Использование метода наглядности на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Пусть это будет золотым принципом для
обучаемых, чтобы доверяли только чувствам
в чем только могут: воспринимали запахи,
чувствовали вещи, имеющие вкус, осязали
осязаемое, а если что-то подвластно
нескольким чувствам, то следует доверять
сразу нескольким.

Я.А. Коменский.

Слова Я.А. Коменского, взятые мною в качестве эпиграфа к данной работе, стали общеизвестными в педагогической практике.

В условиях современной школы уделяется большое внимание наглядности в обучении детей.

Роль школы сейчас возросла, так как именно здесь все реальные возможности для того, чтобы заложить основы прочных знаний, необходимых в жизни. Я считаю, что очень верно подмечено в одной русской пословице: “Если строить планы на годы – возведи дома, если эти планы на десятилетия – сажай деревья, а если на века – воспитывай детей”. Да, действительно, то, каким будет наше общество через много-много лет, можно предопределить сейчас. Всё настоятельнее встаёт требование преобразовать нашу школу. Концепция модернизации российского образования на современном этапе определяет такие приоритетные задачи: обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализацию и дифференциацию. Во главу угла данной образовательной политики ставится личность ребёнка, причём обеспечение высокого качества образования не сводится только лишь к получению знаний и умений, но непосредственно связано и с воспитанием, а также с такими понятиями как “самореализация”, “самосовершенствование”, “самовыражение”, “социальное благополучие”.

В основе преобразования школы лежат принципы, вытекающие из общей ориентации общества на гуманизацию и возвышение личности, а именно:

  • интеграция всех воспитывающих сил общества, органическое единство школы и других социальных институтов в целях воспитания подрастающих поколений;
  • гуманизация – усиление внимания к личности каждого ребёнка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;
  • демократизация – создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества обучающихся и педагогов, заинтересованное взаимодействие учителей и учеников, широкое участие общественности в управлении образованием;
  • дифференциация и индивидуализация, создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника.

Учебный процесс должен развивать интеллект школьников, воспитывать их волю, развивать эмоциональную сферу, формировать мотивы учения. Важнейшей характеристикой учебного процесса являются методы обучения.

Оптимизация методов является одним из важнейших элементов процедуры оптимизации процесса обучения. Если выразиться кратко, то она предусматривает осознанный выбор методов, их такое сочетание и соотношение на уроке, которое бы позволяло получить наилучшие для данных условий (особенность содержания урока, специфика класса и др.) учебно-воспитательные результаты за отведённое или необходимое минимальное время. Какие методы преподавания являются наиболее эффективными: словесные, наглядные или практические?

Так, словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед учениками проблемы, указать пути их решения, они способствуют развитию абстрактного мышления школьников. Однако одностороннее использование словесных методов затрудняет усвоение материала, особенно детям с наглядно-образной моторной памятью, с наглядно-образным типом мышления. Эти методы недостаточны и для формирования умений и навыков обучаемых.

Наглядные методы повышают эффективность обучения, особенно для детей с более выраженным наглядно-образным мышлением, пробуждают интерес к учению, повышают работоспособность обучаемых.

Неоспорима также роль практических методов обучения, особенно в формировании практических умений и навыков, в укреплении связи теории с практикой. Но вместе с тем эти методы также не могут решить всего круга задач обучения, так как они не обеспечивают систематического и глубокого усвоения теоретических знаний, развития логической речи, абстрактного мышления.

Учитывая сказанное, наибольшей эффективностью могут обладать различные сочетания методов, в зависимости от задач урока, особенностей детей, ситуации, условий и др.

С целью более эффективного усвоения знаний я избрала использование метода наглядного обучения.

Средства и реализация метода наглядности в преподавании русского языка.

1. Использование таблиц на уроках русского языка.

Таблицы – наиболее распространённый, традиционный вид пособий по русскому языку, реализующий зрительную наглядность. Ведущее место таблиц среди других средств зрительной наглядности определяется тем, что они обеспечивают длительное, практически неограниченное во времени экспонирование языкового материала. Таблицы просты в использовании (для демонстрации их не требуется сложные дополнительные приспособления).

В отличие от плаката таблица предполагает не просто зрительное предъявление материала, но и определенную группировку, систематизацию. Таким образом, в самой табличной форме заложены возможности для широкого использования приема сравнения, облегчающего понимание изучаемого материала, сознательное усвоение его.

Указанные особенности таблиц позволяют наметить наиболее целесообразную сферу применения их: формирования навыков (прежде всего орфографических и пунктуационных).

