Открытый урок по русскому языку в 6-м классе по теме "Гласные в приставках -при- и -пре-"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • знать о зависимости написания гласных в приставках пре- и при- от их лексического значения, уметь определять лексическое значение приставки при- со значением “приближения”;
  • повторить изученные орфограммы;
  • уметь правильно применять правила;
  • формирование орфографической зоркости;
  • воспитание бережного отношения к книге и любви к чтению;
  • воспитание гуманности учащихся;
  • воспитание патриотизма на примере земляка, Героя Советского Союза Савельева Фёдора Петровича.

Оборудование: выставка книг, таблицы, стенд “Вечная слава героям!”, портрет Савельева Ф.П., плакат с предложениями, ТСО - компьютер.

Оформление доски:

  • Испокон века книга растит человека. Пословица
  • Век живи – век учись. Пословица

Ход урока

Устная синтаксическая пятиминутка (назвать грамматические основы предложений)

Наш земляк – Герой Советского Союза Федор Петрович Савельев.

Савельев родился в селе Слобода Петропавловская Чистопольского района (ныне Новошешминского).

Учитель: Ребята, обратите внимание на стенд “Вечная слава героям”! Наше село богато ветеранами, среди них есть Герой Советского Союза Савельев Федор Петрович. Капитан, командир батареи, русский, член КПСС, родился в 1917 году в слободе Петропавловской Новошешминского района ТАССР. Учился в неполной средней школе. В 1935 году окончил Чистопольский Рабфак и в этом же году поступил в Казанский Государственный университет имени В.И. Ленина. В 1940 году окончил его и работал в г. Казани. На фронте находился с 1941 года. Звание героя Советского Союза присвоено 24 марта 1945 года. После окончания войны окончил Московскую военную академию. Умер в 1973 году.

Проверка домашнего задания:

Проверка “таланта на прочность” (учащиеся дома сочиняли стихотворения). Ваши работы оценит жюри, в подарок получите книгу от библиотекаря.

Входит ученик Шпаде Сергей: “Извините, я задержался в библиотеке на совещании. Дело в том, что ученики 6 класса редко посещают библиотеку. А сейчас такое вам задание”:

Работа в тетрадях.

Игра “Составь предложение”.

Из предложения: Число два. – Берем существительное.

Как называют любителя книг? (книголюб)

Из предложения: Мы ходим в библиотеку постоянно. – берем наречие.

Из предложения: В библиотеке растет красивый цветок. – берем сказуемое.

Вопрос – Что получилось? (Число книголюбов постоянно растет)

Учитель: - Я рада, что вы справились с этим заданием. Это говорит о том, что вы частые гости библиотеки. Не зря гласит пословица “Испокон века книга растит человека”. (Чтение эпиграфа к уроку)

Работа у доски.

Синтаксический разбор этого предложения у доски.

Учитель: Сегодня к нам в гости пришел “дядюшка” компьютер.

Работа с компьютерной программой “Фраза” (первая группа)

(неожиданный стук в окно. За окном появляется Дед Мороз и вручает письмо с тестами.)

Тестирование.

1) Найдите среди данных слов заимствованные.

  1. весна.
  2. Полотер.
  3. Праздник.
  4. Акварель.
  5. Земля.

2) Укажите существительные, у которых в окончании пишется – и

  1. к станц…
  2. на топол…
  3. о елк…
  4. по дорог…
  5. в гербарии…

3) Найдите существительное с суффиксом – щик

  1. перебеж…ик
  2. груз…ик
  3. рез…ик
  4. рассказ…ик
  5. фасов…ик

4) Укажите слово, в корне которого пишется о.

  1. р…стение
  2. к…сание
  3. распол…гаться
  4. разг…реться
  5. отр…сль

5) Найдите разносклоняемое существительное.

  1. санаторий
  2. галерея
  3. пламя
  4. аллея
  5. история

Работы оценивают жюри.

Новый материал.

1. Читаем предложения, записанные на доске.

А) Дубровский со своим кучером поймал из них двоих и привел их связанных к себе во двор.

Б) Пришли они в город. Привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки.

Учитель: - Откуда эти строки? Почему слова выделены?

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Работа в тетради.

Число, классная работа.

Тема: гласные в приставках пре- и при-.

Выписать выделенные слова: привел, пришли, привели.

Учитель: - В приставках в безударном положении гласные произносятся одинаково. Среди этих приставок есть такие, написание которых зависит от значения в слове.

Как вы думаете, какое значение придает этим словам приставка при-? Верно, приближение.

4. Добавьте слова, обозначающие приближения:

Человека, самолета, лодки;

К станции поезда, к поверхности Земли;

Зайца, черепахи.

Учитель: Запишем эти слова у доски и в тетради в столбик, выделим в них приставки.

5. А сейчас Сергеев Д. сделает вывод о значении приставки при- (приближение к чему-либо).

Прибыл ли поезд,
Приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из Вселенной –
В словах придет, прилетит, приплывет
Пишется при- несомненно.

Учитель: - Выпишите слова с приставкой при- из этого четверостишия. Какое значение?

Физминутка.

Мы ногами топ, топ,
Мы руками хлоп, хлоп,
Мы глазами миг, миг,
Мы плечами чик, чик,
Раз - сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя,
Раз – присели, два привстали,
Руки кверху все подняли.
Раз, два, раз, два,
Заниматься нам пора.

Работа с учебником § 32 стр. 65.

Учитель: - Ребята, прежде чем открыть книгу, подумайте, как вы часто относитесь к ней? Всегда ли она у вас содержится в порядке? Берегите книгу – это ключ к знаниям!

- Рассмотрите таблицу, от каких условий зависит выбор буквы е или и в данных приставках?

- Какие значения приставки при- ?

- Наша цель сегодня научиться определять лексическое значение приставки при- со значением “приближения”.

Словарно-орфографическая работа.

Учитель: - Сейчас Соловьева Оля прочитает нам стихотворение о приставке пре-

В прекрасном замке на горе
Жила-была приставка пре-
Особа преотважная,
Важная - преважная.
Гордая – прегордая,
Добрая – предобрая.
Ее считали очень мудрой,
И называли все премудрой.
Был у нее прелестный пудель.

Прехрабрый пес по кличке Дудель
Он преспокойно спал у двери,
Когда вошла приставка пере-.
Она сказала: “На заре
Я уезжаю. Друг мой, пре-
Меня не будет два-три дня,
Ты поработай за меня.
Позаменяй меня прошу.
Спокойной ночи. Я спешу”.
А. Каютина

Слуховой диктант (выписать слова с приставкой пре-)

Объяснить лексическое значение прекрасная, премудрая, предобрая, прегордая.

Работа со словарем.

Запись слов в словарь, в раздел “Говори правильно”.

  • Прибыл
  • Прибыть
  • Прибыла

Прийти

Учитель: - Составить с данными словами предложения.

Домашнее задание. § 32 , таблица на стр. 65

  • первое слово для игры “Составь слово” - первая группа
  • упр. 154 (первый столбик) – вторая группа
  • “По следам ошибок” (мои ошибки) – третья группа

Учитель: - Ну, а сейчас самый важный этап урока (слово жюри – подведение итогов)

- Благодарим за работу жюри.

Комментированное выставление оценок. (дети сами ставят оценку себе и своему соседу по парте)

Итог урока

- Свои знания мы пополняем ежеурочно, ежедневно, ежегодно, не зря гласит пословица “Век живи – век учись” (обращение к записи на доске).

- Как вы думаете, удался ли наш урок сегодня?

- О чем мы сегодня говорили на уроке?