Цель:
- Систематизация знаний учащихся по морфемике и словообразованию, ознакомление со способами образования существительных;
- Формирование умения распознавать словообразовательные морфемы, с помощью которых образуются имена существительные;
- Воспитание чувства взаимопомощи, интереса к предмету;
- Формирование коммуникативных умений и навыков, развитие письменной и устной речи.
Оборудование:
- мультимедийный проектор,
- интерактивная доска,
- электронный каталог словарей,
- индивидуальные карточки.
ХОД УРОКА
I. ОГРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Итак, друзья, внимание
Ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее -
Начнём скорей урок.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Мы с вами продолжаем изучать царство существительных. Прежде чем отправимся в путешествие по новым знаниям, вспомним где мы уже побывали и о чем говорили.
Для начала я вам загадаю загадку:
Он летает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.
Он на солнышке румяный, под луною - голубой.
Он за ворот и в карман залезает нам с тобой. (снег)
Учитель. Конечно, чему же быть как не снегу.
Снег. Снега. Снежок. Снежочек. Белые снеги… Сколько поэзии в этих словах издавна ставших обязательным элементом песен, стихов, сказок! Вы, наверное, уже догадались, что основной лексической темой нашего урока будет зима с пушистыми снегами, со свежим воздухом, с бурей и мглою.
Ребята, я вам расскажу новогоднюю историю о том, что случилось в самую снежную пору, под самый Новый год.
(На интерактивной доске).
Был чудесный зимний день, за окнами порхали снежинки, на ветвях покоились снежные нависи4. Снежинки падали и превращались в сказочные2 существа. Лазоревое2 небо ослепляло голубизной. В лесу было тихо, но жизнь шла своим чередом. Там было таинственно: образовалось много снежных гротов, пещер.
В такой день легкий морозец щиплет за нос. Можно прекрасно провести время на катке и во дворе, играя в снежки.
И вдруг всё переменилось…
Каток растаял под ногами, снег1 почернел…
Учитель. А что могло быть дальше? Пофантазируйте, пожалуйста.
Трех учащихся прошу к доске, для выполнения грамматических заданий: фонетический, морфемный и синтаксический.
(В последнюю очередь проверяется фонетический разбор слова нависи).
Учитель. Ребята, как вы понимаете значение слов нависи и лазоревое?
Заглянем как Пушкин встарь в толковый наш словарь.
Словарная работа.
(Группа учащихся работают по электронному толковому и морфемному словарям).
Учитель.
1 вариант. | 2 вариант. |
Выписать из текста однокоренные cлова-существительные. | Выписать из текста формы одного итого же слова (существительного) |
(Проверяется коллективно).
- А в чём отличие формы слова от однокоренных слов?
- Какие морфемы образуют форму слова?
- Какие морфемы образуют однокоренные слова?
- Перечислите известные вам способы образования слов.
III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
Сообщается тема и цель урока.
Учитель. Сегодня мы с вами познакомимся со способами образования существительных, и научимся определять способ образования существительных. (Запишите тему урока)
И чтобы узнать один из способов образования существительных вернёмся к нашим однокоренным словам (к заданию первого варианта)
(На интерактивной доске).
снежинки | снежки | снег |
- Ребята, чтобы определить образование слов, что нужно сделать?
(Дать лексическое толкование слова).
(Сравнить состав данного слова с однокоренными).
- Слово снежинки от какого слова образовалось? (снег)
- С помощью какой морфемы? (суффикса)
Учитель. Посмотрите в окно. Пока мы с вами выполняли задание, пошёл тихий снег. Протяните руки и поймайте снежинки. Я поймала одну. А снежинка-то непростая оказывается, а с заданиями. (Приложение №1)
Задание 1.
Выполнив задание, вы узнаете ещё один способ образования существительных.
(Все задания проецируются на интерактивной доске).
БЕ…ПОРЯДОК МЫСЛЕЙ
БЕ…ЗАСТЕНЧИВОСТЬ ГОСТЕЙ
БЕ…ДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ
БЕ…СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА
(Правописание приставок на З и С).
Произвести словообразовательный анализ. (4 ученика у доски).
ФИЗМИНУТКА.
Задание 2. А эта снежинка от Самуила Яковлевича Маршака, автора известной нам сказки “Двенадцать месяцев”. Вы знаете, королева в этой сказке всегда допускала ошибки. Проверьте, правильно ли она написала письмо.
ПОД ПРАЗДНИК НОВОГОДНИЙ
ИЗДАЛИ МЫ ПРИКАЗ:
ПУСКАЙ ЦВЕТУТ СЕГОДНЯ
ПОТ СНЕЖНИКИ У НАС!
- Какие морфемы не на своём месте?
- Обозначьте и исправьте.
- Проверим, правильно ли мы исправили?
- С помощью, каких морфем образовалось это слов?
- А какие ещё изменения есть в этом слове? (чередование)
- Как называется такой способ образования слова? Когда одновременно добавляется приставка и суффикс.
Это ребята третий способ образования существительных.
Учитель. Последняя снежинка осталась. В этой снежинке оказывается есть письмо, но не простое, а электронное. (Приложение №2)
Задание3.
Нельзя ли образовать новое слово, объединив 2 понятия?
- Ходит по снегу.
- Таким же способом попытаетесь образовать эти 2 понятия.
(падает снег)
- А эта машина, наверняка, возит снег?
(Учитель на доске пишет это слово).
(1 у доски другие пишут в тетрадях).
Учитель. Ребята, мы с вами определили способы образования существительных. Какие способы выявили? (На интерактивной доске)
Работа с учебником.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
На практике проверить можно точно,
Кто теорию усвоил прочно.
1) Комментированное письмо по упражнению 345.
2) 1 группа выписывает слова, образованные суффиксальным способом, 4 группа – приставочным способом, 3 группа – путем сложения основ, 4 группа – приставочно – суффиксальным образом. (Слабым учащимся раздаются индивидуальные карточки).
Слова:
Белизна, гололёд, подписать, сиреневый, прибрежный, голубой, красноречие, закрасить, неправда, походка, посадка, учитель, садовод, самолёт, соучастник, присел, пробег, спешка.
V. ОБОБЩЕНИЕ.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.