Разработка урока по русскому языку на тему "Сложные предложения с различными видами связи" (9-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о сложных предложениях с различными видами связи, на основе материала о жизни и деятельности Д.И. Менделеева.

Задачи:

  1. Закрепить пунктуационные навыки.
  2. Отработать навыки синтаксического разбора.
  3. Повторить изученные орфограммы
  4. Развивать монологическую речь гимназистов.
  5. Ознакомить с фактами жизни и деятельности Д.И. Менделеева.

Оборудование:

  1. Портрет Д.И. Менделеева
  2. Мультимедийный проектор
  3. Карточки с заданиями
  4. Учебник “Русский язык для 9 кл.”/Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др.-М.:Просвещение, 2006.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент:

- Приветствие детей;

- Объявление темы, цели и задач урока.

Учитель: Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующий эпиграф:

Закон периодов нашёл
Наш русский химик Менделеев,
Чем, безусловно, превзошел
Он всех науки корифеев.
Своей системой показал
В различье элементов сходства.
И этим миру доказал науки русской превосходство!

С. Щипачев

Выразительное чтение эпиграфа учителем.

- Эпиграф посвящен великому русскому ученому Д.И.Менделееву, о личности которого пойдет речь на нашем уроке.

II. Словарно-орфографическая работа.

- Понятно ли вам значение слова КОРИФЕЙ? Перед вами на доске выписана словарная статья, раскрывающая лексическое значение этого слова:

Корифей, – я, м. (лат.koryphaios – вождь, предводитель). Выдающийся деятель в какой-либо области (науке, искусстве, литературе).

-Составьте и запишите предложение с этим словом по данной схеме:

[…..], и [..], (потому что…)

- “Аукцион орфограмм”. Выпишите и объясните графически орфограммы в эпиграфе.

- “Синтаксическая пятиминутка”. Составьте схему сложного предложения эпиграфа. (Один ученик работает на “скрытой” части доски, остальные в тетрадях)

III. Воспроизведение опорных знаний (методика “полетного” повторения)

1.Сложными называются предложения...
2. Простые предложения в составе сложного объединяются...
3. ССП – это такие предложения, в которых...
4. СПП – это предложения...
5. БСП – это такие предложения... 6. Предложения, включающие в себя разные виды сложных предложений – это…

IV. Этап проверки понимания учащимися изученного материала.

Анализ текста (текст спроецирован на доску)

Дмитрий Иванович Менделеев родился в 1834 году в г. Тобольске, был он семнадцатым ребёнком в семье директора гимназии Ивана Павловича Менделеева4. Учёба Дмитрию давалась нелегко, и уже на первом курсе Педагогического института он умудрился по всем предметам, кроме математики, получить неудовлетворительные оценки4. Да и по математике он имел всего лишь “ удовлетворительно”… Но на старших курсах дело пошло по-другому: среднегодовой балл Менделеева был равен 4.5 при единственной тройке – по Закону Божьему. Дмитрий Иванович окончил институт в 1855 году с золотой медалью, и ему вручили диплом старшего учителя. Менделеев впервые в истории естествознания привел систему химических элементов, которая оказала основополагающее влияние на дальнейшее развитие химических исследований4. Менделеев разместил элементы в порядке возрастания их атомных масс, таким образом, создал периодическую систему химических элементов. Когда Менделеев открыл периодический закон, он не только построил Периодическую систему элементов, но и всей своей работой по систематизации элементов способствовал устранению пробелов в таблице и улучшению её.

1. Какова тема текста, его основная мысль?
2. Определите стиль и тип речи текста.
3. Какие виды сложных предложений встречаются в тексте?
4. Составьте схемы этих предложений.
5. Выполните синтаксический и пунктуационный разборы предложений:

I вариант 1-го предложения

II вариант 2-го предложения

III вариант 6-го предложения

V. Этап закрепления материала. Тренировочные упражнения (отрабатываем синтаксические и пунктуационные навыки)

Учитель: Составьте из данных простых предложений: сложносочиненное предложение, сложноподчиненное, бессоюзное. (1 – с союзом и, 2 –потому что)

Особое значение Менделеев придавал подготовке учителей и профессоров.

Сам учёный был талантливым лектором и воспитателем научной смены.

VI. Этап проверки и контроля знаний.(тестовое задание)

Учитель: А теперь проверим вашу практическую грамотность – расставьте пропущенные знаки препинания в тексте. После выполнения задания несколько учеников сдадут работу на проверку (Задание на карточках, для проверки текст проецируется на доску со знаками препинания).

Будущий учёный уже в юности близко ознакомился с производственными процессами – и это – по всей вероятности – было одной из причин его интереса к химической технологии. Хотя мать Менделеева очень любила Сибирь – она решила послать сына учиться в Москву  – где жил её брат. Однако по формальным причинам Менделеев не смог поступить в Московский университет – потому что по существовавшим тогда правилам   – окончившие курс гимназии принимались только в университеты своего учебного округа. Тобольская гимназия принадлежала к Казанскому учебному округу _а ехать в Казань семья Менделеевых не хотела  – так как там у них не было ни родных – ни знакомых. Менделеевы отправились в Петербург –  где Д.И. Менделеев пытался поступить в Медико-хирургическую академию. Однако анатомия оказалась не под силу впечатлительному юноше  – и Д.И. Менделееву пришлось сменить медицину на педагогику. В 1850году его имя появилось в списке студентов физико-математического факультета Главного педагогического института  – который стал для юноши родным домом.

VII. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Учитель: Итак, наш урок подошел к концу. Поделитесь впечатлениями о нем, продолжив предложение “Сегодня на уроке я…”

VIII. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учитель: Вы, конечно же, обратили внимание, что все тексты, которые мы разбирали сегодня на уроке, о великом ученом Д.И. Менделееве. Попробуем и мы написать сочинение-миниатюру, посвященное его жизни и творчеству, используя сложные предложения с различными видами связи