Урок русского языка в 7-м классе. Повторение изученного о деепричастии

Разделы: Русский язык


Цели урока:

обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте; выработка практического умения находить деепричастные обороты, ставить знаки препинания при них, воспитывать интерес к родному языку.

Работа по развитию речи:

составление связного рассказа на лингвистическую тему; расширение словарного запаса школьников за счет включения в речь деепричастий; конструирование предложений с деепричастными оборотами.

Повторение:

правописание не с деепричастиями и другими частями речи.

Оборудование урока:

раздаточный материал, перфокарты, иллюстрации по теме урока.

Методические приемы:

работа с текстом, задания по конструированию, работа по исправлению речевых недочетов, работа с разноуровневыми перфокартами, овладение способами познавательной и практической деятельности.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Постановка цели и задач урока.

Мы изучили с вами на уроках новую часть речи. Что же знаем о деепричастии, что научились делать на наших уроках?

- В этом термине нам знакома вторая часть, а что же означает первая? Ее мы можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Обратившись к словарю, узнаем, что термин деепричастие возник в 17 веке, состоит из 2 частей (Дее + причастие) и объяснить его можно как причастность к действию.

-Что же обозначает деепричастие?

-К чему относится в предложении?

-Признаки каких частей речи можно обнаружить в деепричастии?

Действительно, эта часть речи обозначает в предложении добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам похожа на наречие, поэтому в некоторых грамматиках деепричастие называют отглагольным наречием.

2. Какую же роль играет деепричастие в речи?

(Оно дорисовывает действие, оно помогает создать живописную картину действий в дополнение к основному действию).

Задание: прочтите выразительно четверостишие из стихотворения “Лес” Э.Асадова (на доске и карточки на парте; знаки не расставлены)

Ёжась от свежего ветерка

Чуть посинев крепыши-маслята

Взявшись за руки, как ребята,

Топают греясь вокруг пенька

Ответьте на вопросы:

  • Сколько здесь предложений?
  • Найдите глагол, выполняющий роль основного действия.
  • Сколько деепричастий использовал автор?
  • Как узнать деепричастия? Обозначьте деепричастия.
  • Есть ли деепричастные обороты? Что такое деепричастный оборот? Какие знаки препинания ставятся при нем?
  • Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
  • Чем отличаются эти деепричастия? Определите вид этих деепричастий.
  • Как проверить, правильно ли расставили знаки препинания. Что потеряет предложение, если из него убрать деепричастия?

3. Проверка домашнего задания.

  • Какие вы нашли примеры из художественной литературы, где автор использует деепричастия?
  • Прочтите выразительно стихотворения, не забывайте соблюдать интонацию выделения деепричастий и деепричастных оборотов.
  •  

Вывод: использование деепричастий украшает нашу речь, дорисовывает действие.

4. Задание по конструированию предложений.

-Давайте и мы с вами выступим в роли писателей, дорисуем действие, сконструируем предложение. В каждое простое предложение вставьте деепричастие, образовав его от глагола; образуйте из простых предложений сложносочиненное с союзом и. (Если сомневаетесь, постройте только простые предложения.) Постройте схемы данных предложений.

Гроза надвигалась. Огромная лиловая туча медленно поднималась из - за леса.

(Слова для справок: громыхать вдали; набирать силу).

Гроза, громыхая вдали, надвигалась, и огромная лиловая туча, набирая силу, медленно поднималась из - за леса.

- Вы услышали громыхание грозы? Почувствовали силу стихии?

5.

Как вы думаете, можно составить предложение из одних деепричастий?!

- Перед вами репродукция картины И.К. Айвазовского с изображением водопада, попробуйте подобрать как можно больше деепричастий, передающих шум падающей воды, запишите их. Проверим, прочтите, какие вы записали слова.

- А теперь давайте послушаем, как это удалось сделать автору Роберту Саути в стихотворении “Лодорский водопад”. (Текст стихотворения у учащихся на парте)

Стихотворение читает ученик.

Кипя
Шипя
Журча
Ворча
Струясь
Крутясь
Сливаясь
Вздымаясь
Вздуваясь
Мелькая шурша
Резвясь и спеша
Скользя обнимаясь
Делясь и встречаясь
Ласкаясь бунтуя летя
Играя дробясь шелестя
Блистая взлетая шатаясь
Сплетаясь звеня клокоча
Взвиваясь вертясь грохоча
Морщинясь волнуясь катаясь
Бросаясь меняясь воркуя шумя
Взметаясь и пенясь ликуя гремя
Дрожа разливаясь смеясь и болтая
Катясь извиваясь стремясь вырастая
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, -
Так падают бурные волны в сверкающем быстром Лодоре!

Вывод: обозначая добавочное действие, деепричастие украшает нашу речь, заставляет обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали. Именно при помощи деепричастий удалось автору описать неукротимую природную стихию, показать могущество и великолепие водопада.

Задание: расставьте недостающие знаки препинания, выделите суффиксы деепричастий.

6. Повторение.

Какие орфографические правила вы изучили в теме деепричастия? Как пишется не с деепричастиями? Выполнение разноуровневого задания по перфокартам. Отметьте случаи слитного написания.

Первая группа:

Вторая группа:
1 (не) зная

2 (не) думая

3 (не) доумевая

4 (не) читая

5 (не) взлюбив

6 (не) любя

7 (не) рассуждать

8 (не) навидев

9 (не) мечтать

10 (не) взирая

Ключ: 3,5,8,10

1 (не) задумываясь

2 (не) сожалея

3 (не) правда

4 (не) нависть

5 (не) удивляться

6 (не) здоровится

7 (не) навидя

8 (не) взгоды

9 (не) добро, а зло

10 (не) возвратимая пора

Ключ: 3,4,6,7,8,10

7. Работа по развитию речи

Исправьте речевые недочеты (устно):

Поэт, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал нам об этом.

Неукротимая стихия, бушуя и сокрушив все на своем пути, устремляется вдаль.

8. И для шутки есть минутка!

-Умеете ли видеть и распознавать деепричастия?

1.Задание: заменив одну букву, получите деепричастие.

Молодая, гиря, фея, идея, соя. (Молодея, горя, рея, имея, сея)

2.Задание: допишите в пустые клетки буквы, чтоб получились деепричастия:

...А...Я
...А...Я
...А...Я
...А...Я

(даря, маня, жаря, паря)

9. Подведем итог уроку.

Ребята, сегодня мы вспомнили понятие деепричастие. Показали, что умеем использовать деепричастия в речи, исправлять ошибки, связанные с неправильным их употреблением. Кроме того, мы повторили тему “Не с деепричастиями”. А ещё мы познакомились с необычным стихотворением, где используется почти одни деепричастия.