Цели урока:
обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте; выработка практического умения находить деепричастные обороты, ставить знаки препинания при них, воспитывать интерес к родному языку.
Работа по развитию речи:
составление связного рассказа на лингвистическую тему; расширение словарного запаса школьников за счет включения в речь деепричастий; конструирование предложений с деепричастными оборотами.
Повторение:
правописание не с деепричастиями и другими частями речи.
Оборудование урока:
раздаточный материал, перфокарты, иллюстрации по теме урока.
Методические приемы:
работа с текстом, задания по конструированию, работа по исправлению речевых недочетов, работа с разноуровневыми перфокартами, овладение способами познавательной и практической деятельности.
Ход урока1. Вступительное слово учителя
.Постановка цели и задач урока.
Мы изучили с вами на уроках новую часть речи. Что же знаем о деепричастии, что научились делать на наших уроках?
- В этом термине нам знакома вторая часть, а что же означает первая? Ее мы можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Обратившись к словарю, узнаем, что термин деепричастие возник в 17 веке, состоит из 2 частей (Дее + причастие) и объяснить его можно как причастность к действию.
-Что же обозначает деепричастие?
-К чему относится в предложении?
-Признаки каких частей речи можно обнаружить в деепричастии?
Действительно, эта часть речи обозначает в предложении добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам похожа на наречие, поэтому в некоторых грамматиках деепричастие называют отглагольным наречием.
2. Какую же роль играет деепричастие в речи?
(Оно дорисовывает действие, оно помогает создать живописную картину действий в дополнение к основному действию).
Задание: прочтите выразительно четверостишие из стихотворения “Лес” Э.Асадова (на доске и карточки на парте; знаки не расставлены)
Ёжась от свежего ветерка
Чуть посинев крепыши-маслята
Взявшись за руки, как ребята,
Топают греясь вокруг пенька
Ответьте на вопросы:
- Сколько здесь предложений?
- Найдите глагол, выполняющий роль основного действия.
- Сколько деепричастий использовал автор?
- Как узнать деепричастия? Обозначьте деепричастия.
- Есть ли деепричастные обороты? Что такое деепричастный оборот? Какие знаки препинания ставятся при нем?
- Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
- Чем отличаются эти деепричастия? Определите вид этих деепричастий.
- Как проверить, правильно ли расставили знаки препинания. Что потеряет предложение, если из него убрать деепричастия?
Вывод: использование деепричастий украшает нашу речь, дорисовывает действие.
4. Задание по конструированию предложений.-Давайте и мы с вами выступим в роли писателей, дорисуем действие, сконструируем предложение. В каждое простое предложение вставьте деепричастие, образовав его от глагола; образуйте из простых предложений сложносочиненное с союзом и. (Если сомневаетесь, постройте только простые предложения.) Постройте схемы данных предложений.
Гроза надвигалась. Огромная лиловая туча медленно поднималась из - за леса.
(Слова для справок: громыхать вдали; набирать силу).
Гроза, громыхая вдали, надвигалась, и огромная лиловая туча, набирая силу, медленно поднималась из - за леса.
- Вы услышали громыхание грозы? Почувствовали силу стихии?
5.Как вы думаете, можно составить предложение из одних деепричастий?!
- Перед вами репродукция картины И.К. Айвазовского с изображением водопада, попробуйте подобрать как можно больше деепричастий, передающих шум падающей воды, запишите их. Проверим, прочтите, какие вы записали слова.
- А теперь давайте послушаем, как это удалось сделать автору Роберту Саути в стихотворении “Лодорский водопад”. (Текст стихотворения у учащихся на парте)
Стихотворение читает ученик.
Кипя
Шипя
Журча
Ворча
Струясь
Крутясь
Сливаясь
Вздымаясь
Вздуваясь
Мелькая шурша
Резвясь и спеша
Скользя обнимаясь
Делясь и встречаясь
Ласкаясь бунтуя летя
Играя дробясь шелестя
Блистая взлетая шатаясь
Сплетаясь звеня клокоча
Взвиваясь вертясь грохоча
Морщинясь волнуясь катаясь
Бросаясь меняясь воркуя шумя
Взметаясь и пенясь ликуя гремя
Дрожа разливаясь смеясь и болтая
Катясь извиваясь стремясь вырастая
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, -
Так падают бурные волны в сверкающем быстром Лодоре!
Вывод: обозначая добавочное действие, деепричастие украшает нашу речь, заставляет обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали. Именно при помощи деепричастий удалось автору описать неукротимую природную стихию, показать могущество и великолепие водопада.
Задание: расставьте недостающие знаки препинания, выделите суффиксы деепричастий.
6. Повторение.Какие орфографические правила вы изучили в теме деепричастия? Как пишется не с деепричастиями? Выполнение разноуровневого задания по перфокартам. Отметьте случаи слитного написания.
Первая группа: |
Вторая группа: |
1 (не) зная 2 (не) думая 3 (не) доумевая 4 (не) читая 5 (не) взлюбив 6 (не) любя 7 (не) рассуждать 8 (не) навидев 9 (не) мечтать 10 (не) взирая Ключ: 3,5,8,10 |
1 (не) задумываясь 2 (не) сожалея 3 (не) правда 4 (не) нависть 5 (не) удивляться 6 (не) здоровится 7 (не) навидя 8 (не) взгоды 9 (не) добро, а зло 10 (не) возвратимая пора Ключ: 3,4,6,7,8,10 |
Исправьте речевые недочеты (устно):
Поэт, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал нам об этом.
Неукротимая стихия, бушуя и сокрушив все на своем пути, устремляется вдаль.
8. И для шутки есть минутка!-Умеете ли видеть и распознавать деепричастия?
1.Задание: заменив одну букву, получите деепричастие.
Молодая, гиря, фея, идея, соя. (Молодея, горя, рея, имея, сея)
2.Задание: допишите в пустые клетки буквы, чтоб получились деепричастия:
...А...Я
...А...Я
...А...Я
...А...Я
(даря, маня, жаря, паря)
9. Подведем итог уроку.Ребята, сегодня мы вспомнили понятие деепричастие. Показали, что умеем использовать деепричастия в речи, исправлять ошибки, связанные с неправильным их употреблением. Кроме того, мы повторили тему “Не с деепричастиями”. А ещё мы познакомились с необычным стихотворением, где используется почти одни деепричастия.