Цель: проверить знания обучающихся по теме “Бессоюзные сложные предложения”.
Задачи:
обучающая:
- закрепить умение различать бессоюзные сложные предложения с запятой, точкой с запятой, с двоеточием, с тире;
- совершенствовать пунктуационные навыки в сложных предложениях;
развивающая:
- развивать память;
- развивать логическое и абстрактное мышление;
- развивать внимание;
воспитательная:
- формировать интерес к предмету.
Тип урока: контрольный
Оборудование: компьютерные тесты, электронная презентация, карточки с результатами работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос:
- Какие предложения называются бессоюзными сложными?
- Какие знаки препинания используются в бессоюзных сложных предложениях?
- В каких случаях ставим точку? Точку с запятой? Двоеточие? Тире?
III. Проверочная работа.
Результаты записываются в индивидуальную карточку (Приложение 2).
1. Графический диктант.
Откройте лист “Графический диктант”. Цифрами обозначаются знаки препинания: 1 – запятая, 2 – точка с запятой, 3 – тире, 4 – двоеточие. Перед вами таблица. По вертикали обозначены номера предложений. Я буду читать предложения, а вы в ячейках напротив номера должны поставить ту цифру, которой соответствует знак препинания. (Приложение 3).
- Чичиков посмотрел: рукав новешенького фрака был весь испорчен.
- Бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето.
- Герой сел в экипаж – бричка выехала из ворот гостиницы.
- Кучеру Селифану отдано было приказание поутру заложить лошадей в бричку, Петрушке было приказано оставаться дома...
- Это называл он: потерпеть на службе за правду.
Посмотрите на экран: вот как должны выглядеть диаграмма. Каждый неверный ответ – минус 1 балл от 5. Запишите результат в свою карточку.
2. Тестовые задания по вариантам (2 варианта по 10 вопросов).
Результат вашей работы вы можете узнать, открыв лист “Результаты теста”. Занесите отметку в свою карточку.
Вариант 1.
Если в предложении верно расставлены знаки препинания, то в соседнюю ячейку введите цифру 1; если неверно расставлены знаки препинания, то введите цифру 0.
1 |
Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников (П.). |
2 |
Метелица был уже совсем близко от костра - вдруг конское ржание раздалось во тьме (Фад.). |
3 |
Шинель имела какое-то странное устройство; воротник уменьшался ее с каждым годом все более и более, ибо служил на подтачивание других частей. |
4 |
Я вошел в хату - две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю ее мебель (Л.). |
5 |
Обломов очнулся: перед ним наяву, не в галлюцинации, стоял настоящий, действительный Штольц (Гонч.). |
6 |
В доме мало-помалу нарушалась тишина: в одном углу где-то скрипнула дверь, послышались по двору чьи-то шаги, на сеновале кто-то чихнул (Гонч.). |
7 |
Опрометью поскакали мы на выстрел, смотрим: на валу солдаты собрались в кучу, а там летит стремглав всадник и держит что-то белое на седле (Л.). |
8 |
Как все московские ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами (Гр.). |
9 |
Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно было темно и старо; многие крыши сквозили (Г.). |
10 |
…А побьет он меня - выходите за святую правду-матушку (Л.). |
Вариант 2.
Если в предложении необходимо поставить тире, то в соседнюю ячейку введите цифру 1; если тире не ставится, то введите цифру 0.
1 |
Бросился к лестнице густые облака дыма поднимались навстречу мне (М.Г.). |
2 |
Пощадишь врага погубишь общее дело и себя (Посл.). |
3 |
Под навесом крытого тока тарахтит веялка а издали прислушиваешься ни дать ни взять плывет по озеру моторная лодка (Алт.). |
4 |
Андрей Гаврилович не возвращался в Покровское Кирила Петрович без него скучал (П.). |
5 |
В ясную погоду муравьи собираются и закрываются в муравейнике быть дождю. |
6 |
Перед дождем пониже к земле опускаются насекомые в погоне за пищей низко над землею летают ласточки. |
7 |
Хищнику разинувшему было пасть чтобы проглотить меч-рыбу или фугака приходится ретироваться шар усаженный шипами в его глотку не пройдет. |
8 |
Но вот ветер слегка шевельнулся клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь задымившийся пар…(Т.). |
9 |
Яков открыл свое лицо оно было бледно как у мертвого (Т.). |
10 |
Вдруг мужики с топорами явились лес зазвенел застонал затрещал. |
3. “Афоризмы”. Определите значения частей бессоюзных сложных предложений, расставьте знаки препинания.
Каждый неверный ответ – минус 1 балл от 5. Запишите результат в свою карточку.
|
|
|
|
|
4. Дополнительное задание (по желанию)
Зависит ли постановка знаков препинания в бессоюзном сложном предложении от расположения простых предложений в составе бессоюзного сложного? Ответ обоснуйте, приведите примеры.
IV. Подведение итогов
.Сдать карточки с баллами. Сохранить изменения в листе Excel.