Большое распространение получили так называемые таблицы-схемы. Из всех существующих форм наиболее распространены схемы, представляющие собой организацию теоретического материала в форме графического изображения, которое обнаруживает и зрительно подчеркивает соотношение и зависимость явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, орфографическую, пунктуационную и т. п.). Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде.

Учебные средства наглядности облегчают восприятие теоретического материала, способствуют быстрому его запоминанию, причём не механическому и бездумному, а осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируется логические связи между явлениями языка.

Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы, представляющие собой особую организацию теоретического материала в форме графического изображения, которое обнажает и зрительно подчёркивает соотношение и зависимость явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, орфографическую, пунктуационную и т. п.) Такое изображение создаётся в упрощённо — обобщённом виде.

Наблюдения показывают, что несистематическое использование схем приводит к тому, что ученики, случайно столкнувшись с ними на отдельных занятиях, рассматривают как эпизодическую, не очень важную форму работы и не осознают, какую практическую помощь может оказать схема при усвоении теоретического материала и выполнении упражнений.

Между тем опытным путём доказано, что систематическое использование даже одного какого-то методического приёма способно придать сложному многоплановому процессу обучения определённую цельность и стабильность.

Понимание обучающих возможностей схемы приходит к школьнику не сразу. Требуется тщательно продуманная работа, которую, конечно, лучше всего начать с первых уроков в 5 классе. В это время одно за другим идут чередой орфографические правила,

грамматические понятия, вроде бы и не новые для обучаемых (раздел “Повторение изученного в начальных классах”), но недостаточно усвоенные ими, и требуют очень серьёзной работы ещё длительное время. В начале учебного года я рекомендую детям завести специальные словари-справочники, которые составляются из справочника и словаря. В справочник мы вносим опорные схемы, конспекты, сигналы, алгоритмы, таблицы. В словарь записываем слова по различным аспектам. Например, у нас есть словари “Пиши правильно”, “Словарь трудных слов”, “Орфографический словарь”, “Орфоэпический словарь”, “Толковый словарь”, “Этимологический словарь”, “Словарь корней”, “Словарь наречий”, “Словарь изобразительно – выразительных средств” и т.д.

Итак, при повторении изученного в начальных классах я работаю, например, со следующими схемами:

“Правописание непроверяемых согласных и гласных в корне слова”. Схема показывает, что непроверяемые гласные и согласные в корне слова нужно запоминать и в случае затруднения обращаться к орфографическому словарю. (Приложение 1.)

Обобщение тем “Буквы И, У, А после шипящих”, “Мягкий знак на конце существительных”, “Разделительный ъ”. Читается эта схема так: твёрдый знак пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я только после приставок. Мягкий знак пишется после шипящих на конце существительных только 3 склонения. После шипящих пишутся буквы И, У, А. Исключения: жюри, брошюра, парашют. (Приложение 2.)

Следующая схема помогает вспомнить нелёгкое для обучающихся орфографическое правило (естественно, в ней ещё не учитываются существительные на -ия, -ий, -ие и разносклоняемые существительные). Она помогает разобраться в случаях, когда возникает вопрос о выборе буквы Е или И в окончаниях существительных:

Буквы Е и И в окончаниях имен существительных. (Схема 1.)

 

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

   

Р. п.

И

-

И

   

Д. п.

Е

-

И

   

П. п.

Е

Е

И

   

Такая запись выделяет в орфографическом правиле ключевые понятия, без которых невозможно обойтись при выборе окончания -Е или -И: склонение и падеж. Работая с данной схемой при выполнении практических заданий, ученик поневоле запоминает её уже потому, что зрительная память детей этого возраста обычно неплохо развита. Предлагаю для запоминания не формулировку правила, а предельно сжатую форму записи его, которая поможет в случае необходимости развернуть информацию и изложить её в виде орфографического предписания. В такой работе тренируется и логическая память, поскольку схема даёт теоретические сведения, обнажая логические связи между лингвистическими понятиями: склонение, падеж – буква в окончании.

При выполнении тренировочных заданий дома и в классе пятиклассники по мере необходимости обращаются к схеме, она же поможет организовать и изучение §83 (номер параграфа дан по учебнику М.М.Разумовской), где предусмотрено знакомство с правописанием окончаний существительных на -ия, -ие, -ий, а также даны сведения о написании окончаний существительных на -мя и существительного мужского рода путь. На этом уроке в схему вносится необходимое дополнение. Окончательный вариант схемы может быть оформлен так:

Буквы Е и И в окончаниях имен существительных. (Схема 2.)

 

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

слова на –ия, на -мя, путь

слова на –ий, -ие

Р. П.

