Урок русского языка в 5-м классе по теме "Словообразование имен существительных"

Разделы: Русский язык


Цель:

  1. Систематизация знаний учащихся по морфемике и словообразованию, ознакомление со способами образования существительных;
  2. Формирование умения распознавать словообразовательные морфемы, с помощью которых образуются имена существительные;
  3. Воспитание чувства взаимопомощи, интереса к предмету;
  4. Формирование коммуникативных умений и навыков, развитие письменной и устной речи.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • интерактивная доска,
  • электронный каталог словарей,
  • индивидуальные карточки.

ХОД УРОКА

I. ОГРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Итак, друзья, внимание
Ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее -
Начнём скорей урок.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Мы с вами продолжаем изучать царство существительных. Прежде чем отправимся в путешествие по новым знаниям, вспомним где мы уже побывали и о чем говорили.

Для начала я вам загадаю загадку:

Он летает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.
Он на солнышке румяный, под луною - голубой.
Он за ворот и в карман залезает нам с тобой. (снег)

Учитель. Конечно, чему же быть как не снегу.

Снег. Снега. Снежок. Снежочек. Белые снеги… Сколько поэзии в этих словах издавна ставших обязательным элементом песен, стихов, сказок! Вы, наверное, уже догадались, что основной лексической темой нашего урока будет зима с пушистыми снегами, со свежим воздухом, с бурей и мглою.

Ребята, я вам расскажу новогоднюю историю о том, что случилось в самую снежную пору, под самый Новый год.

(На интерактивной доске).

Был чудесный зимний день, за окнами порхали снежинки, на ветвях покоились снежные нависи4. Снежинки падали и превращались в сказочные2 существа. Лазоревое2 небо ослепляло голубизной. В лесу было тихо, но жизнь шла своим чередом. Там было таинственно: образовалось много снежных гротов, пещер.

В такой день легкий морозец щиплет за нос. Можно прекрасно провести время на катке и во дворе, играя в снежки.

И вдруг всё переменилось…

Каток растаял под ногами, снег1 почернел…

Учитель. А что могло быть дальше? Пофантазируйте, пожалуйста.

Трех учащихся прошу к доске, для выполнения грамматических заданий: фонетический, морфемный и синтаксический.

(В последнюю очередь проверяется фонетический разбор слова нависи).

Учитель. Ребята, как вы понимаете значение слов нависи и лазоревое?

Заглянем как Пушкин встарь в толковый наш словарь.

Словарная работа.

(Группа учащихся работают по электронному толковому и морфемному словарям).

Учитель.

1 вариант. 2 вариант.
Выписать из текста однокоренные cлова-существительные. Выписать из текста формы одного итого же слова (существительного)

(Проверяется коллективно).

- А в чём отличие формы слова от однокоренных слов?

- Какие морфемы образуют форму слова?

- Какие морфемы образуют однокоренные слова?

- Перечислите известные вам способы образования слов.

III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

Сообщается тема и цель урока.

Учитель. Сегодня мы с вами познакомимся со способами образования существительных, и научимся определять способ образования существительных. (Запишите тему урока)

И чтобы узнать один из способов образования существительных вернёмся к нашим однокоренным словам (к заданию первого варианта)

(На интерактивной доске).

снежинки снежки снег

- Ребята, чтобы определить образование слов, что нужно сделать?

(Дать лексическое толкование слова).

(Сравнить состав данного слова с однокоренными).

- Слово снежинки от какого слова образовалось? (снег)

- С помощью какой морфемы? (суффикса)

Учитель. Посмотрите в окно. Пока мы с вами выполняли задание, пошёл тихий снег. Протяните руки и поймайте снежинки. Я поймала одну. А снежинка-то непростая оказывается, а с заданиями. (Приложение №1)

Задание 1.

Выполнив задание, вы узнаете ещё один способ образования существительных.

(Все задания проецируются на интерактивной доске).

БЕ…ПОРЯДОК МЫСЛЕЙ

БЕ…ЗАСТЕНЧИВОСТЬ ГОСТЕЙ

БЕ…ДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ

БЕ…СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

(Правописание приставок на З и С).

Произвести словообразовательный анализ. (4 ученика у доски).

ФИЗМИНУТКА.

Задание 2. А эта снежинка от Самуила Яковлевича Маршака, автора известной нам сказки “Двенадцать месяцев”. Вы знаете, королева в этой сказке всегда допускала ошибки. Проверьте, правильно ли она написала письмо.

ПОД ПРАЗДНИК НОВОГОДНИЙ

ИЗДАЛИ МЫ ПРИКАЗ:

ПУСКАЙ ЦВЕТУТ СЕГОДНЯ

ПОТ СНЕЖНИКИ У НАС!

- Какие морфемы не на своём месте?

- Обозначьте и исправьте.

- Проверим, правильно ли мы исправили?

- С помощью, каких морфем образовалось это слов?

- А какие ещё изменения есть в этом слове? (чередование)

- Как называется такой способ образования слова? Когда одновременно добавляется приставка и суффикс.

Это ребята третий способ образования существительных.

Учитель. Последняя снежинка осталась. В этой снежинке оказывается есть письмо, но не простое, а электронное. (Приложение №2)

Задание3.

Нельзя ли образовать новое слово, объединив 2 понятия?

- Ходит по снегу.

- Таким же способом попытаетесь образовать эти 2 понятия.

(падает снег)

- А эта машина, наверняка, возит снег?

(Учитель на доске пишет это слово).

(1 у доски другие пишут в тетрадях).

Учитель. Ребята, мы с вами определили способы образования существительных. Какие способы выявили? (На интерактивной доске)

Работа с учебником.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

На практике проверить можно точно,

Кто теорию усвоил прочно.

1) Комментированное письмо по упражнению 345.

2) 1 группа выписывает слова, образованные суффиксальным способом, 4 группа – приставочным способом, 3 группа – путем сложения основ, 4 группа – приставочно – суффиксальным образом. (Слабым учащимся раздаются индивидуальные карточки).

Слова:

Белизна, гололёд, подписать, сиреневый, прибрежный, голубой, красноречие, закрасить, неправда, походка, посадка, учитель, садовод, самолёт, соучастник, присел, пробег, спешка.

V. ОБОБЩЕНИЕ.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.