮ НИТЬ, СПЛЕЛА ВСЕ В РАЗНОЦВЕТНОЕ КРУЖЕВО И СРАЗУ СТАЛА НА ВСЮ ЖИЗНЬ ДРУГОМ, САМЫМ БЛИЗКИМ СЕРДЦУ МОЕМУ, САМЫМ ПОНЯТНЫМ И ДОРОГИМ ЧЕЛОВЕКОМ…”
“СКАЗКИ ОНА СКАЗЫВАЕТ ТИХО, ТАИНСТВЕННО, НАКЛОНЯЯСЬ К МОЕМУ ЛИЦУ, ЗАГЛЯДЫВАЯ В ГЛАЗА МОИ РАСШИРЕННЫМИ ЗРАЧКАМИ, ТОЧНО ВЛИВАЯ В СЕРДЦЕ МОЕ СИЛУ, ПРИПОДНИМАЮЩУЮ МЕНЯ. ГОВОРИТ, ТОЧНО ПОЕТ, И ЧЕМ ДАЛЬШЕ, ТЕМ СКЛАДНЕЙ ЗВУЧАТ СЛОВА. СЛУШАТЬ ЕЕ НЕВЫРАЗИМО ПРИЯТНО”.
(Выслушиваются представители групп с ответами).
Учитель: автор употребляет обособленные второстепенные члены один за другим, подчеркивая главную мысль – бабушка для Алеши была самым чудесным человеком. Это она разбудила его, спрятанного в темноте. Для него стала другом, самым близким сердцу, самым понятным и дорогим человеком.
Данные отрывки из произведений – свидетельство и таких жизненных фактов: иногда, так случается, родную маму заменяет чужая женщина, злая или добрая, иногда – бабушка, если мама уходит рано в мир иной. Помните об этом и берегите своих матерей.
IX. ВЫСТАВЛЕНИЕ МОТИВИРОВАННЫХ ОЦЕНОК. УЭ – 6
Учебная задача: Вызвать интерес и стремление к учебе.
X. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. УЭ – 7
Учебная задача: осмыслить полученные знания на уроке об обособленных членах предложения и закрепить на практике.
Разноуровневое домашнее задание:
I группа: составить проект “Обособление определений и приложений” к & 33.
(Приложение № 1. Проект работы, предложенный учащимися 1 группы).
II группа: составить по образцу текст для диктовки с обособленными определениями и приложениями. (& 33).
(Приложение № 2. Примерная работа 2 группы).
III группа: практика – упр. 244.
Индивидуальные: дополнительные задания к упражнениям 240, 242, 243.