И

-

И

И

-

Д. п.

Е

-

И

И

-

П. п.

Е

Е

И

И

И

Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии

самих обучающихся приводит к тому, что на определенном этапе обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на схему, изложить тот или иной лингвистический материал. Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.

Слова с пол- и полу- (схема 3.)

Через дефис  

слитно

 
Пол – л пол-лимона Остальные буквы полчаса, полбанана
Пол – гласная буква пол-арбуза Слова с полу полуостров
Пол – прописная буква пол-Москвы    

(Примеры других схем в приложении 3, приложении 4, приложении 5, приложении 6.)

Работая со схемой на уроке русского языка, приходится учитывать и этапы обучения, степень подготовленности учеников к полноценному восприятию и анализу схемы, и их способности самостоятельно составить и записать подобную информацию, проговорить её, расшифровать незнакомую запись, оформленную в виде схемы, и их способность и умение пользоваться ею в процессе языкового анализа. Большое значение для успеха такой работы имеет содержание и оформление такой схемы, которая является объектом сложного логического анализа.

Какая же схема наилучшим образом соответствует обучающим задачам урока?

Прежде всего, использование средств графики должно показать логические связи явлений, которые существуют в языке, но для школьников обычно остаются не выявленными и непонятными. При этом лучше всего придерживаться графического единообразия в противопоставлении смешиваемых фактов письма, хотя схема может оформляться различными способами.

Второе требование – стараться употреблять в схеме минимальное количество слов. Она должна в очень лаконичной форме описать языковую закономерность, имеющую в языке бесчисленное количество проявлений, с которыми и сталкиваются обучающиеся при анализе конкретных языковых фактов. Вот почему в схеме вполне уместно употребление тех графических обозначений, к которым привык ученик и которые он моментально “расшифровывает” (знак окончания, суффикса, кружок для обозначения однородных членов предложения и т.п.). В таком случае, например, правило о различении на письме разделительных Ь и Ъ может быть схематически приведено так: приложение 7. Другое правило – о различении букв И и Ы после Ц – тоже можно представить в виде схемы, в которой эти написания соотнесены с морфемным строением слова (приложение 8).

Эти две схемы наглядно показывают связь орфографического правила с тем, в какой морфеме находится орфограмма, следовательно, такая запись нацеливает на морфемный анализ слова, на что и нужно обратить внимание при усвоении этих правил.

Таким образом, схема учит ребят пользоваться особым видом записи теоретического материала. Способность обучающихся правильно “читать” схему, то есть понимать её смысл, отрабатывается с помощью специальных заданий. Приведу некоторые из них.

  1. Внимательно ознакомьтесь со схемой. Попробуйте пересказать её содержание словами.
  2. Подкрепите примерами каждое положение схемы.
  3. Попытайтесь с помощью схемы записать коротко содержание орфографического правила.
  4. Рассмотрите схему. Что нужно знать и уметь, чтобы не делать ошибок на это орфографическое правило? Помогла ли вам ответить на этот вопрос схема?

5. Какие сведения являются главными для этого орфографического правила? Как они отражены в схеме?

Итак, схема как форма наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая дается параллельно с устным или письменным изложением теоретического материала, сколько ключом к решению практических задач.

Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учеников, умения в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.

2. Использование алгоритмов на уроках русского языка.

На уроках русского языка можно использовать алгоритмы. Модель такого вида наглядности выглядит следующим образом: правило – алгоритм – схема устного рассуждения – образцы устного рассуждения – графическая фиксация умственных действий при мотивировании орфограмм. Все эти средства оказывают эффективное воздействие лишь в комплексе, поэтому опора только на образцы обоснования орфограмм или только на схемы алгоритмических предписаний заметно снижает эффективность обучения рациональным приёмам применения знаний.

Опыт показал, что методика работы с обобщающими алгоритмами значительно облегчает усвоение знаний и обобщённых способов деятельности, позволяет формировать у обучающихся правильные и полные обобщения уже на этапе первичного изучения материала. Алгоритмы помогают обучающимся правильно рассуждать в применении каких-либо правил и ставят их перед выбором.

В своей практике я использую алгоритмы, начиная уже с пятого класса. Приведу примеры алгоритмов.

Буквы Е – И в окончаниях глаголов. (№1)

  1. Задаю к глаголу вопрос.
  2. Ставлю глагол в неопределённую форму (что делать? что сделать?).
  3. Смотрю, на что оканчивается глагол, определяю спряжение.

II спр. I спр.

