Цель:
Обобщить и систематизировать знания учащихся о сложных предложениях с различными видами связи, на основе материала о жизни и деятельности Д.И. Менделеева.Задачи:
- Закрепить пунктуационные навыки.
- Отработать навыки синтаксического разбора.
- Повторить изученные орфограммы
- Развивать монологическую речь гимназистов.
- Ознакомить с фактами жизни и деятельности Д.И. Менделеева.
Оборудование:
- Портрет Д.И. Менделеева
- Мультимедийный проектор
- Карточки с заданиями
- Учебник “Русский язык для 9 кл.”/Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др.-М.:Просвещение, 2006.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент:
- Приветствие детей;
- Объявление темы, цели и задач урока.
Учитель: Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующий эпиграф:
Закон периодов нашёл
Наш русский химик Менделеев,
Чем, безусловно, превзошел
Он всех науки корифеев.
Своей системой показал
В различье элементов сходства.
И этим миру доказал науки русской превосходство!С. Щипачев
Выразительное чтение эпиграфа учителем.
- Эпиграф посвящен великому русскому ученому Д.И.Менделееву, о личности которого пойдет речь на нашем уроке.
II. Словарно-орфографическая работа.
- Понятно ли вам значение слова КОРИФЕЙ? Перед вами на доске выписана словарная статья, раскрывающая лексическое значение этого слова:
Корифей, – я, м. (лат.koryphaios – вождь, предводитель). Выдающийся деятель в какой-либо области (науке, искусстве, литературе).
-Составьте и запишите предложение с этим словом по данной схеме:
[…..], и [..], (потому что…)
- “Аукцион орфограмм”. Выпишите и объясните графически орфограммы в эпиграфе.
- “Синтаксическая пятиминутка”. Составьте схему сложного предложения эпиграфа. (Один ученик работает на “скрытой” части доски, остальные в тетрадях)
III. Воспроизведение опорных знаний (методика “полетного” повторения)
1.Сложными называются предложения...
2. Простые предложения в составе сложного объединяются...
3. ССП – это такие предложения, в которых...
4. СПП – это предложения...
5. БСП – это такие предложения... 6. Предложения, включающие в себя разные виды сложных предложений – это…
IV. Этап проверки понимания учащимися изученного материала.
Анализ текста (текст спроецирован на доску)
Дмитрий Иванович Менделеев родился в 1834 году в г. Тобольске, был он семнадцатым ребёнком в семье директора гимназии Ивана Павловича Менделеева4. Учёба Дмитрию давалась нелегко, и уже на первом курсе Педагогического института он умудрился по всем предметам, кроме математики, получить неудовлетворительные оценки4. Да и по математике он имел всего лишь “ удовлетворительно”… Но на старших курсах дело пошло по-другому: среднегодовой балл Менделеева был равен 4.5 при единственной тройке – по Закону Божьему. Дмитрий Иванович окончил институт в 1855 году с золотой медалью, и ему вручили диплом старшего учителя. Менделеев впервые в истории естествознания привел систему химических элементов, которая оказала основополагающее влияние на дальнейшее развитие химических исследований4. Менделеев разместил элементы в порядке возрастания их атомных масс, таким образом, создал периодическую систему химических элементов. Когда Менделеев открыл периодический закон, он не только построил Периодическую систему элементов, но и всей своей работой по систематизации элементов способствовал устранению пробелов в таблице и улучшению её.
1. Какова тема текста, его основная мысль?
2. Определите стиль и тип речи текста.
3. Какие виды сложных предложений встречаются в тексте?
4. Составьте схемы этих предложений.
5. Выполните синтаксический и пунктуационный разборы предложений:
I вариант 1-го предложения
II вариант 2-го предложения
III вариант 6-го предложения
V. Этап закрепления материала. Тренировочные упражнения (отрабатываем синтаксические и пунктуационные навыки)
Учитель: Составьте из данных простых предложений: сложносочиненное предложение, сложноподчиненное, бессоюзное. (1 – с союзом и, 2 –потому что)
Особое значение Менделеев придавал подготовке учителей и профессоров.
Сам учёный был талантливым лектором и воспитателем научной смены.
VI. Этап проверки и контроля знаний.(тестовое задание)
Учитель: А теперь проверим вашу практическую грамотность – расставьте пропущенные знаки препинания в тексте. После выполнения задания несколько учеников сдадут работу на проверку (Задание на карточках, для проверки текст проецируется на доску со знаками препинания).
Будущий учёный уже в юности близко ознакомился с производственными процессами – и это – по всей вероятности – было одной из причин его интереса к химической технологии. Хотя мать Менделеева очень любила Сибирь – она решила послать сына учиться в Москву – где жил её брат. Однако по формальным причинам Менделеев не смог поступить в Московский университет – потому что по существовавшим тогда правилам – окончившие курс гимназии принимались только в университеты своего учебного округа. Тобольская гимназия принадлежала к Казанскому учебному округу _а ехать в Казань семья Менделеевых не хотела – так как там у них не было ни родных – ни знакомых. Менделеевы отправились в Петербург – где Д.И. Менделеев пытался поступить в Медико-хирургическую академию. Однако анатомия оказалась не под силу впечатлительному юноше – и Д.И. Менделееву пришлось сменить медицину на педагогику. В 1850году его имя появилось в списке студентов физико-математического факультета Главного педагогического института – который стал для юноши родным домом. |
VII. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Учитель: Итак, наш урок подошел к концу. Поделитесь впечатлениями о нем, продолжив предложение “Сегодня на уроке я…”
VIII. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Учитель: Вы, конечно же, обратили внимание, что все тексты, которые мы разбирали сегодня на уроке, о великом ученом Д.И. Менделееве. Попробуем и мы написать сочинение-миниатюру, посвященное его жизни и творчеству, используя сложные предложения с различными видами связи