Проверочная работа по теме "Бессоюзные сложные предложения"

Разделы: Русский язык, Информатика


Цель: проверить знания обучающихся по теме “Бессоюзные сложные предложения”.

Задачи:

обучающая:

  • закрепить умение различать бессоюзные сложные предложения с запятой, точкой с запятой, с двоеточием, с тире;
  • совершенствовать пунктуационные навыки в сложных предложениях;

развивающая:

  • развивать память;
  • развивать логическое и абстрактное мышление;
  • развивать внимание;

воспитательная:

  • формировать интерес к предмету.

Тип урока: контрольный

Оборудование: компьютерные тесты, электронная презентация, карточки с результатами работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос:

  • Какие предложения называются бессоюзными сложными?
  • Какие знаки препинания используются в бессоюзных сложных предложениях?
  • В каких случаях ставим точку? Точку с запятой? Двоеточие? Тире?

Приложение 1.

III. Проверочная работа.

Результаты записываются в индивидуальную карточку (Приложение 2).

1. Графический диктант.

Откройте лист “Графический диктант”. Цифрами обозначаются знаки препинания: 1 – запятая, 2 – точка с запятой, 3 – тире, 4 – двоеточие. Перед вами таблица. По вертикали обозначены номера предложений. Я буду читать предложения, а вы в ячейках напротив номера должны поставить ту цифру, которой соответствует знак препинания. (Приложение 3).

  1. Чичиков посмотрел: рукав новешенького фрака был весь испорчен.
  2. Бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето.
  3. Герой сел в экипаж – бричка выехала из ворот гостиницы.
  4. Кучеру Селифану отдано было приказание поутру заложить лошадей в бричку, Петрушке было приказано оставаться дома...
  5. Это называл он: потерпеть на службе за правду.

Посмотрите на экран: вот как должны выглядеть диаграмма. Каждый неверный ответ – минус 1 балл от 5. Запишите результат в свою карточку.

2. Тестовые задания по вариантам (2 варианта по 10 вопросов).

Результат вашей работы вы можете узнать, открыв лист “Результаты теста”. Занесите отметку в свою карточку.

Вариант 1.

Если в предложении верно расставлены знаки препинания, то в соседнюю ячейку введите цифру 1; если неверно расставлены знаки препинания, то введите цифру 0.

1

Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников (П.).

2

Метелица был уже совсем близко от костра - вдруг конское ржание раздалось во тьме (Фад.).

3

Шинель имела какое-то странное устройство; воротник уменьшался ее с каждым годом все более и более, ибо служил на подтачивание других частей.

4

Я вошел в хату - две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю ее мебель (Л.).

5

Обломов очнулся: перед ним наяву, не в галлюцинации, стоял настоящий, действительный Штольц (Гонч.).

6

В доме мало-помалу нарушалась тишина: в одном углу где-то скрипнула дверь, послышались по двору чьи-то шаги, на сеновале кто-то чихнул (Гонч.).

7

Опрометью поскакали мы на выстрел, смотрим: на валу солдаты собрались в кучу, а там летит стремглав всадник и держит что-то белое на седле (Л.).

8

Как все московские ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами (Гр.).

9

Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно было темно и старо; многие крыши сквозили (Г.).

10

…А побьет он меня - выходите за святую правду-матушку (Л.).

Вариант 2.

Если в предложении необходимо поставить тире, то в соседнюю ячейку введите цифру 1; если тире не ставится, то введите цифру 0.

1

Бросился к лестнице густые облака дыма поднимались навстречу мне (М.Г.).

2

Пощадишь врага погубишь общее дело и себя (Посл.).

3

Под навесом крытого тока тарахтит веялка а издали прислушиваешься ни дать ни взять плывет по озеру моторная лодка (Алт.).

4

Андрей Гаврилович не возвращался в Покровское Кирила Петрович без него скучал (П.).

5

В ясную погоду муравьи собираются и закрываются в муравейнике быть дождю.

6

Перед дождем пониже к земле опускаются насекомые в погоне за пищей низко над землею летают ласточки.

7

Хищнику разинувшему было пасть чтобы проглотить меч-рыбу или фугака приходится ретироваться шар усаженный шипами в его глотку не пройдет.

8

Но вот ветер слегка шевельнулся клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь задымившийся пар…(Т.).

9

Яков открыл свое лицо оно было бледно как у мертвого (Т.).

10

Вдруг мужики с топорами явились лес зазвенел застонал затрещал.

3. “Афоризмы”. Определите значения частей бессоюзных сложных предложений, расставьте знаки препинания.

Каждый неверный ответ – минус 1 балл от 5. Запишите результат в свою карточку.

  • Умный водит - неученый следом ходит.
  • Я знаю: я ничего не знаю. (Цицерон)
  • Дивишься драгоценности нашего языка:…все зернисто,крупно, как сам жемчуг…(Н.Гоголь)
  • Язык - самое опасное оружие: рана от меча легче залечивается, чем рана от слова. (П.Кальдерон)
  • Скажет слово - соловей запоет.

4. Дополнительное задание (по желанию)

Зависит ли постановка знаков препинания в бессоюзном сложном предложении от расположения простых предложений в составе бессоюзного сложного? Ответ обоснуйте, приведите примеры.

IV. Подведение итогов.

Сдать карточки с баллами. Сохранить изменения в листе Excel.

V. Домашнее задание: параграф 17, упр. 240, подготовиться к изложению.