  1. Все глаголы на -ИТЬ1 .Все остальные глаголы
  2. 7 глаголов на -ЕТЬ на –АТЬ, -ЕТЬ, -ЯТЬ, -ОТЬ,
  3. (смотреть, видеть, обидеть, -УТЬ,ЮТЬ, -ЫТЬ
    зависеть, ненавидеть, терпеть, 2. 2 глагола на –ИТЬ (брить, стелить)
    вертеть).

  4. 4 глагола на-АТЬ
    (слышать, держать, дышать, гнать).

ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ

 

I спр.

I спр.

II спр.

II спр.

 

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1 л

-У, -Ю

-ЕМ

-У, -Ю

-ИМ

2 л

-ЕШЬ

-ЕТЕ

-ИШЬ

-ИТЕ

3 л

-ЕТ

-УТ, -ЮТ

-ИТ

-АТ, -ЯТ

Ь В КОНЦЕ СЛОВА ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ. (№2)

  1. Определяю часть речи, задаю вопрос.
2. Пишу Ь Не пишу Ь
1) Существительное 1) Существительное
ж.р., 3 скл. а) м.р., 2 скл. (плащ)
(мышь) б) Р.п., мн.ч. (задач)
2) Глагол 2) Краткие прилагательные
а) неопределенная форма м.р. (каков?)
(что (с)делать?) (беречь) (пахуч)
б) 2 л., ед.ч.
(что (с)делаешь?) ТЫ (читаешь)
в) повелит, накл.
(намажь, намажьте)
3) Наречие 3) Наречия – исключения
(навзничь, прочь) (уж, замуж, невтерпёж)
4) Частицы (лишь, вишь, бишь, ишь)

Алгоритмы учат наиболее экономно и правильно находить ответ при решении учебно-познавательных задач, являются эффективным средством зрительной наглядности.

3. Использование других средств наглядности на уроках русского языка.

Кроме таблиц, алгоритмов, в преподавании русского языка большое распространение получили динамичные, подвижные пособия. Это демонстрационные карточки, которые расширяют возможность для планомерной, систематической работы над лексикой, тем самым позволяют усилить воспитательную направленность в преподавании русского языка.

Большое внимание уделяю выяснению степени усвоения материала обучающимися на уроке, то есть обратной связи, используя для этого различные перфокарты. Работа с перфокартой проводится следующим образом: учитель записывает на доске девять рядов слов по три слова в каждом. Возможен вариант диктовки, что тренирует учащихся в самостоятельном нахождении орфограммы. Например, после изучения тем “Правописание гласных, согласных в корне слова”, “Непроизносимые согласные” были предложены следующие слова:

  1. С...сна, з...рно, зв...зда.
  2. К...ртофель, к...стюм, фу...бол.
  3. Голу...ка, скри...ка, коро...ка.
  4. Че...ный, изве... ный, опа...ный.
  5. Тр...па, гн...здо, ст...лбы.
  6. Ду..., сапо..., моло...ьба.
  7. Сторо...ка, лё...кий, тро...ник.
  8. Пло... (дерева), пл... сать, к...рмить.
  9. В...рить, х...лмистый, со...це.

Огромную помощь в развитии орфографических и грамматических навыков оказывают перфокарты при изучении тем “Правописание приставок”, “Чередующиеся гласные в корне”, “Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных”, “Правописание безударных личных окончаний глаголов” и др.

Очень интересный вид работы заключают в себе тестовые задания. Тестовые задания можно использовать на каждом уроке по данной теме как индивидуально, так и коллективно. Очень большое значение тестовые задания имеют и на обобщающих уроках, для контроля знаний обучающихся. (Приложение 9) Тестовые задания в настоящее время являются одним из наиважнейших форм использования наглядности на уроках русского языка, так как это прямое средство подготовки к Единому Государственному экзамену по русскому языку. В своей практике я использую различные виды тестового контроля во всех классах. Это и альтернативные тесты (верно – неверно, правильно – неправильно, да – нет), и избирательные тесты, в ходе выполнения которых ученик должен выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов. Тест может быть и конструктивным, то есть дан вопрос без вариантов ответа. Предлагаю задания и множественного выбора, и задания на восстановление соответствия, задания на восстановление последовательности и задания дополнения. По времени выполнения теста также использую разные способы: тест может быть рассчитан и на 5 – 7 минут, и на 15 – 20 минут, а может проводиться весь урок или даже два урока, если это итоговый тест.

Помимо указанных видов наглядности, я использую на своих уроках и много других. Все они служат для более эффективного запоминания материала. Мои исследования показали, что в классах, в которых систематически используется наглядность, выше уровень подготовки школьников.