Цели:
- знать о зависимости написания гласных в приставках пре- и при- от их лексического значения, уметь определять лексическое значение приставки при- со значением “приближения”;
- повторить изученные орфограммы;
- уметь правильно применять правила;
- формирование орфографической зоркости;
- воспитание бережного отношения к книге и любви к чтению;
- воспитание гуманности учащихся;
- воспитание патриотизма на примере земляка, Героя Советского Союза Савельева Фёдора Петровича.
Оборудование: выставка книг, таблицы, стенд “Вечная слава героям!”, портрет Савельева Ф.П., плакат с предложениями, ТСО - компьютер.
Оформление доски:
- Испокон века книга растит человека. Пословица
- Век живи – век учись. Пословица
Ход урока
Устная синтаксическая пятиминутка (назвать грамматические основы предложений)
Наш земляк – Герой Советского Союза Федор Петрович Савельев.
Савельев родился в селе Слобода Петропавловская Чистопольского района (ныне Новошешминского).
Учитель: Ребята, обратите внимание на стенд “Вечная слава героям”! Наше село богато ветеранами, среди них есть Герой Советского Союза Савельев Федор Петрович. Капитан, командир батареи, русский, член КПСС, родился в 1917 году в слободе Петропавловской Новошешминского района ТАССР. Учился в неполной средней школе. В 1935 году окончил Чистопольский Рабфак и в этом же году поступил в Казанский Государственный университет имени В.И. Ленина. В 1940 году окончил его и работал в г. Казани. На фронте находился с 1941 года. Звание героя Советского Союза присвоено 24 марта 1945 года. После окончания войны окончил Московскую военную академию. Умер в 1973 году.
Проверка домашнего задания:
Проверка “таланта на прочность” (учащиеся дома сочиняли стихотворения). Ваши работы оценит жюри, в подарок получите книгу от библиотекаря.
Входит ученик Шпаде Сергей: “Извините, я задержался в библиотеке на совещании. Дело в том, что ученики 6 класса редко посещают библиотеку. А сейчас такое вам задание”:
Работа в тетрадях.
Игра “Составь предложение”.
Из предложения: Число два. – Берем существительное.
Как называют любителя книг? (книголюб)
Из предложения: Мы ходим в библиотеку постоянно. – берем наречие.
Из предложения: В библиотеке растет красивый цветок. – берем сказуемое.
Вопрос – Что получилось? (Число книголюбов постоянно растет)
Учитель: - Я рада, что вы справились с этим заданием. Это говорит о том, что вы частые гости библиотеки. Не зря гласит пословица “Испокон века книга растит человека”. (Чтение эпиграфа к уроку)
Работа у доски.
Синтаксический разбор этого предложения у доски.
Учитель: Сегодня к нам в гости пришел “дядюшка” компьютер.
Работа с компьютерной программой “Фраза” (первая группа)
(неожиданный стук в окно. За окном появляется Дед Мороз и вручает письмо с тестами.)
Тестирование.
1) Найдите среди данных слов заимствованные.
- весна.
- Полотер.
- Праздник.
- Акварель.
- Земля.
2) Укажите существительные, у которых в окончании пишется – и
- к станц…
- на топол…
- о елк…
- по дорог…
- в гербарии…
3) Найдите существительное с суффиксом – щик
- перебеж…ик
- груз…ик
- рез…ик
- рассказ…ик
- фасов…ик
4) Укажите слово, в корне которого пишется о.
- р…стение
- к…сание
- распол…гаться
- разг…реться
- отр…сль
5) Найдите разносклоняемое существительное.
- санаторий
- галерея
- пламя
- аллея
- история
Работы оценивают жюри.
Новый материал.
1. Читаем предложения, записанные на доске.
А) Дубровский со своим кучером поймал из них двоих и привел их связанных к себе во двор.
Б) Пришли они в город. Привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки.
Учитель: - Откуда эти строки? Почему слова выделены?
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Работа в тетради.
Число, классная работа.
Тема: гласные в приставках пре- и при-.
Выписать выделенные слова: привел, пришли, привели.
Учитель: - В приставках в безударном положении гласные произносятся одинаково. Среди этих приставок есть такие, написание которых зависит от значения в слове.
Как вы думаете, какое значение придает этим словам приставка при-? Верно, приближение.
4. Добавьте слова, обозначающие приближения:
Человека, самолета, лодки;
К станции поезда, к поверхности Земли;
Зайца, черепахи.
Учитель: Запишем эти слова у доски и в тетради в столбик, выделим в них приставки.
5. А сейчас Сергеев Д. сделает вывод о значении приставки при- (приближение к чему-либо).
Прибыл ли поезд,
Приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из Вселенной –
В словах придет, прилетит, приплывет
Пишется при- несомненно.
Учитель: - Выпишите слова с приставкой при- из этого четверостишия. Какое значение?
Физминутка.
Мы ногами топ, топ,
Мы руками хлоп, хлоп,
Мы глазами миг, миг,
Мы плечами чик, чик,
Раз - сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя,
Раз – присели, два привстали,
Руки кверху все подняли.
Раз, два, раз, два,
Заниматься нам пора.
Работа с учебником § 32 стр. 65.
Учитель: - Ребята, прежде чем открыть книгу, подумайте, как вы часто относитесь к ней? Всегда ли она у вас содержится в порядке? Берегите книгу – это ключ к знаниям!
- Рассмотрите таблицу, от каких условий зависит выбор буквы е или и в данных приставках?
- Какие значения приставки при- ?
- Наша цель сегодня научиться определять лексическое значение приставки при- со значением “приближения”.
Словарно-орфографическая работа.
Учитель: - Сейчас Соловьева Оля прочитает нам стихотворение о приставке пре-
В прекрасном замке на горе
Жила-была приставка пре-
Особа преотважная,
Важная - преважная.
Гордая – прегордая,
Добрая – предобрая.
Ее считали очень мудрой,
И называли все премудрой.
Был у нее прелестный пудель.Прехрабрый пес по кличке Дудель
Он преспокойно спал у двери,
Когда вошла приставка пере-.
Она сказала: “На заре
Я уезжаю. Друг мой, пре-
Меня не будет два-три дня,
Ты поработай за меня.
Позаменяй меня прошу.
Спокойной ночи. Я спешу”.
А. Каютина
Слуховой диктант (выписать слова с приставкой пре-)
Объяснить лексическое значение прекрасная, премудрая, предобрая, прегордая.
Работа со словарем.
Запись слов в словарь, в раздел “Говори правильно”.
- Прибыл
- Прибыть
- Прибыла
Прийти
Учитель: - Составить с данными словами предложения.
Домашнее задание. § 32 , таблица на стр. 65
- первое слово для игры “Составь слово” - первая группа
- упр. 154 (первый столбик) – вторая группа
- “По следам ошибок” (мои ошибки) – третья группа
Учитель: - Ну, а сейчас самый важный этап урока (слово жюри – подведение итогов)
- Благодарим за работу жюри.
Комментированное выставление оценок. (дети сами ставят оценку себе и своему соседу по парте)
Итог урока
- Свои знания мы пополняем ежеурочно, ежедневно, ежегодно, не зря гласит пословица “Век живи – век учись” (обращение к записи на доске).
- Как вы думаете, удался ли наш урок сегодня?
- О чем мы сегодня говорили на уроке?